Современная Проза Арутюнов С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против»: трактат

Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против»: трактат

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Современная Проза
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.11.2014
ISBN: 9785392162062
Язык:
Объем текста: 437 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

Плод соблазна на древе желаний

Что же такое брак?

Браки в дохристианских обществах

Религиозное понимание брака

Кодекс хаммурапи — один из первых говорящий о семье и браке

Брак в индуизме

Брак в буддизме

Брак в иудаизме

Брак в римском праве

Христианский брак

Исламский брак

Складывание института гражданского брака

Откуда есть пошла свадьба

Брачные обычаи народов мира как производные от отношения к женщине

Брачные обычаи, дожившие до наших дней: «Танец денег» и многое другое

Неравенство в неверности

Из брачной истории Европы

Русский брак от праславянства до советчины

Домострой

Концепция «Брака-клетки» и кризис церковного брака в царской России

Советская семейственность: от «Свободной любви» к традиционному браку

Смешанные браки в СССР: национальный вопрос

Современный брак: запад и восток

Равноправное партнерство: утопия или реальность?

То, что всегда будет мешать нормальному браку

Последнее «От автора»: ради одного дня — и ради всех остальных

Словарь интересных терминов



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



СОВЕТСКАЯ СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ: ОТ «СВОБОДНОЙ ЛЮБВИ» К ТРАДИЦИОННОМУ БРАКУ


Все изменила революция: и брак, и семью, и экономику домохозяйств, и самый фон русской жизни. Не только русской! Народы России и СССР испытали глубочайшее влияние советского брачного права: традиции мусульманские, например, отступили так далеко, что теперь целые штаты мулл вынуждены объяснять изначальный смысл исламского брака гражданам, еще 20 лет назад бывшим добрыми советскими обывателями.


Советское государство начало активно вытеснять церковь из брачных процессов и в конце концов вытеснило ее совсем.


Уже 18 декабря 1917 года, через пару недель после знаменитых первых советских декретов о мире и о земле, выходит декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся», в котором гражданский брак, заключенный в государственных органах, объявляется единственной формой брака.


Победа была полной. Всеобщее юридическое правило отсутствия у закона обратной силы милостиво оставило в силе церковные браки, заключенные до выхода декрета: переоформлять их в госорганах было не нужно.


Брачный возраст оставили без изменений: с 16 лет — женщины, с 18 — мужчины.


«Кожаные куртки» сохранили также петровский принцип взаимного согласия на брак.


Душевнобольных, во избежание рождения неполноценного потомства, точно так же, как при Петре, женить отказывались. Запрещался и брак между родными братьями и сестрами, а также между лицами, уже находящимися в брачных отношениях.


Уравняли в правах законных и незаконнорожденных детей. В революционной России дети, рожденные вне брака, имели право носить фамилию фактического отца, что при царе было строжайше запрещено.


Декрет постановлял устанавливать отцовство через суд.


Тогда же приняли декрет «О расторжении брака»: отныне разводы перешли из церковного ведомства в ведение великого и могучего советского государства в лице местных судов. никаких разрешений Синода (для православных) или римского папы (для католиков) для развода больше не требовалось — достаточно заявления. На того, кто признавался виновным в разрушении ячейки общества, больше не накладывалось церковного покаяния и запрета на последующие браки.


ОТ АВТОРА


От бабушки я слышал удивительную историю, верить в которую долго отказывался. В смутную пору установления советской власти в Пензенской губернии одну из бабушкиных сестер заметил проезжавший мимо их дома красный комиссар.


Велев остановить пролетку, он вышел и долго смотрел через штакетник на поразившую его женщину. Прадед, вышедший во двор, пригласил его зайти в дом, но тот, побледнев, отказался и бросился бежать по улице, сопровождаемый смешками сестер.


На следующий день он подстерег бедняжку в переулке, куда она свернула, идя на рынок, схватил и силой усадил в пролетку, велев гнать в церковь. Там его и ее, ни живую, ни мертвую, обвенчал испуганный священник, к голове которого для пущего согласия комиссар приставил наган.


Больше никто и никогда не слышал о судьбе этой женщины: сразу после венчания комиссар увез ее из Пензы прочь и навсегда пропал вместе с ней. Прадед, бросившийся в погоню, вернулся через несколько дней ни с чем...


Что стало с ними? Где окончились их дни? Родились ли у них дети? Под какой фамилией жили?


Запретил ли муж насильственно взятой жене видеться с родными или просто-напросто догнала их пуля, петля или пытка где-нибудь в диком поле, безвестном городке или губернской столице?


Этого мы уже никогда не узнаем.


Маленьким я спрашивал у бабушки, как могло так выйти, что комиссар, большевик, поволок свою «невесту» в церковь? Ведь комиссары не верят в Бога! Бабушка разводила руками и говорила — не знаю, может, и не верят, а этот, наверно, верил. Да и не было ничего другого тогда, чтобы жениться, некуда было идти, только в церковь.


И здесь она была 100 тысяч раз права.



...Теперь демографы спорят между собой о роли, которую советская власть сыграла в развитии традиционной русской семьи: не облегчен ли был развод специально с целью ее разрушения. По крайней мере поначалу — судите сами — все строгие ограничения, наложенные на русскую семью при царе, неуклонно и поэтапно снимались.


22 октября 1918 года (напомним, в стране идет Гражданская война, Советская республика на грани) принимается первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, детализировавший процедуру признания брака недействительным и еще более упростивший развод. Разводное дело может слушаться в суде заочно и не требует никаких фактических доказательств измены. Для принятия двойной фамилии или фамилии жены никакого высочайшего соизволения больше не требуется.




Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против»: трактат

В книге, предназначенной для самого массового читателя, известный московский поэт Сергей Арутюнов затрагивает широкий круг вопросов, связанных с гражданским браком в России и за рубежом вчера, сегодня и даже завтра.<br /> Трактат «Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» представляет собой краткую энциклопедию о браке, исполненную профессиональным литератором.<br /> На обложке произведение Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева» (1526).

199
Современная Проза Арутюнов С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против»: трактат

Современная Проза Арутюнов С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против»: трактат

Современная Проза Арутюнов С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против»: трактат

В книге, предназначенной для самого массового читателя, известный московский поэт Сергей Арутюнов затрагивает широкий круг вопросов, связанных с гражданским браком в России и за рубежом вчера, сегодня и даже завтра.<br /> Трактат «Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» представляет собой краткую энциклопедию о браке, исполненную профессиональным литератором.<br /> На обложке произведение Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева» (1526).

Внимание! Авторские права на книгу "Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против»: трактат" (Арутюнов С.С.) охраняются законодательством!