|
ОглавлениеПлод соблазна на древе желаний Браки в дохристианских обществах Кодекс хаммурапи — один из первых говорящий о семье и браке Складывание института гражданского брака Брачные обычаи народов мира как производные от отношения к женщине Брачные обычаи, дожившие до наших дней: «Танец денег» и многое другое Русский брак от праславянства до советчины Концепция «Брака-клетки» и кризис церковного брака в царской России Советская семейственность: от «Свободной любви» к традиционному браку Смешанные браки в СССР: национальный вопрос Современный брак: запад и восток Равноправное партнерство: утопия или реальность? То, что всегда будет мешать нормальному браку Последнее «От автора»: ради одного дня — и ради всех остальных Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРУССКИЙ БРАК ОТ ПРАСЛАВЯНСТВА ДО СОВЕТЧИНЫЗнаете ли вы Россию? Нет, вы не знаете. И я не знаю. Пропустим второй Рим (так же, как первый, тысячелетнюю Византию со столицей в Константинополе) хотя тамошние брачные отношения тоже занятны, они являлись именно рецепционными, то есть производными от римского права и в принципе недалеко ушли от него. В Византийской империи долгое время (до предписания императора Алексея I Комнина в 1092 году) заключение брака регулировалось нормами римского права, которое требовало юридического оформления (заключения письменного договора) только для высших сословий. 89-я новелла Льва VI Мудрого (около 895 года), предписывавшая заключать брак только с церковного благословения, касалась лишь свободных лиц, то есть не рабов. Окончательное запрещение заключения брака без ведома и благословения приходского священника последовало при императоре Андронике II Палеологе (1282—1328) и патриархе Афанасии I (1289— 1293; 1303—1309). Что же в третьем Риме, который еще не осознавал себя таковым, — каков был брак у наших далеких предков? Юрист Сергей Колесников о браке в Киевской Руси пишет примерно так: Русская семья в дохристианский период была семьей патриархальной. Управлялась она отцом и мужем вследствие фактического закрепощения женщины, происшедшего в результате уменьшения ее экономической роли в обществе и сосредоточения богатства в руках собственника — мужчины. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Многоженство (полигиния — один мужчина и несколько женщин) не получило широкого распространения в Киевской Руси и охватывало лишь незначительную часть господствующего класса феодалов, прежде всего княжескую и боярскую среду. Как свидетельствуют источники, до принятия христианства у князя Владимира было пять жен и 800 наложниц. Автор «Повести временных лет», рисуя картину языческого быта восточных славян, повествует о свадебных обрядах у разных славянских племен. Распространенной формой заключения брака во многих славянских племенах было так называемое умыкание — похищение невесты и торжественное «приведение» невесты в дом жениха. например, у вятичей, радимичей и древлян умыкание осуществлялось возле воды. Известна также другая форма свадебного обряда — «вождение» жениха и невесты вокруг дуба или вербы, которое имело, несомненно, также свадебное ритуальное значение. Эти формы языческих брачных обрядов еще долго держались в народе, который не желал принимать церковное таинство бракосочетания. После принятия христианства на Руси в конце X века брачно-семейные отношения стали регулироваться церковными нормами права. С принятием православной модели христианства на Русь пришло и византийское право, традиции, догматы православной морали, в основе которых были достижения римской цивилизации («Эклога» VII века и «Прохирон» IX века), номоканон и др. Также были созданы собственные источники права, которые регулировали отношения в браке и семье. К ним относятся церковные уставы князя Владимира и князя Ярослава, Кормчая книга. К основным социальным функциям средневековой семьи относятся: — репродуктивная (воспроизводства населения); — экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; — хозяйственно-бытовая — ведение хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; — воспитательная — социализация молодого поколения; — социально-статусная — предоставление определенного статуса членам семьи; — психологического убежища — место снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. ОСНОВОЙ СЕМЬИ ДЛЯ СЛАВЯН ЯВЛЯЛСЯ БРАКБудучи монопольным юридическим учреждением в регулировании брачно-семейных отношений, православная церковь закрепила за собой прежде всего монопольное право на заключение брака. Византийским правом устанавливался низкий брачный возраст для вступления в брак: 12—13 лет для невесты и 14—15 лет для жениха. Требовалось согласие вступающих в брак и их родителей, а также отсутствие близкого кровного родства. В Киевской Руси, как и в других странах средневекового мира, вступали в брак довольно рано. Согласно требованиям канонического права, установленным церковью, родство между желающими вступить в брак исчислялось коленами — количеством родственников в генеалогической линии от жениха вверх к общему предку и дальше вниз к невесте. Согласно «Уставу в брацех», до конца X века разрешался брак только между 7-м и 8-м коленами, то есть между четвероюродными братом и сестрой. Более близкие родственники не имели права вступать в брачные отношения. Кроме того, запрещалось вступать в брак детям одних родителей и племянникам с теткой или дядей. Для нарушителей запрета предусматривалась санкция. В соответствии со ст. 16 Устава князя Ярослава: «Аще ближнии род поимется, митрополиту 40 гривен, а их разлучити, опитемию приимуть». Переводим: в случае инцеста (интимных отношений между близкими родственниками), штраф выплачивается митрополиту, а любовники разлучаются с наложением епитимьи (церковного покаяния в различных видах). С принятием христианства на Руси не потеряли своего значения и правовые обычаи дохристианского периода, которые со временем приобрели юридическое оформление в писаном праве. Так, свадебному обряду на Руси предшествовала помолвка, которая проводилась в доме родителей невесты. При этом обязательным кушаньем на столе был сыр, который выносила к столу будущая невеста. Соглашение о браке молодых своеобразно скреплялось обрядом «краяння» — разрезания сыра на куски. Внимание! Авторские права на книгу "Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против»: трактат" (Арутюнов С.С.) охраняются законодательством! |