Юридическая Чучаев А.И., Фирсова А.П. Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация

Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.01.2014
ISBN: 9785392015191
Язык:
Объем текста: 304 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Понятие уголовно-правового воздействия. § 1. Сущность уголовно-правового воздействия

§ 2. Содержание уголовно-правового воздействия

§ 3. Временные рамки реализации уголовно-правового воздействия

Глава II. Объект уголовно-правового воздействия: понятие, исторические корни. § 1. Теории объекта уголовно-правового воздействия

§ 2. Объект уголовно-правового воздействия в дореволюционный период

§ 3. Объект воздействия в советском уголовном праве

Глава III. Правовой статус личности как объект уголовно-правового воздействия. § 1. Сущность и содержание правового статуса личности

§ 2. Пределы ограничения правового статуса личности

Глава IV. Механизм уголовно-правового воздействия. § 1. Понятие механизма уголовно-правового воздействия

§ 2. Дифференциация уголовно-правового воздействия в процессе его реализации

Глава V. Классификация уголовно-правового воздействия. § 1. Проблемы классификации уголовно-правового воздействия

§ 2. Классификация уголовно-правового воздействия по объекту

§ 3. Классификация уголовно-правового воздействия по характеру предмета

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 3. ОБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ


На первоначальном этапе развития советского государства происходит формирование нового уголовного законодательства и постепенный отказ от дореволюционных норм. Главными составляющими права на тот период являются аналогия и «революционное правосознание». В. М. Сырых отмечает, что судебные органы по своему усмотрению трактовали не только составы преступлений, но и меры воздействия за их совершение. По приговору суда виновным запрещалось выступать на собраниях, объявлялся выговор в присутствии суда, предписывалось пройти курс политграмоты.


Декларирование принципа равноправия граждан отнюдь не исключало классовый характер права и государства. Господствующая идеология и политическая доктрина полагали оправданным двусторонний процесс «реализации» данного положения как устранения ранее действовавших дискриминационных мер по отношению к представителям «эксплуатируемых» классов при параллельном установлении ограничений в отношении бывших привилегированных сословий.


Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г. своей задачей провозгласили «охрану посредством репрессии системы общественных отношений, соответствующей интересам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата» (ст. 3). При определении меры наказания судам предписывалось учитывать в числе прочих обстоятельств следующее: совершено ли преступление лицом, принадлежащим к имущему классу, с целью восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или неимущим в состоянии голода или нужды (ст. 12).


Уголовно-правовая терминология преобразовывается в соответствии с требованиями социологической доктрины, разрабатывается принципиально новый подход к уголовно-правовому воздействию в целом, отдельным его мерам и основанию их применения. Легально закрепляются понятия «опасные элементы» и «меры социальной защиты». Совершение запрещенного уголовным законом деяния перестает выступать единственным основанием государственного принуждения и критерием опасности личности. Согласно ст. 7 УК РСФСР 1922 г. опасность лица определяется как осуществление «действий, вредных для общества, или деятельности, свидетельствующей о серьезной угрозе общественному правопорядку». Лица, признанные судом социально-опасными, могли быть лишены по приговору суда права пребывания в определенных местностях на срок до трех лет (ст. 49 УК РСФСР 1922 г.).


Значительно изменились способы воздействия на объект.


Согласно ст. 25 Руководящих начал осужденный мог ограничиваться в следующих правах:


— имущественных — посредством применения конфискации всего или части имущества; восстановления либо возмещения причиненного ущерба;


— трудовых — в случаях отрешения от должности; воспрещения занимать ту или иную должность или исполнять ту или другую работу; исполнения принудительных работ без помещения в места лишения свободы;


— чести и достоинства — посредством выражения общественного порицания; объявления врагом революции или врагом народа;


— политических — при внушении; объявлении бойкота; исключении из объединения на время или навсегда; лишении политических прав;


— права на личную свободу — при принуждении к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти известный курс обучения); отбывании наказания в виде лишения свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события (окончания гражданской войны, построения социализма);


— жизни — посредством расстрела.


Многие из перечисленных мер весьма условно отнесены к той или иной группе, поскольку их характер сложно определить. В. М. Сырых, справедливо отмечая оригинальность установленной Руководящими началами 1919 г. системы наказаний, пишет о ее необоснованности с точки зрения принципов уголовного права, поскольку ряд мер затрагивают такую сферу деятельности лица, в которую государство и органы правосудия вообще не должны вторгаться.


Так, бойкот и исключение из объединения традиционно используются общественными объединениями в отношении своих членов за нарушение уставных обязанностей. Возмещение причиненного ущерба представляет собой гражданско-правовое обязательство, возникающее из причинения вреда здоровью или имуществу других лиц. Порочащие наказания, имеющие предметом честь осужденного, являются социальными средствами воздействия, еще дореволюционные юристы называли их неэффективными по причинам неделимости и невознаградимости.


В этом отношении характер правоограничений по УК РСФСР 1922 г. представляется более традиционным. Законодатель справедливо отказался от ранее установленных принуждения к действию, не представляющему физического лишения; объявления под бойкотом; исключения из объединения на время или навсегда; объявления врагом революции или врагом народа.


Новеллой являлась регламентация изгнания. Осужденный к данному виду наказания лишался права пребывания на территории РСФСР на срок или бессрочно. В новом качестве сохраняется наказание в виде возложения обязанности загладить причиненный вред. Осужденный должен был личными усилиями, точно указанными в приговоре, устранить последствия правонарушения или возместить причиненный потерпевшему ущерб (ст. 45 УК РСФСР 1922 г). Следовательно, исключался имущественный характер такого воздействия, направленного на свободу лица в широком ее понимании (в отличие от Руководящих начал 1919 г., предусматривающих восстановление либо возмещение причиненного ущерба).


УК РСФСР 1922 г. в систему наказаний был возвращен штраф. При этом пределы лишения имущественных прав ни Общая, ни Особенная часть закона не определяли. Размер денежного взыскания полностью зависел от усмотрения суда.


Конкретизируется содержание поражения прав. Данная мера могла состоять в лишении на срок до 5 лет активного и пассивного избирательного права; активного и пассивного избирательного права в профессиональных и других организациях; права занимать ответственную должность, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде, поручителем и опекуном; а по особому постановлению суда и в лишении ордена Красного или Трудового Красного знамени (ст. 40, 41 УК РСФСР 1922 г.).


В трудовых правах лицо могло быть ограничено посредством назначения принудительных работ на срок от 7 дней до 1 года. По характеру ограничений правового статуса личности можно выделить две разновидности этой меры. В первом случае виновный продолжал заниматься своей профессией с изменением условий труда (понижением по тарифному разряду, обязательными сверхурочными работами, переводом в другое учреждение или другую местность); во втором — направлялся на работы неквалифицированного физического труда (ст. 35 УК РСФСР 1922 г.).


Ограничения в свободе возлагались на срок от 6 месяцев до 10 лет (по Руководящим началам и до наступления определенного события). Мера лишений дифференцировалась по степени воздействия на свободу передвижения осужденных. В соответствии с этим наказание могли исполнять места лишения свободы, исправительно-трудовые дома, трудовые сельскохозяйственные и ремесленные колонии, переходные исправительные дома. При этом все заключенные привлекались к труду, по возможности в соответствии со своими специальными знаниями и способностями (ст. 34 УК РСФСР 1922 г.).


Нормативно политика советского государства в отношении лишения жизни лиц, совершивших общеуголовные преступления, имела нестабильный характер. Смертная казнь неоднократно отменялась и вновь вводилась в действие. Однако фактически историки отмечают имевшую место практику не только ее широкого использования (как к военным, так и к гражданскому населению), но и возрождения «средневековых» традиций по способам лишения жизни (сожжением, например) и наказания неопределенного круга лиц (по жребию).


Иные меры уголовно-правового воздействия, по терминологии УК РСФСР 1922 г. — «иные меры социальной защиты», могли подвергать воздействию различные стороны правового статуса личности: трудовые права, права на свободу передвижения и выбор места жительства, организацию досуга.


А. И. Чучаев обоснованно отмечает, что иные меры предусматривались двух видов: назначаемые самостоятельно, в порядке замены наказания, и дополнительно к уголовному наказанию. К первым относились помещение в учреждение для умственно или морально дефективных, принудительное лечение; ко вторым — воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом, удаление из определенной местности.




Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация

В работе исследуется уголовно-правовое воздействие как комплексная проблема; рассматриваются его сущность, содержание и временные границы, объект, правовой статус личности, механизм и классификация. Сформулированы предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.<br />             Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

209
Юридическая Чучаев А.И., Фирсова А.П. Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация

Юридическая Чучаев А.И., Фирсова А.П. Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация

Юридическая Чучаев А.И., Фирсова А.П. Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация

В работе исследуется уголовно-правовое воздействие как комплексная проблема; рассматриваются его сущность, содержание и временные границы, объект, правовой статус личности, механизм и классификация. Сформулированы предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.<br />             Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация" (Чучаев А.И., Фирсова А.П.) охраняются законодательством!