|
ОглавлениеГлава 1. Психология как наука. 1.1. Определение. Психика как предмет психологии 1.2. Методология и методы психологии 1.3. Основные аспекты психологии как науки 1.4. Основные разделы и направления современной психологии 1.5. Место психологии в системе других наук 1.6. Становление и современное состояние психологии как науки Глава 2. Познавательные процессы человека 2.1. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущения и восприятие Глава 3. Психология личности. 3.1. Понятие личности 3.3. Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент и характер 3.4. Потребностно-мотивационная сфера личности 3.5. Психология эмоциональной и волевой регуляции Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу3.5. Психология эмоциональной и волевой регуляцииЧто бы мы ни делали — читаем ли книгу, общаемся с друзьями, слушаем музыку — мы всегда проявляем свое личное отношение к окружающему миру. Одно нас радует, другое огорчает, третье разочаровывает или, может быть, даже пугает. Радость и грусть, разочарование и страх, и многое другое — все это наши чувства и эмоции. Эмоции, как и другие психические процессы, являются особой формой психического отражения, однако в данном случае оно происходит не в форме образов предметов, их свойств и т. п., а в форме непосредственного субъективного переживания, оценки воспринимаемых явлений. Эмоции возникают всякий раз, когда происходящее обретает некую значимость для человека. Как вид психического отражения эмоциональное состояние отражает определенные взаимоотношения между человеком и внешним миром, поэтому зависит не только от специфики конкретной ситуации, но и от внутреннего состояния индивида, а именно от его потребностей, мотивов, стремлений, особенностей характера и т. п. Именно поэтому одна и та же ситуация может вызвать абсолютно разные эмоции у разных людей. Стоит отметить, что эмоциональная сфера человека не ограничивается собственно эмоциями: в зависимости от времени протекания, интенсивности и устойчивости выделяют также аффекты, чувства и настроения. Под аффектами понимают кратковременные, бурно протекающие состояния, характеризующиеся чрезвычайно сильными переживаниями, яркими внешними проявлениями, резким снижением самоконтроля (вследствие этого в юриспруденции признание состояния аффекта является фактором, смягчающим уголовную ответственность). Чувства — это устойчивые эмоциональные состояния, отражающие субъективное отношение человека к какому-либо конкретному объекту, а не к ситуации в целом (например, чувство любви к кому-то, страх чего-то). Настроением называют продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, на фоне которого протекают другие психические процессы. Эмоции, в отличие от чувств, не имеют привязки к какому-то конкретному объекту (испытывая эмоцию страха, нам просто страшно, а переживая чувство страха, мы боимся конкретной вещи). В отличие от аффектов они могут протекать и без видимых физиологических изменений, а также иметь более слабую интенсивность. От настроения же эмоции отличает большая выраженность и меньшее время существования. Многие мыслители прошлого стремились к пониманию природы эмоций, их роли в жизни человека. Так, античные философы исходя из дуалистических представлений о человеке противопоставляли разум и страсти (вспомним известный миф о вознице Платона, где Разум и Чувства — непримиримые соперники, управляемые возницей — Волей), при этом эмоции представлялись как нечто дурное, мешающее разумной жизни человека. «Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души», — говорил Сократ. Философы периода Средневековья (например, Августин), основываясь на религиозных идеях, призывали людей заботиться в первую очередь о душе, усилиями воли подавляя чувственные стремления. Одна из первых работ, рассматривающая эмоциональную сферу человека с разных сторон, принадлежит Р. Декарту («Страсти души», 1649). Постулируя параллельное существование тела и духа, он выделил два вида страстей: первичные, отражающие состояние человеческого организма (например, физиологическая страсть голода или боли), и вторичные, сигнализирующие о состоянии души. Страсти, по мнению Декарта, выполняют функцию объединения души и тела: именно страсти «учат» душу желать того, что природа признала полезным. Другой яркий подход к эмоциям человека в эпоху Просвещения представлен в работе Б. Спинозы (в третьей части знаменитой «Этики»: «О происхождении и природе аффектов», 1677). Отвергая разделение природы человека на материальное и духовное, он признавал только одну субстанцию — Природу, естественными проявлениями которой являются аффекты (так Спиноза именовал эмоции). Аффекты являются некими состояниями тела, увеличивающими или уменьшающими способность этого тела к действию. Таким образом, согласно взглядам Спинозы аффекты имеют власть над людьми, определяя их действия и поступки. Кроме того, в учении Спинозы содержится первая попытка описать динамику развития эмоций. По его мнению, все эмоциональные состояния разными способами формируются из трех первичных аффектов: удовольствия, неудовольствия и желания. О биологической значимости эмоций впервые заговорил создатель теории естественного отбора Ч. Дарвин (конец XIX в.). Проанализировав большое количество выразительных движений млекопитающих, выполняющих в животном мире сигнальную функцию (предупреждения об опасности, например), он пришел к выводу о том, что эмоциональные реакции человека являются остатками его животного существования, рудиментами инстинктивных действий приматов. Несмотря на то что в теории Дарвина было немало недостатков, его взгляды оказали существенное влияние на последующее развитие теорий эмоций. На начальном этапе становления экспериментальной психологии эмоций исследователи в первую очередь ставили перед собой задачу описания специфики этих явлений. Так, Вундт описал трехкомпонентную (трехмерную) модель эмоционального процесса, согласно которой любое чувство можно представить в виде точки в трехмерном пространстве, координаты которого образуют оси: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Дальнейшее развитие психологии эмоций шло по трем направлениям: — детерминистские теории, в центре внимания которых находятся механизмы возникновения эмоциональных явлений («периферическая» теория Джемса — Ланге, «центральная» теория Кэннона — Барда и др.); — функциональные теории, рассматривающие эмоции через призму функций, которые они выполняют в жизни человека (комплексная теория Крюгера, мотивационная теория эмоций); — теории базовых эмоций, направленные на исследование составляющих эмоциональной сферы (теория Изарда и др.). Внимание! Авторские права на книгу "Психология. Краткий курс" (Макогон И.К.) охраняются законодательством! |