|
ОглавлениеВместо введения. Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности Глава 2. Человек как предмет философского осмысления: от онтологии к этике Глава 3. Классические варианты рассмотрения проблемы Глава 4. Происхождение и сущность нравственности как фундамента права Глава 5. Правовые скрепы государства: история и современность Глава 6. Ценностное измерение права в современном обществе: приоритет нравственности Abstract Value measuring of law in modern society: priority of morality Приложение. Методические материалы к курсу «Профессиональная этика для юристов» Обучающемуся на заметку. Имя в науке Научная школа в составе коллектива кафедры философских и социально-экономических дисциплин Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуВместо заключенияМораль, что называется, такова: перспективным видится только органичное взаимодействие нравственности и права при явном и оправданном приоритете именно первого над вторым. Тогда и только тогда человеческое в человеке не исчезнет, а подлинно культурное в обществе будет углубляться и множится. Ни то, ни другое не может быть утверждено страхом или принуждением. При этом само понятие «человеческое», как, впрочем, и любое другое понятие в духовно-нравственной сфере, не может быть математически однозначным. Вместе с тем, строго говоря, нельзя полностью согласиться с мнением К. А. Свасьяна, согласно которому человеческое «поддается обобщениям… не иначе как ценою умаления, смещения в массовое, безликое. Исключением был бы какой-нибудь один человек, который настолько осуществил бы себя в своем человеческом, что, не переставая быть собой, воплощал бы собой само понятие «человек». Думается, что вся мировая культура, включая философию и этику, базируется именно на подобных образцах. К примеру, Конфуций, тот же Сократ, Л. Н. Толстой, А. Швейцер и другие, будучи великими моралистами, как раз олицетворяют собой и воплощают в своих идеях это человеческое в человеке. Можно с уверенностью утверждать, что все многообразие исторических и сегодняшних событий в социуме убедительно свидетельствует об особой роли феномена нравственности как, условно говоря, концентрированного выражения человеческого в человеке. Не случайно ставка на доверие к человеку — это один из достаточно эффективных, вполне современных и исторически проверенных методологических и ценностных инструментов решения сложнейших и масштабных проблем применительно к обществу в целом и его основным сферам. Соответственно, его применение предполагает минимизацию или даже отказ от сугубо силовых способов каких-либо качественных изменений. Классическим примером может выступить успешный опыт реализации идеи непротивления злу силой в одной из крупнейших стран современного мира. И, наоборот, в условиях, когда в угоду политическим, идеологическим, религиозным, особенно националистическим соображениям напрочь игнорируют общечеловеческие нравственные ценности, наступает хаос с тяжелейшими последствиями (за примерами, что называется, далеко ходить не надо: достаточно посмотреть на соседнее государство). Следует подчеркнуть, что именно совестливые и уважительные отношения между людьми не только делают общество стабильным и устойчивым, но и обеспечивают соответствующую динамику его развития. Разумеется, в реальной действительности, как правило, имеется множество препятствий на пути развертывания отношений в русле добра. Речь идет о межличностных и групповых конфликтах интересов, эгоистических устремлениях, элементарной зависти и проч. Однако именно действия каждого во благо сообщества, реальные отношения взаимопомощи между людьми составляют основной фактор всей социальной эволюции. Правда, указанные соображения и разного рода нравственно-критические оценки того, что происходит во власти и вокруг нее часто остаются без должного внимания со стороны представителей той же власти. В ряде случаев это связано с нерешительностью, непоследовательностью и соглашательством самих оппонентов последней, в том числе и тех, кто, условно говоря, надевает на себя тогу моралистов. Размышляя о реальном положении вещей с ориентацией на будущее, важно подчеркнуть, что совершенствование правовых отношений и структур является одним из гарантов сохранения и развития цивилизации. Именно поэтому следует искать и реализовывать некий оптимальный вариант соотношения права и нравственности. При этом чрезвычайно важно учитывать особенности отечественной культуры. Важнейшими среди этих особенностей выступают, прежде всего, практически-нравственная ориентация ее субъектов, поиск правды во всем и т. п. Внимание! Авторские права на книгу "Нравственность и право. Учебное пособие" ( Артемов В.М. ) охраняются законодательством! |