Юридическая Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Нравственность и право. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.02.2018
ISBN: 9785392278794
Язык:
Объем текста: 208 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вместо введения. Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности

Глава 1. Предмет и теоретико-методологические основания анализа проблемы соотношения нравственности и права

Глава 2. Человек как предмет философского осмысления: от онтологии к этике

Глава 3. Классические варианты рассмотрения проблемы

Глава 4. Происхождение и сущность нравственности как фундамента права

Глава 5. Правовые скрепы государства: история и современность

Глава 6. Ценностное измерение права в современном обществе: приоритет нравственности

Abstract Value measuring of law in modern society: priority of morality

Вместо заключения

Приложение. Методические материалы к курсу «Профессиональная этика для юристов»

Обучающемуся на заметку. Имя в науке

Научная школа в составе коллектива кафедры философских и социально-экономических дисциплин

Хрестоматия

Глоссарий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Классические варианты рассмотрения проблемы


Приступая к данной главе, важно подчеркнуть важное методологическое положение: все феномены, особенно социальные, тем более, связанные с тонкими духовно-мировоззренческими, ценностными поисками и основаниями, следует рассматривать в их внутренней глубинной взаимосвязи. Как правило, здесь все складывается всерьез и надолго, ибо касается самого главного в человеке и обществе — осмысленных целей и ориентиров. Если и бывают случайности, то они выполняют роль катализатора, способного ускорить тот или иной ранее созревающий ценностный выбор. Последний попросту необходим для жизни и деятельности в социокультурном пространстве и соответствующем времени. В данном отношении, кстати, следует обратить внимание на воспитательную функцию философии как особой формы общественного сознания и фундаментальной науки.


При всей изменчивости и многообразии жизни социума в целом, имеются некие, что называется, типичные исторические повторы в плане появления своеобразных болевых точек, о которые зачастую мыслятся в качестве особых и исключительных. Интересно в этой связи обратить внимание на эпиграф-цитату к лекции В. Щеглова «Нравственность и право в их взаимных отношениях»: «Самое серьезное наше бедствие состоит в той глубокой розни, которое существует теперь между всеми умами относительно всех основных правил, твердость которых есть первое условие социального порядка (И. Кант)». Ссылаясь на немецкого классика, он сам разделял эту констатацию, но уже применительно к России конца позапрошлого века. Интересно, что в самом начале 20 века великий Л. Н. Толстой еще более четко и выпукло указывает на сложность ситуации в тогдашней России: «Ужасно то, душевное, умственное расстройство, которое лежит в основе всех этих бедствий… большинство русских людей живет без какого бы то ни было нравственного или религиозного обязательного для всех закона…» В известном смысле можно и сегодня в целом согласиться с актуальностью этих слов, особенно применительно к закону нравственному. Правда, слово «большинство» оставлю под вопросом.


Вообще, в современном мире налицо своего рода ценностное «затмение» и «раскол разума». Размышляя о последнем, М. Хоркхаймер особо выделял спасительную роль философии. «Задача философии,— писал он,— заключается не в том, чтобы упрямо держаться за одно из этих понятий, отвергая другое, но в том, чтобы способствовать их взаимной критике, подготавливая тем самым по возможности интеллектуальную почву для их примирения в действительности… И поскольку наше время — время повсеместного триумфа изолированного субъективного разума, что чревато фатальными последствиями, акцент этой критики должен скорее приходиться на объективный разум…» Хотя эти слова относились в основном к Западу, где, по В. В. Зеньковскому, «душа убывает, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством; совесть заменяется законом, внутренние побуждения — регламентом, даже благотворительность превращается в механическое дело…», в известном смысле они касаются и нашей страны сегодня. Пройдя известный путь на постсоветском этапе, она, увы, обрела не только некий позитив конструктивного обновления, но и (во многом) негатив, идущий именно с Запада. По крайней мере это касается ценностной неразберихи и ослабления духовно-нравственных скреп.


В такой ситуации целесообразно сосредоточиться на главном, выделить то, на чем следует сосредоточиться специально и основательно. Пусть даже об этом многие размышляли и раньше. Требуются новые и новые усилия даже в постановке и решении так называемых вечных проблем. Они-то на поверку и оказываются наиболее актуальными. К их числу, как было не раз сказано выше, относится проблема соотношения нравственности и права.




Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

179
 Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Нравственность и право. Учебное пособие" ( Артемов В.М. ) охраняются законодательством!