Юридическая Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Нравственность и право. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.02.2018
ISBN: 9785392278794
Язык:
Объем текста: 208 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вместо введения. Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности

Глава 1. Предмет и теоретико-методологические основания анализа проблемы соотношения нравственности и права

Глава 2. Человек как предмет философского осмысления: от онтологии к этике

Глава 3. Классические варианты рассмотрения проблемы

Глава 4. Происхождение и сущность нравственности как фундамента права

Глава 5. Правовые скрепы государства: история и современность

Глава 6. Ценностное измерение права в современном обществе: приоритет нравственности

Abstract Value measuring of law in modern society: priority of morality

Вместо заключения

Приложение. Методические материалы к курсу «Профессиональная этика для юристов»

Обучающемуся на заметку. Имя в науке

Научная школа в составе коллектива кафедры философских и социально-экономических дисциплин

Хрестоматия

Глоссарий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Обучающемуся на заметку


Публикуемые ниже материалы автора призваны помочь обучающимся, во-первых, расширить научные представления об истории этических учений применительно к России; во-вторых, познакомиться с деятельностью философско-правового клуба «Нравственное измерение права», дающего возможность в практическом ключе соединять обучение и науку.


Имя в науке


В. М. Артемов


Взаимопомощь как приоритетная ценность в этике П. А. Кропоткина: опыт актуальной реконструкции


Аннотация. С позиций потребностей и запросов современного общества, находящегося в состоянии глубокого нравственного кризиса, осмысливается научно-гуманистическая концепция П. А. Кропоткина, 170-летие со дня рождения которого прогрессивная общественность отметила совсем недавно. Широкая мировая известность последнего связана, прежде всего, с последовательными подвижническими усилиями (теоретическими и практическими) в деле развертывания позитивно-утверждающего понимания человека и его возможностей в плане развития и совершенствования социального целого. Огромная теоретическая и прогностическая сила его идей во многом обусловлена также аргументированным и убедительным доказыванием значимости взаимопомощи как приоритетной ценности. Она же отстаивалась и воплощалась в самой жизненной практике великого русского мыслителя и общественного деятеля. В качестве своеобразного индикатора состоятельности его личностного бытия в целом видится гармония свободы и нравственности. Основа авторской позиции заключается в том, что зрелая свобода в сущности предполагает нравственное измерение. Именно по этой причине мы рассматриваем ответственность как оборотную сторону свободы. Данный подход позволяет глубже понять и решить проблему соотношения свободы, нравственности и права. Известное критическое отношение к государству со стороны представителя русского классического анархизма не исключает признание заслуг и возможностей такого права, которое действительно базируется на нравственном фундаменте и способствует усилению потенциала свободы в справедливо устроенном обществе. Творческий вклад настоящего философа является перспективным для нравственного возрождения современного человека, совершенствования общества в целом и его отдельных институтов, включая право.


Ключевые слова: современное общество, человек, нравственный кризис, этика, духовные ценности, проблема приоритетов, взаимопомощь, Россия, П. А. Кропоткин как философ, проблема соотношения свободы, нравственности и права.


Осмысление ситуации в современном обществе, включая Россию, приводит к выводу о том, что в течение жизни уже нескольких поколений неуклонно продолжает снижаться духовно-нравственный потенциал человека, социальных групп и социума в целом. Угрожающей представляется и тенденция понижения, так сказать, планки образования и культуры в целом.


Из-за того, что нормальные, то есть нравственно состоятельные, готовые помочь другим, работающие, имеющие здравый смысл и разум люди практически отодвинуты на второй план, продолжает размываться сам критерий того, что значит быть современным человеком. «Героями нашего времени» все чаще становятся не личности в собственном смысле этого слова, то есть не люди, подвижническая деятельность которых ведет к совершенствованию и процветанию социокультурного целого, а те, кто в угоду какой-либо конъюнктуре, условно говоря, оказываются на виду средств массовой информации. Последние облюбовали такие популярные площадки, как экономика, точнее, перманентный экономический кризис; политика, точнее, скандалы партийно-выборного плана; разного рода шоу с участием одних и тех же персон из «элиты», конъюнктурное кино и т. п. На периферии остается действительно значимое, а толпа заменяет общество.


Так, недавно прошедший в Нижнем Новгороде VI российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (27–30 июня 2012 г.) практически не был освещен в СМИ. Неужели сегодняшнему больному обществу не нужна мудрость или хотя бы попытки культивирования любви к ней? Интересные выступления наших философов, таких как А. А. Гусейнов, В. А. Лекторский, В. С. Степин и др., наверняка способствовали бы его оздоровлению, если бы они стали достоянием более широкой аудитории. В этой связи вспоминается суждение, сделанное достаточно высокопоставленным чиновником на пленарном заседании того же конгресса. Смысл примерно таков: мы (надо полагать те, кто управляет) придерживаемся простой философии — каждый должен удовлетворять свои потребности сам. Кстати, такая «простота», по-видимому, проявилась в самой организации работы философов России и многих гостей из разных стран: все участники были размещены в совершенно разных точках города, секционные заседания проходили таким же образом; тезисы выступлений не были готовы в срок и т. п. Такая организация скорее ведет не к объединению, а к разобщению тех, кто мыслит.


Разумеется, глубокая философская мысль прямо не зависит от каких-то внешних условий и сама по себе благотворно влияет на социальное целое, не нуждаясь в специальном одобрении большинства. Однако эта мысль, как минимум, должна быть услышана. Кроме того, у философии, точнее, у философов есть особая социальная миссия, заключающаяся, в частности, в том, чтобы глубже проникнуть в насущные проблемы, дать им собственно теоретическое объяснение, наметить пути их решения. Ее (миссии) выполнение связано с таким тонким измерением, как личностные, сугубо нравственные качества тех, кто мыслит и позиционирует себя соответствующим образом.


Думается, что прошедший в августе 2013 года XXIII Всемирный философский конгресс во многом подтвердил это. Хотя его организация тоже могла бы быть получше (в частности, на секционных заседаниях отсутствовал перевод с русского языка на английский, не все записавшиеся в докладчики в действительности выступили в качестве таковых и т. п.), в содержательном смысле, на мой взгляд, все прошло очень интересно и результативно. Показательно, что открытие Конгресса проходило на Акрополе. Наблюдая сотни и даже тысячи (прибыло и зарегистрировались 3200 человек, в том числе из России — 467), можно было убедиться в том, что философия продолжает не просто существовать, но и набирать силу в соответствии с новыми потребностями человека и общества.


Вспоминается, в частности, следующее: во время подготовки презентации к авторскому докладу на секции «Философия ценностей» студентка Афинского университета, увидев на мониторе высветившееся содержание моей карты памяти, на которой были первичные наработки к настоящей статье, радостно воскликнула: «О, Кропоткин!» Но выступать на заседании секции (кстати, единственному из пяти записавшихся) пришлось по другой теме, касающейся проблеме увеличения нравственного измерения в праве. В связи с неготовностью других докладчиков (совершенно неожиданно) выступал втрое дольше запланированного, столько же отвечал на вопросы достаточно многочисленной аудитории. Зато приятно вспомнить, что предложенная концепция усиления нравственности в праве получила поддержку. По ходу можно заметить, что дефицит нравственности, особенно ответственности, налицо не только в праве.


В целом духовную сферу, да и все иные сферы общества может выправить только, условно говоря, равновеликая сила — сам человек как человек. Речь идет прежде всего о самом главном в человеке — о тонких чувствах, глубоких мыслях, благородных мотивах поведения, высоких и достойных ценностных предпочтениях и ориентирах, прежде всего нравственных.


Своеобразным же нервом нравственности выступает человеческое в человеке. Так как нравственность является предметом этики, сегодня, как никогда ранее, требуется сугубо этический взгляд на происходящее. В конечном счете из тупика может вывести лишь последовательная и многосторонняя этизация отношений и институтов в обществе. По существу, речь идет о выстраивании некоего спасительного для всех общего дела, об устойчивой совокупности нравственно оправданных поступков и действий самих людей на всех уровнях социума.




Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

179
 Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Нравственность и право. Учебное пособие" ( Артемов В.М. ) охраняются законодательством!