Юридическая Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Нравственность и право. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.02.2018
ISBN: 9785392278794
Язык:
Объем текста: 208 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вместо введения. Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности

Глава 1. Предмет и теоретико-методологические основания анализа проблемы соотношения нравственности и права

Глава 2. Человек как предмет философского осмысления: от онтологии к этике

Глава 3. Классические варианты рассмотрения проблемы

Глава 4. Происхождение и сущность нравственности как фундамента права

Глава 5. Правовые скрепы государства: история и современность

Глава 6. Ценностное измерение права в современном обществе: приоритет нравственности

Abstract Value measuring of law in modern society: priority of morality

Вместо заключения

Приложение. Методические материалы к курсу «Профессиональная этика для юристов»

Обучающемуся на заметку. Имя в науке

Научная школа в составе коллектива кафедры философских и социально-экономических дисциплин

Хрестоматия

Глоссарий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
Происхождение и сущность нравственности как фундамента права


Возможно, постановка проблем происхождения и сущности нравственности в ситуации острых социально-экономических и политико-правовых коллизий в современном обществе кому-то может показаться не совсем актуальным занятием. Тем не менее, выбранная нами линия этико-философской реконструкции известного исторического и теоретического материала, связанного с началом человеческой истории, представляется не только весьма актуальной, но и, в известном смысле, спасительной для общества, оказавшегося в своеобразной ловушке безудержного потребления. Подобно тому, как еще в доисторические времена люди были практически бессильны перед природными стихиями и загадкой собственного бытия в первичном социуме, в настоящее время они зачастую пасуют перед вызовами цивилизации и собственной непреодолимой тягой к новым и новым вещам и удовольствиям.


Опасность конца истории, о которой уже достаточно давно размышляют на Западе, косвенным образом подтверждается событиями, происходящими в известных частях Востока и Африки. Последние попросту демонстрируют своеобразное воплощение в жизнь указанного выше мрачного пророчества применительно уже не только к Европе. В таких условиях вновь актуализируется то, что изначально способствовало становлению человека как человека, выживанию и развитию общества. Опять востребованными и буквально спасительными оказываются именно нравственные основания и скрепы.


Попробуем кратко, но прицельно высветить на умозрительном, так сказать, уровне то, что имеет отношение к последним применительно к далекому прошлому. Первое, что появилось у человека как человека — это способность отличать себя от всесильной природы благодаря сознанию. Согласно В. Г. Иванову, «…в сложном взаимодействии биологических, физиологических и психических процессов особое место принадлежит духовности, интегрирующей их и возвышающейся над ними. Среди важнейших черт человека — то, что он сознает свою смертность».


Искра мысли, разгораясь вместе с активизацией трудовой деятельности на основе элементарных орудий труда в конечном счете высветила ситуацию коллективного противостояния разнообразным стихийным природным силам и более сильным животным. Постепенно формируются устойчивые представления о спасительности и предпочтительности взаимопомощи в пределах первичного коллектива. Да и сам последний в глазах древнейших людей становится силой, которая способна не только защитить, но и нуждается в сохранении и культивировании. Отсюда как раз и происходит идея о приоритете интересов целого в случае выбора линии поведения отдельного человека или группы людей в некоей сложной ситуации. Налицо один из важнейших корней нравственности как таковой. Такое положение дел в целом воспроизводится в тех или иных формах каждый раз, когда возникает ситуация выбора линии поведения личности в том или ином коллективе как части общества. Иными словами, нравственность постоянно рождается заново на базе имеющихся моральных представлений и ориентиров.


Известные источники по проблеме происхождения нравственности могут конкретизировать сказанное о самом начале человеческого бытия и человеческой истории. Так, сравнивая предчеловеческое стадо с первобытной родовой общиной Ю. М. Бородай пишет: «Фундаментальное отличие механизма нравственных ограничений от естественно-биологического механизма инстинкта самосохранения можно свести к двум пунктам.


1. Нравственное ограничение касается всех членов человеческой общины.


Подчеркнем: всех, а не только слабых, как в стаде.


2. Нравственные побуждения несовместимы с инстинктом самосохранения, ибо принципиально противоречат ему, диктуя человеку поступки, подчас индивидуально вредные (самоограничение), а иногда даже и самоубийственные (самопожертвование)».


Значительно раньше, анализируя процесс возникновения нравственности и ее основные проявления, П. А. Кропоткин (1842–1921) именно последнее (самопожертвование) рассматривал как высшее проявление человеческой нравственности как таковой. Она же, в свою очередь, возникает на базе общей для всех животных взаимопомощи. «Взаимная помощь,— писал он,— настолько же закон природы, как и взаимная борьба…» Размышляя как ученый над проблемой возникновения нравственности на базе взаимопомощи у дикарей, автор знаменитой работы «Взаимопомощь как фактор эволюции» указывает, что «человек являлся бы противоречием всему тому, что известно о природе, если бы он представлял исключение из того общего правила: если бы существо беззащитное, каким был человек на заре своего существования, нашло бы для себя защиту и путь к прогрессу не во взаимной помощи как другие животные, а в безрассудной борьбе из-за личных выгод, не обращающей никакого внимания на интересы всего вида. Для всякого ума, освоившегося с идеею о единстве природы, такое предположение покажется совершенно недопустимым».




Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

179
 Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Нравственность и право. Учебное пособие" ( Артемов В.М. ) охраняются законодательством!