Юридическая Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Нравственность и право. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.02.2018
ISBN: 9785392278794
Язык:
Объем текста: 208 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вместо введения. Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности

Глава 1. Предмет и теоретико-методологические основания анализа проблемы соотношения нравственности и права

Глава 2. Человек как предмет философского осмысления: от онтологии к этике

Глава 3. Классические варианты рассмотрения проблемы

Глава 4. Происхождение и сущность нравственности как фундамента права

Глава 5. Правовые скрепы государства: история и современность

Глава 6. Ценностное измерение права в современном обществе: приоритет нравственности

Abstract Value measuring of law in modern society: priority of morality

Вместо заключения

Приложение. Методические материалы к курсу «Профессиональная этика для юристов»

Обучающемуся на заметку. Имя в науке

Научная школа в составе коллектива кафедры философских и социально-экономических дисциплин

Хрестоматия

Глоссарий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Правовые скрепы государства: история и современность


Должен сразу предупредить, что даже не буду пытаться охватить сколько-нибудь исчерпывающий круг литературы по данной проблеме, которая относится к сфере ведения именно правоведения, а не философии, тем более, этики. Свою задачу в данном случае вижу в самом общем взгляде на данный феномен в аспекте связи с нравственностью.


Исторически право подключается к выполнению стабилизационной функции в обществе на уже достаточно высоком этапе развития (в основном в связи с оформлением разного рода групп, экономические и иные интересы которых существенно расходятся или даже противостоят друг другу). Оно изначально выступило как совокупность обязательных для всех членов определенного государственного образования норм, предписаний и законов, исходящих от властного источника, готового применить те или иные санкции против тех, кто их нарушает. Имеются, правда, и другие точки зрения. Например, в книге Л. А. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907) просматривается явный крен в сторону психологизации проблемы (право якобы коренится в психике индивида). С этим трудно согласиться, так речь идет не об отдельном индивиде с его психикой и сознанием, а о социально-политическом феномене, который может и должен быть рассмотрен в социальном контексте. На него распространяются все законы и закономерности общества как целого.


Хотя основным субъектом правотворчества выступает государство, корни и достаточно широкая сфера фактического действия права и исторически, и логически выходят далеко за его пределы. То, что В. С. Соловьев называл «субъективно-безотчетными правовыми нормами», пронизывает жизнь любого общества, особенно гражданского. Указанные нормы по существу вытекают из имеющихся в конкретном социуме морально-нравственных представлений и идей о должном порядке вещей. В этой связи представляется методологически не совсем правильным сведение факторов формирования и воспроизводства права преимущественно к политическим по содержанию и значению. Так, в одном из источников говорится, что «правовые отношения — это всегда отношения политические, они не существуют вне связи с политикой». И лишь затем, как бы между прочим, признается: «В не меньшей мере правовые отношения связаны с моралью, нравственными отношениями». А почему бы не подчеркнуть первичность именно последних?


С появлением права в целом преодолевается, правда, преимущественно на формальном уровне известная неопределенность нравственности и морали в вопросах о границах зла и конкретных санкциях против разного рода нарушителей тех или иных правил в сфере взаимоотношений между людьми как гражданами. Однако, несмотря на видимую эффективность политико-правовых механизмов разрешения социальных и индивидуальных конфликтов, именно морально-нравственные соображения продолжают оставаться ключевыми в деле разграничения злого и доброго, справедливого и несправедливого.


Вместе с тем, появившись, право зачастую претендует на своеобразную монополию в социально расколотом обществе. Если в момент зарождения права нравственность естественным образом выступала в качестве основного фактора его формирования и развития, то в ситуации, условно говоря, правового «пира», сама нравственность формализуется, превращается в элементарный этикет. Складывается ситуация, когда адвокат по значимости оказывается на уровне врача, который на самом деле не столько лечит, сколько зачастую просто называет цену за «лечение». По существу, это противоречит «духу нации», который, по мнению Н. А. Бердяева «глубже демократии и должен направлять ее». Общество вообще, наше общество в частности, как никогда ранее нуждается в надежных нравственных скрепах, которые определяются не откуда-то извне, а самими же людьми как людьми. Попытки же все свести к сугубо правовым механизмам, которые внешне действительно близки демократическим формам решения социально-экономических и политических проблем, по существу приводят к обратным результатам: и демократия дискредитируется, и нравы страдают.




Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

179
 Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Нравственность и право. Учебное пособие" ( Артемов В.М. ) охраняются законодательством!