Юридическая Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Нравственность и право. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.02.2018
ISBN: 9785392278794
Язык:
Объем текста: 208 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вместо введения. Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности

Глава 1. Предмет и теоретико-методологические основания анализа проблемы соотношения нравственности и права

Глава 2. Человек как предмет философского осмысления: от онтологии к этике

Глава 3. Классические варианты рассмотрения проблемы

Глава 4. Происхождение и сущность нравственности как фундамента права

Глава 5. Правовые скрепы государства: история и современность

Глава 6. Ценностное измерение права в современном обществе: приоритет нравственности

Abstract Value measuring of law in modern society: priority of morality

Вместо заключения

Приложение. Методические материалы к курсу «Профессиональная этика для юристов»

Обучающемуся на заметку. Имя в науке

Научная школа в составе коллектива кафедры философских и социально-экономических дисциплин

Хрестоматия

Глоссарий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Человек как предмет философского осмысления: от онтологии к этике


Никогда еще проблема бытия
самого человека (а ведь все
остальное — это лишь ответвления
и оттенки этой проблемы) не стояла
так грозно перед всеми мыслящими
людьми, требуя безотлагательного
разрешения.


Т. Манн


Исходя из вышесказанного и следуя позиции классика, прицельно остановимся на человеческой проблематике, без прицельного рассмотрения которой невозможно хоть сколько-нибудь продвинуться в плане углубленного понимания, тем более, совершенствования права. Прежде всего, следует подчеркнуть, что проблема человека по существу всеобъемлюща и самоценна. Именно человеческая проблематика выступает своеобразным ключом ко всей философии, всем ее историческим этапам и основным разделам. Это связано с тем, что рефлексивная природа философии в целом предполагает сугубо человеческую устремленность в глубины собственного мира.


Вообще, устойчивое желание и своеобразная, так сказать, укорененная способность последовательно и целенаправленно анализировать, и осмысливать мир человека, его сознание, все познавательные и духовные процессы как раз и отличают философию от иных типов мировоззрений (обыденное, мифологическое, религиозное). Это имеет прямое отношение к духовно-теоретическим условиям формирования и развития человека в перспективном социуме. Речь, по существу, идет о таких усилиях, без которых и сам человек в конечном счете теряет человечность, перестает быть вершиной эволюции. Точнее сказать, без философии человек не может достичь вершины в своем развитии, а само философствование является показателем устремленности к этой вершине.


Интересным в этой связи выглядит известный подход немецкого философа М. Хоркхаймера, представляющего критическую ветвь современной западной философии. Размышляя над природой и миссией философии, он, в частности, указывает на функцию отрицания по отношению как к «притязаниям господствующей идеологии», так и к «огульным требованиям действительности». В свою очередь, «метод отрицания, разоблачающий все, что уродует жизнь человечества и препятствует его свободному развитию, основывается на доверии человеку…».


Важно подчеркнуть, что своеобразной вершиной самой философии выступает этика, для которой человек как человек, то есть человек нравственный как раз и представляет основную ценность. При этом он рассматривается в контексте взаимоотношений с другими людьми, прежде всего, в аспекте совместной деятельности не только в плане простого выживания и воспроизводства, но и в русле неуклонного развития и совершенствования, движения к идеалу. В полной мере данный аспект прицельного видения человеческого в человеке проявляется и в профессиональной этике, столь значимой сегодня в связи с катастрофическим обесцениванием именно человеческого, так сказать, потенциала в системе внутрикорпоративных и иных социальных отношений. Так, упомянутый ранее феномен юридизма явно свидетельствует об угрозе такого обесценивания. Подобное наблюдается и в управленческой сфере в целом: человек все больше выступает как потребительская функция и политико-организационный инструмент для достижения каких-либо целей с позиций сохранения и укрепления власти, наличного положения дел в целом. Напрямую к нему обращаются только в каких-то исключительных случаях, например, когда прозревают представители самой власти, проявляя элементы человечности (например, один из известных партийно-государственных деятелей советской эпохи прилюдно плакал на развалинах тяжелейшего землетрясения в Армении).


Нельзя не учитывать также то обстоятельство, что современная цивилизация при всех своих достижениях и бесконечных разговорах о правах и свободах человека по существу уже мало интересуется самим человеком с его особым и уникальным миром. На пятки последнему постепенно, так сказать, наступает «постчеловек», или киборг. Делаются также попытки снова растворить человека в природе, отказать ему в свободе воле, опровергнуть идею об исключительности человеческой культуры. В такой ситуации существенно повышается значимость целостного научно-гуманистического мировоззрения, в частности, философской антропологии и этики как глубоких теоретических учений о подлинных качествах, должном поведении и возможностях человека как человека.


Следует подчеркнуть, что данная проблематика может и должна, так сказать, прокладывать дорогу к сердцу индивида, желающего быть личностью. Нельзя, поэтому, считать оправданным, когда проблему человека пытаются втиснуть в прокрустово ложе какого-либо из известных разделов философии. Ни онтология, ни гносеология, ни социальная философия сами по себе не исчерпывают и не могут исчерпать всего человеческого. Сам дух философии, да и гуманистический подход в целом предполагают постоянный интерес к тому, что такое человек, каковы его внутренний мир, потенциальные возможности, что происходит с ним, а значит и вокруг него. Условно говоря, в качестве своеобразной стратегической линии спасения человека и человечества видится движение не в сторону каких-либо бездушных стандартов и всеобщей, так сказать, чипизации, а в направлении культивирования собственно человеческого в человеке. В самой философии, поэтому, приоритетной в настоящее время являются, на мой взгляд, не абстрактные и отстраненные от человека онтология или гносеология; а этика, представляющая собой, вершину философского знания, собственно практическую философию и аксиология как своего рода ценностный стратегический ориентир. В целом человеку важно вновь научиться доверять самому себе, спрашивать с себя же и решительно действовать свободно и ответственно.


Примечательно, что сама история философии свидетельствует о постепенной эволюции представлений о человеке, что называется, от внешних измерений к преимущественно внутренним. Первые философы стали присматриваться к Космосу, лишь поверхностно касаясь собственно человеческой проблематики. Правда, аргумент от потребностей именно человека у некоторых из них уже явно присутствует. Фалес, к примеру, считает, что вода является началом всего, ибо без нее не может обойтись, прежде всего, человек. Классическая сократическая линия в философии уже явно демонстрирует первостепенное внимание именно к человеку, хотя и преимущественно в гносеологическом плане. Но уже Аристотель, опираясь по существу на веру Сократа в человека, выходит на собственно проблему человеческого в человеке. Открывается новое поле исследований человеческого бытия — этика. Затем были откаты назад, крены в религиозно-мистическую проблематику (средневековье) и иные крайности (социологизаторство и т. п.), но тенденция оказалась устойчивой: именно изучение духовно-нравственных аспектов жизни человека стало определяющим. Это в полной мере проявилось в философской антропологии, ставшей своего рода визитной карточкой новейшей философии в целом.


Предлагаемый материал не претендует на то, чтобы в полной мере исчерпать рассматриваемую тему. Современный студент нуждается прежде всего в определенной теоретико-методологической и аксиологической помощи. Целесообразно прежде всего определиться относительно основных проблем темы. Важна общая ориентация в деле углубленного освоения таких ее ключевых моментов, как история вопроса, сущность и природа человека, понятие и структура личности, направленность и смысл собственно человеческой жизни, свобода, взятая в аспекте проявления человеческого в человеке и рассматриваемая в качестве своеобразного стержня нравственности. Такой формат рассмотрения может оказаться полезным и для понимания особенностей, границ и возможностей права, взятого в русле развития его гуманитарной составляющей. Думается, именно последняя, укрепляясь, способна стать противовесом по отношению к правовому нигилизму, связанному как раз с излишней формализацией и определенным отчуждением правовых регуляторов от реальных нужд человека. Забегая вперед, скажем, что от общего признания того, что право есть минимум нравственности, важно переходить к стратегии ее устойчивой и последовательной максимизации.


1. Человек как предмет философского осмысления: история и современность


Данный вопрос предполагает рассмотрение всего историко-философского процесса от древности до наших дней сквозь призму человеческого присутствия. Разумеется, речь здесь не может идти о сколько-нибудь подробном и всестороннем рассмотрении того, кто и как ставил и решал проблему человека в прошлом, каким образом она решается сегодня. Остановимся на основных тенденциях и ключевых подходах, которые, сложившись исторически, а сегодня представляют не только исследовательский, но и практический интерес.


Известный космоцентризм древней философии в целом свидетельствовал о том, что на определенном этапе исторического развития человек стал сознательно осматриваться вокруг себя, чтобы в конечном счете разобраться в собственной специфике. В этой связи весьма примечательным представляется следующее обстоятельство. В древней философии, в частности, античном космоцентризме, несмотря на мифологическую подоплеку и стихийно-материалистический характер, постепенно и все более отчетливо начинает вырисовываться человеческий образ. Условно говоря, «дао» Лао-цзы, вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и т. п. несли в себе отпечаток прежде всего человеческих потребностей. Думается, что и открытые Демокритом атомы стали отклоняться у Эпикура именно потому, что человек склонен к спонтанным проявлениям, он не может (и не хочет) все время двигаться по каким-то заданным извне траекториям. Именно туда уходят корни известного антропного принципа в науке.


Впервые проблема человека была поставлена Сократом. Человек у него — это субъект познания и нравственности одновременно. Ключом к освоению природы и мира вещей у знаменитого жителя Афин выступает самопознание. Оно же, в свою очередь, предполагает и беспощадную самокритику, и объективную самооценку, и ответственную линию поведения. Спустив, по выражению Цицерона, философию с небес на землю, Сократ, образно говоря, на самой земле стал возводить величественное сооружение под названием «Человек».


Правда, современники Сократа — софисты и некоторые представители сократических школ,— отходя от основной гуманистической линии, уже в то время стали, условно говоря, писать разного рода непристойности на стенах указанного здания. Для них человек зачастую предстает в серых и темных тонах. Он не столько велик, сколько жалок и низок. Так, киник Диоген из Синопа утверждал, что благодетель человечества титан Прометей развратил человека и ослабил его душу. Обличались лицемерие и другие человеческие пороки. Платон, столь болезненно переживавший казнь любимого учителя и талантливо представивший его взгляды и личностные качества в своих знаменитых диалогах, по существу сосредоточился не столько на проблеме человека, сколько на возведении теоретических конструкций идеального государства. Самый известный ученик Сократа пришел к парадоксальному выводу о полной несостоятельности всего человеческого как естественно человеческого. Сфера идеала мыслится лишь в контексте божественного предназначения и разума как такового. Правда, в этой позиции нельзя не видеть постоянную устремленность к чему-то существенно более высокому, даже в принципе недостижимому.


Аристотелю принадлежит не только догадка о биосоциальной природе человека, но и заслуга в деле открытия собственно человеческого в человеке. Появляется и сама этика как особая наука. Соответственно, формулируется и новая этическая проблематика, свидетельствовавшая о том, что философия созрела до того, чтобы предметно заняться самим человеком как он есть. Начинают учитываться не только сугубо познавательные возможности человека (чем в основном и ограничивался Сократ), но и нравы, воспитание, воля и желания людей, их стремления к свободному самоутверждению и т. п. Однако, несмотря на этот прорыв, тот же человек во многом теряет ореол нравственного величия, соглашаясь, так сказать, на «золотую середину» в намерениях и поступках.




Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

179
 Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

Артемов В.М. Нравственность и право. Учебное пособие

В предлагаемом издании ставится и своеобразно решается вечная и вместе с тем весьма актуальная проблема соотношения нравственности и права. Показывается, что она по существу пронизывает любую отрасль права, требуя к себе постоянного и целенаправленного внимания, прежде всего с задачей развития и совершенствования самого права и общества в целом. Прицельно рассматриваются различные этические идеи и концепции, их особенности и влияние на поиски ее адекватного решения. Автор позиционирует точку зрения, согласно которой в современных условиях спасительным и перспективным является неуклонное движение от классической концепции В. С. Соловьева («право есть минимум нравственности») к последовательной, дифференцированно взвешенной максимизации нравственности в праве. Особое внимание уделяется мировоззренческим, аксиологическим, этическим и иным философским основаниям юридической науки и практики.<br /> Настоящая работа может быть использована в качестве учебного пособия (полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция») для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов юридических факультетов и вузов, а также может представлять интерес для всех, кто интересуется этикой и правом в их взаимосвязи, включая преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Нравственность и право. Учебное пособие" ( Артемов В.М. ) охраняются законодательством!