|
ОглавлениеВместо введения. Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности Глава 2. Человек как предмет философского осмысления: от онтологии к этике Глава 3. Классические варианты рассмотрения проблемы Глава 4. Происхождение и сущность нравственности как фундамента права Глава 5. Правовые скрепы государства: история и современность Глава 6. Ценностное измерение права в современном обществе: приоритет нравственности Abstract Value measuring of law in modern society: priority of morality Приложение. Методические материалы к курсу «Профессиональная этика для юристов» Обучающемуся на заметку. Имя в науке Научная школа в составе коллектива кафедры философских и социально-экономических дисциплин Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлоссарийА Аболиционизм — термин латинского происхождения, обозначающий выступления людей за отмену каких-либо законов, установлений, исторически сложившихся институтов по нравственным соображениям. Аборт — преждевременное искусственное прекращение беременности, что само по себе представляет медицинскую, нравственную и юридическую проблему. Автономия — в целом означает самоуправление; в истории этики известен соответствующий подход И. Канта, согласно которому автономной является сама воля, ибо она задает закон своего действия, может мыслится в качестве инстанции, которая устанавливает нравственный закон. Авторитет — признанные кем-либо или сообществом в целом бесспорное значение и влияние лиц, а также их идей, пользующихся большим уважением. Наибольшую ценность имеет нравственный авторитет, за которым стоят не только позиционируемые моральные принципы, но и реальныепоступки в плане осуществления последних. Аксиология — раздел философии, предметом которого выступают ценности, особенности их содержания, внутренняя взаимосвязь и пути осуществления. Альтруизм — моральный принцип и практическая нравственная установка, направленные на бескорыстное поведение по отношению к другим, даже чужим людям. Анархия — образ мысли и система идей, позиционирующих критику государства и в конечном счете ориентирующих на безвластие. Исторически сложились и проявили себя разные анархистские подходы и учения — от крайнего анархизма индивидуалистического типа (киники, М. Штирнер и др.) до нравственно выверенного классического варианта (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой и др.). Аскетизм — позиция принципиального воздержания от плотских удовольствий для обретения подлинной независимости и укрепления духовной силы. Атараксия — в эпикуреизме означает особое состояние невозмутимости и душевного покоя, ведущее к «удовольствию» как отсутствию телесной боли и смятений. Ахимса — основная добродетель древнеиндийской «практической философии», заключающаяся в отказе от убийства и причинения вреда любому живому существу. Б Беспристрастность — позиция игнорирования собственных предпочтений и интересов для осуществления максимальной принципиальности, правдивости и равной доброжелательности по отношению к каждому человеку и гражданину. Биоэтика — сформировавшаяся в русле прикладной этики область знаний, касающаяся биологических, медицинских и иных проблем сохранения и защиты жизни в условиях как новых научно-технических достижений, так и современных угроз. Благо — понятие, близкое по смыслу понятию «добро», но, в отличие от него, делающее акцент либо на чем-то внеположном по отношению к миру человека (платоновский аспект); либо на обозначении всего того, что способствует удовлетворению неких индивидуальных и общественных потребностей. Благоговение перед жизнью — ключевой принцип биоэтики, сформулированный еще в первой четверти ХХ в. гуманистом А. Швейцером, который отстаивал и осуществлял его в своей собственной жизни и деятельности. Речь идет о ценности любой жизни и необходимости ее защищать (см.: Швейцер А. Культура и этика). Благотворительность (исторически восходит к филантропии) — позиционируется как деятельность, посредством которой материальные ресурсы частных лиц передаются тем, кто, с точки зрения последних, нуждается в этом; что, в свою очередь, может как содействовать решению общественных проблем, так и обострять их, встречая явный или скрытый протест против наличной социальной пропасти между богатыми и бедными. В Вежливость — внешнее проявление элементарной воспитанности и форма поддержания приемлемых с точки зрения этикета взаимоотношений между людьми в ситуации совместного пребывания вне зависимости от прочности взаимных отношений, степени уважения или места на профессиональной лестнице. Вера — важный элемент любого мировоззрения, отличающийся особой эмоциональностью, прочностью и глубиной интимных переживаний в связи с внутренним принятием тех или иных идей или представлений, как правило, не нуждающихся в рассудочно-рациональных обоснованиях и эмпирической проверке. Религиозный ее вариант требует специального рассмотрения и выходит за пределы собственно этики как раздела философии. Взаимопомощь — основанная на своеобразном инстинкте общительности, царившем еще в животных сообществах, поддержка друг друга в ситуациях, когда один человек не может справиться с каким-либо затруднением в своей или общественной жизни и деятельности; выступает важным фактором социокультурного прогресса и эволюции в целом (см.: Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции). Вина — результат (осознанный или нет самим субъектом) каких-то проступков или преступлений, с моральной точки зрения требующий раскаяния, а с правовой — наказания и исправления. Властолюбие — нравственно неприемлемое стремление к превосходству над другими, как правило, без достаточных на то оснований и в ущерб их интересам. Вольнодумство — совокупность представлений истильмышления, для которых характерно неприятие неких устоявшихся мнений и стереотипов, критическое отношение к существующим взглядам и порядкам. Воля — готовность к принятию и собственно принятие жизненно важных личных решений, как правило, далеких от простого расчета какой-либо выгоды, а связанных с внутренним, подчас интуитивным тяготением к чему-то весьма значимому; реальная способность достигать поставленные цели, решительно преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Г Гедонизм — совокупность представлений, в целом этическое учение, в которых удовольствие и наслаждение выступают в качестве мотива и цели человеческого поведения. Героизм — исключительно самоотверженные усилия человека и группы людей, направленные на преодоление сложнейших препятствий, решение чрезвычайно сложных задач; способность и реальная готовность к самопожертвованию ради спасения, сохранения и развития другого, других, социального целого даже ценой собственной жизни. Гуманизм — исторически сложившееся в эпоху Возрождения течение, объединяющее деятелей культуры и философов, оправдывавших естественные человеческие потребности и в целом весьма высоко ставивших образ человека; в настоящее время его позиционируют в качестве своеобразного стержня культуры, цивилизации и права, ориентирующего на утверждение и защиту бесспорной ценности человеческого достоинства, независимости и разнообразных прав личности. Д Деонтология — учение о долге и должном, зачастую сводящееся к совокупности строгих моральных предписаний, источник и природа которых могут быть самыми разными. Добро — ключевое понятие этики, противоположное понятию «зло» и обозначающее то, что призвано преодолеть последнее. Его содержанием выступает все, что способствует утверждению человеческого в человеке, сохранению и развитию социального целого, руководствуется бескорыстными мотивами и приближает к моральному идеалу. Внимание! Авторские права на книгу "Нравственность и право. Учебное пособие" ( Артемов В.М. ) охраняются законодательством! |