Наука Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания

Концепции современного естествознания

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.02.2013
ISBN: 9785392103546
Язык:
Объем текста: 561 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Наука как форма духовного освоения действительности

Глава 2. Историческое развитие наук о природе

Глава 3. Современная научная космология и космогония

Глава 4. Образы современного физического мира. Концепции современной химии

Глава 5. Сущность живого и проблема происхождения

Глава 6. Системный подход в современной науке

Глава 7. Концепция эволюционизма в современной науке

Глава 8. Природа и общество: естественно-научные аспекты экологической и демографической проблем

Глава 9. Концепция происхождения человека

Глава 10. Соотношение биологического и социального в концепциях социобиологии и биополитике

Глава 11. Индивидуальность человека: генно-средовая парадигма в современной науке

Глава 12. Ценностные регулятивы развития естествознания: проблемы развития биотехнологии и генной инженерии

Глава 13. Нанотехнологии в ХХ веке

Глава 14. Ценность человеческой жизни и современные биоэтические проблемы

Заключение

Словарь по концепции современного естествознания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 1.
Наука как форма духовного освоения действительности


Желаю читателям этого учебника творческого поиска, успехов в освоении учебного материала, профессионального и личностного роста.


Для того чтобы значение и строение современных концепций естествознания было понятно, необходимо прежде всего выяснить, что такое наука в целом, какова ее структура, что и как изучает естествознание.


Философы полагают, что категория «наука» включает часть того, что входит в категорию «знание». Этот термин обычно употребляется для обозначения осведомленности как базы умений и навыков или адекватной информации, или для указания на особую форму отношения человека к действительности (познавательное отношение), помимо практического отношения.


Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, погружения человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется для получения знаний. Интеллект движется от незнания (отсутствия проверенной практикой информации о каком-либо предмете, явлении, факте) к знанию, от вероятностного знания к более глубокому и всестороннему знанию.


В контексте различной человеческой деятельности возникает и функционирует практическое познание. Практическое познание вырастает из потребностей соответствующих видов практики для ее обслуживания эффективным образом. Критерий применимости практического знания – его эффективность, для него важна профессиональная тренированность. Практическое знание формируется через ученичество, предполагающее личное общение с использованием специального искусственного языка (признаком которого являются термины типа «на глазок», «чуток», «щепотка»). В традиционных обществах человек обучается любой деятельности, целостно непосредственно находясь в ней, наблюдая ее, подражая учителю и в конкретных действиях, и в отношении к работе, и в ее оценке. Такого рода знание не может быть вытеснено наукой, так как при увеличении потребностей людей происходит умножение многообразия форм знания, связанных с локальными практиками. Понятие «практическое познание» применимо к ремесленным технологиям, а также к мастерству современных профессий.


Знания приобретаются человеком и в обыденной жизни. Обыденное знание включает в себя приметы, назидания, рецепты, традиции, основанные на здравом смысле. Кроме этого люди обретают знания и включаясь в политическую жизнь общества, и вступая в экономические отношения, и приобщаясь к прекрасному через занятие искусством, то есть во вненаучных формах деятельности. Но в этих сферах получение знаний не является главной целью. Религия и мифология – достаточно мудрая система знаний, но она не производит в систематической форме знаний, имеющих доказательный, целостный, всеобщий характер.


Понятие «ненаучный» не содержит негативной оценки, оно лишь указывает, что данный вид деятельности не является научным по целям, результатам или методам. Поэтому «научный» не является синонимом понятия «истинный»: вполне может быть получено истинное знание, не являющееся научным, с другой стороны, научность не служит гарантом получения истинных знаний.


Выделим черты, отличающие науку как форму духовного освоения действительности.


То, на что направлена мысль исследователя в мире природных объектов или феноменов, порожденных человеком, составляет предмет науки. Если обобщить предметы всех научных дисциплин, можно сказать, что наука направлена на познание мира объективного и субъективного. В предмет (предметную область) конкретной науки входят те свойства и признаки объекта, которые существенны для данного исследования.


Основной целью научной деятельности и ее основным результатом являются знания, обладающие рядом особенностей. Научное знание стремится быть систематизированным, то есть максимально полным, непротиворечивым, с ясно выраженным представлением об основаниях систематизации. Для науки значительным является свойство знания быть обоснованным, то есть многократно проверенным наблюдением и экспериментом, базирующимся на статистических данных, полученных независимыми учеными. При обосновании теоретических концепций внимание обращается на то, чтобы теории были непротиворечивы, следствия из них соответствовали опытным данным, обладали способностью описывать известные в данной предметной области явления и предсказывать новые. Важным отличием науки является интерсубъективность знаний. Наука постоянно стремится устранить из результатов научной деятельности все субъективное, привнесенное особенностями мировоззрения ученого. Научное знание возникает в результате конкретной деятельности конкретных людей в различных странах. Эта деятельность совершается в определенной социокультурной ситуации. Однако содержание естественно-научных концепций не должно включать особенности страны или личности, их создавших.


Продуктом науки, кроме знаний, следует признать еще и стиль научной рациональности. Рациональность – постоянная апелляция к доводам разума и рассудка, максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся фактов; требование дискурсивности, логичности, доказательности, подчиненности определенным методологическим нормам. Кроме этого продуктами науки являются методы и средства получения и обработки информации.


В истории культуры выделяют несколько этапов развития представлений о научной рациональности: на первом этапе господствовала так называемая дедукционистская модель научной рациональности. В ней научное знание представлялось в виде дедуктивно упорядоченной системы положений, в основании которой лежали общие предпосылки, истинность которых устанавливалась нелогическим и внеопытным путем. Их истинность как бы непосредственно усматривалась разумом, после его определенной подготовки. Все же остальные положения выводились из этих общих посылок дедуктивно. Рациональность ученого в этой модели заключалась в доверии к авторитету разума при принятии исходных предпосылок и жестком следовании остальным правилам дедуктивной логики при выведении и принятии всех остальных суждений. Что такое дедуктивный идеал рациональности, легче понять, если вспомнить Шерлока Холмса, героя А. Конан Дойла. В качестве общих знаний он использовал выведенные из криминалистической практики истины: «Все злодеяния имеют большое фамильное сходство, и, если подробности целой тысячи дел вы знаете как свои пять пальцев, странно было бы не разгадать тысячу первое» .


С зарождением экспериментальной науки в ХVII–XVIII вв. обнаружилось, что только доводов разума и логической принудительности научного мышления недостаточно для понимания научной рациональности. В рамках научной рациональности пришлось искать место доводам опыта и эксперимента. Такая попытка была предпринята в рамках индуктивистской модели научного познания и научного метода. В этой модели определяющим фактором доказанности или обоснованности научного знания выступают опыт, факты, полученные в результате наблюдения и эксперимента. Но уже во второй половине ХIХ в. обнаружилось, что индуктивная логика (от фактов к общим положениям, к законам) не может иметь доказательной силы.


Индукция и дедукция не должны рассматриваться как резко различные, отдельные, противопоставленные друг другу типы рассуждений. Они так тесно связаны друг с другом, что одна без другой ни теоретически, ни практически обойтись не может. Ученые выдвигают гипотезы, предположения о существовании тех или иных фактов, связей, закономерностей, делают из такой гипотезы логические выводы, предсказывают факты, которые должны иметь место, если гипотеза верна, и проверяют, существуют ли такие факты на самом деле. Сравнение выводов из гипотезы с фактами позволяет развивать гипотезу. Пояснить такое положение можно примером из физики, когда возникла гипотеза о том, что большинство элементарных частиц на самом деле составные, состоящие из гипотетических частиц, названых кварками. Экспериментаторы всего мира взялись за поиски кварков – частиц с дробными электромагнитными зарядами. На опыте кварки не были обнаружены. Для теоретического знания кварковая гипотеза оказалась очень плодотворной, на ее основе было предсказано множество фактов, действительно обнаруженных. Усложнились и представления о природе кварков, некоторые теоретики пришли к выводу, что кварки не могут существовать, будучи не соединенными в протон, нейтрон или какую-нибудь другую элементарную частицу.


В 50-х гг. ХХ в. К. Поппер предложил принципиально новую интерпретацию научной рациональности. Он считал, что в принципе невозможно доказать истинность научных положений на основе фактов, для этого просто не имеется необходимых логических средств. Чтобы принимать во внимание опытные данные при решении вопроса о статусе теории, необходимо следовать следующей схеме: если из принятой теоретической гипотезы Т выводится эмпирически проверяемое следствие Е и при проверке оказывается, что оно опровергается, то с логической точки зрения опровергнута и гипотеза Т. В такой модели основной критерий научной рациональности – опровергаемость знания. Согласно «принципу фальсифицируемости» (опровержимости) теория может быть научной, только когда существует возможность ее принципиального опровержения. Например, теория относительности указывает предельную скорость для всех процессов. Если процесс с большей скоростью будет обнаружен, теория будет опровергнута. Следовательно, возможно, это научная теория.


В 60–80-х гг. ХХ в. появилась так называемая парадигмальная модель научного знания. Понятие «парадигма» использовалось в античной философии для описания взаимоотношений духовного и чувственного миров. В современной культуре это понятие стало обозначать некоторую совокупность принципов, установок, правил, применяемых научным сообществом при объяснении новых фактов и явлений. Господствующая в определенный исторический период парадигма определяет образец видения мира, который задает ученым определенные методы его исследования. Парадигма объединяет отдельных исследователей в научное сообщество, иначе говоря, научное сообщество состоит из тех, кто разделяет принципы, установки и правила данной парадигмы. Научная деятельность признается рациональной настолько, насколько отдельный ученый или коллектив следует требованиям парадигмы, принятой научным сообществом.


При возможно различном понимании того, что такое научная рациональность, требования систематичности и обоснованности широко проникли во все сферы жизни человека. Для современной культуры эти требования стали социальной ценностью, даже в обыденной жизни часто выдвигаются требования «обоснуйте свою позицию», «докажите свою правоту», что является проявлением распространения норм, принятых в науке, за ее пределы.


Наука функционирует как социальный институт. Социальным институтом называют сферу упорядоченных отношений между людьми, устойчивые организационные формы деятельности людей.


Субъектом науки являются научные сотрудники, коллективы ученых, включая вспомогательный научный персонал. Функционирование науки как социального института связано с тем, что собирание сведений об окружающем мире, формулировка закономерностей существования и развития явлений есть постепенный процесс, результат длительного труда нескольких поколений мыслителей. Любой крупный ученый, сделавший то или иное открытие, опирался на работу своих предшественников. Кроме того, открытие не является исключительной прерогативой отдельного независимого исследователя, особенно для современных наук, это результат совместной работы ученых, входящих в исследовательский коллектив (кафедры, лаборатории научно-исследовательского института и проч.).


В науке складывается система допустимых норм поведения, система ценностей, которые передаются посредством традиции. Например, каждый выпускник медицинского вуза должен дать клятву Гиппократа. Когда впервые была составлена врачебная «Клятва», неизвестно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократовы книги», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа, не имея в виду его авторства. «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой – обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Законы врачебной этики в Древней Греции соблюдались неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству». Нормы и принципы поведения врача, определенные в клятве Гиппократа, являются не просто отражением специфических отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. Примером документа, созданного на основе «модели Гиппократа», служит принятая в 1999 г. «Клятва врача», которая составляет статью 60 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».


Следование принятой в науке системе ценностей и норм межличностных отношений влечет за собой поощрение со стороны научного сообщества, а несоблюдение чревато негативными санкциями. Главным поощрением внутри науки как социального института является признание коллег, выражающееся в различных формах (цитирование, награждение престижной премией, признание авторства открытия в виде наименования закона). Однако некоторых ученых, нарушающих принятые в науке нормы (проведение запрещенных экспериментов, фальсификация результатов, присвоение результатов, полученных учениками, и др.), может не принять само научное сообщество, лишая таких коллег поддержки и признания. Формы контроля со стороны научного сообщества не всегда результативны: с одной стороны, признание могут получить идеи, не заслуживающие признания, и, напротив, с другой – инновационные идеи не всегда получают поддержку коллег.


Формирование науки как социального института происходит в Европе в ХVI–ХVII вв. Отношения между наукой как социальным институтом и обществом предполагают предъявление взаимных требований относительно условий развития, взаимодействие при удовлетворении указанных требований. С одной стороны, наука предоставляет обществу прежде всего знания, которые находят применение в технологиях, участвуют в формировании культуры и мировоззрения. Распространение научных знаний в процессе обучения способствует формированию интеллектуального потенциала общества. Квалифицированные ученые выступают в роли экспертов при принятии политических, экономических решений, культурных и социальных проектов. Ни одно сколько-нибудь серьезное решение для общества уже не может быть принято без ученых. Например, политики просто вынуждены доверять советникам, а это значит, что демократия как власть, осуществляемая народом через посредство своих избранников, сегодня фактически является властью, осуществляемой научными советниками (научно-технической элитой) через посредство этих самых избранников.




Концепции современного естествознания

Цель данного учебника – помочь студентам овладеть содержанием курса «Концепции современного естествознания», посвященного фундаментальной сфере современной культуры – науке. Учебник ориентирует на формирование у студентов компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по социогуманитарным направлениям подготовки. Учебник знакомит студентов с особенностями естественно-научной картины мира, основаниями противопоставления естественно-научной и гуманитарной культуры и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир. В учебнике анализируются ключевые этапы развития естествознания, указывается на преемственность и непрерывность в изучении природы. Учебник освещает основной комплекс проблем естествознания конца ХХ – начала ХХI века. Для изучения предлагаются те концепции и проблемы, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре. Для студента – будущего специалиста в области социогуманитарного знания особенно принципиально осознание основных концепций и законов естествознания в их связи с проблемами общественной жизни, осмысление общих тенденций и взаимовлияний естественно-научного и социогуманитарного знания. Предлагаемый учебник представляет собой не просто совокупность актуальных вопросов из традиционных курсов физики, химии, биологии, экологии, антропологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского и культурологического подходов. Учебник адресован студентам, получающим образование по социогуманитарным направлениям, всем интересующимся тенденциями развития современной науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kontseptsii_sovremennogo_estestvoznaniya1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
Наука Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания

Наука Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания

Наука Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания

Цель данного учебника – помочь студентам овладеть содержанием курса «Концепции современного естествознания», посвященного фундаментальной сфере современной культуры – науке. Учебник ориентирует на формирование у студентов компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по социогуманитарным направлениям подготовки. Учебник знакомит студентов с особенностями естественно-научной картины мира, основаниями противопоставления естественно-научной и гуманитарной культуры и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир. В учебнике анализируются ключевые этапы развития естествознания, указывается на преемственность и непрерывность в изучении природы. Учебник освещает основной комплекс проблем естествознания конца ХХ – начала ХХI века. Для изучения предлагаются те концепции и проблемы, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре. Для студента – будущего специалиста в области социогуманитарного знания особенно принципиально осознание основных концепций и законов естествознания в их связи с проблемами общественной жизни, осмысление общих тенденций и взаимовлияний естественно-научного и социогуманитарного знания. Предлагаемый учебник представляет собой не просто совокупность актуальных вопросов из традиционных курсов физики, химии, биологии, экологии, антропологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского и культурологического подходов. Учебник адресован студентам, получающим образование по социогуманитарным направлениям, всем интересующимся тенденциями развития современной науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kontseptsii_sovremennogo_estestvoznaniya1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Концепции современного естествознания" (Брызгалина Е.В.) охраняются законодательством!