Наука Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания

Концепции современного естествознания

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.02.2013
ISBN: 9785392103546
Язык:
Объем текста: 561 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Наука как форма духовного освоения действительности

Глава 2. Историческое развитие наук о природе

Глава 3. Современная научная космология и космогония

Глава 4. Образы современного физического мира. Концепции современной химии

Глава 5. Сущность живого и проблема происхождения

Глава 6. Системный подход в современной науке

Глава 7. Концепция эволюционизма в современной науке

Глава 8. Природа и общество: естественно-научные аспекты экологической и демографической проблем

Глава 9. Концепция происхождения человека

Глава 10. Соотношение биологического и социального в концепциях социобиологии и биополитике

Глава 11. Индивидуальность человека: генно-средовая парадигма в современной науке

Глава 12. Ценностные регулятивы развития естествознания: проблемы развития биотехнологии и генной инженерии

Глава 13. Нанотехнологии в ХХ веке

Глава 14. Ценность человеческой жизни и современные биоэтические проблемы

Заключение

Словарь по концепции современного естествознания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 11.
Индивидуальность человека: генно-средовая парадигма в современной науке


Когда говорят о человеческой индивидуальности, чаще всего имеют в виду различие по росту, телосложению, цвету кожи, способностям, воспитанию и образованию. По любому признаку, на который мы обратим внимание, люди отличаются друг от друга. Право на индивидуальный облик – это правомочие самостоятельно определять и пользоваться своим индивидуальным обликом, распоряжаться им в известных пределах, требовать от других лиц не нарушать неприкосновенность облика. Индивидуальный облик во многом определяется историей и традициями народа, уровнем благосостояния, возрастом, родом занятий и т. д. Распространены гражданскоправовые договоры, направленные на формирование индивидуального облика с помощью третьих лиц – специалистов (парикмахера, гримера, врача-косметолога и т. д.).


Однако научный разговор о человеческой индивидуальности подразумевает сосредоточение на факторах становления индивидуальности: генами или средой определяется формирование конкретных признаков человека? Каковы пределы изменений средствами образования и воспитания заложенных природой особенностей индивида?


В различных формулировках множество подобных вопросов давно волновали человечество. В истории культуры неоднократно возникали концепции, ставящие цель объяснить феномены гениальности, разные типы преступного поведения, психические особенности.


Среди особенностей личности при анализе взаимодействия биологического и социального выделяют темперамент. Концепция темперамента создавалась как сугубо медицинская доктрина, исходно предназначенная и служившая целям врачевания. Традиционно родоначальником доктрины темперамента считают Гиппократа, хотя оригинальность его теории не следует переоценивать: гилозоисты привлекали внимание к причинам болезней, функции соков занимали Анаксагора, Демокрита и Алкмеона. Гиппократ присоединился к Эмпедоклу, принимая, что все тела состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня, в организме он различает четыре основные материи – кровь, лимфа, желтая желчь, черная желчь. Гиппократ выделяет четыре типа, происхождение которых он соотносит с четырьмя странами света: Востоком, Западом, Севером и Югом. С ними связываются четыре основных противоположных свойства природы: сухость, влажность, холод, тепло. Благодаря перечисленным свойствам природа, окружающая человека, и «делает» природу его самого. Например, сангвиники для Гиппократа – это люди, живущие на Востоке, а именно в Малой Азии. Климат там здоровый – теплый и сухой, местность цветущая, воды текучие и светлые, лучшие для здоровья. Люди довольно упитанны и крупны, внешне они мало различаются ввиду равномерности местного климата; они приятны в обхождении, спокойны и приветливы. Но мужественный дух, выносливость в труде и смелость не могут рождаться в такой природе, по необходимости верх берет наслаждение. Холерики – люди Севера. Неизвестно, о какой стране говорит Гиппократ, может быть, о Македонии, но речь идет о горном регионе, где климат холодный и сухой, однако едва ли не более полезный, чем климат Востока. Местность дикая, воды быстрые, но тоже полезные для здоровья. Люди худощавы, сильны, энергичны. Нрав их горд, упорен, они способны к искусству и военному делу. Флегматики – люди Юга. Также неизвестно, о какой стране идет упоминание, но климат в ней описывается как влажный и мягкий, воды стоячие и затхлые. Тело человека рыхлое и сырое, люди вялы, сонливы, в искусстве неуклюжи, не имеют тонкости и остроты, слабы душой, плохо переносят труд. Меланхолики – люди Запада. Конкретный район тоже очерчен слабо. Автор лишь сравнивает эту страну по климату и местности с осенью, там люди хмуры и упорны.


Впервые в этих взглядах материальная основа тела была выведена из окружающей материальной природы. Утверждалось, что склад психики формируется внешней средой, он является естественным следствием физических условий. Условия создают конкретный тип конституции с определенным гуморальным механизмом и данную психическую структуру, но не прямо, а опосредованно, как результат образа жизни. Индивидуально-психологическое своеобразие человека выступает вполне закономерным феноменом, поскольку конституциональные особенности, общая активность, психические задатки и склонности обусловлены внешними физическими факторами, порождающими внутрителесный гуморальный механизм.


С появлением работ И. П. Павлова признано, что темперамент в своей основе является врожденной чертой человека. Подход Павлова к определению темперамента исходил из свойств нервной системы. По его мнению, темперамент детерминируется действием трех основных свойств центральной нервной системы: силой – слабостью, уравновешенностью – неуравновешенностью, подвижностью-инертностью процессов возбуждения и торможения. Считая их в комбинации, Павлов имел возможность «открыть» восемь типов, но, преклоняясь перед Гиппократом, сохранил представление о четырех типах темперамента. При этом свойства нервной системы он рассматривал не как причины темперамента, а как физиологические признаки четырех классических типов темперамента. Павлов ошибочно отождествлял картину поведения с типом высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности действительно определяется свойствами нервной системы, но тип темперамента следует определять психологическими методами. Сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности. Никакой темперамент не служит препятствием для развития как социально ценных свойств, так и для отрицательных качеств.


Свойства темперамента существенно преобразуются при их включении в характер. В нем соединяются биологически детерминированный темперамент с особенностями социализации и воспитания, образования и т. д. Термин «характер» был образован в языке древних греков от глагола, обозначавшего чеканку, затачивание, заострение, зазубривание, разрезание, начертывание и т. д. От названия различных орудий для действий слово перешло на обозначение смысла вырезанного, выгравированного, клейменого, записанного и вообще помеченного и далее стало употребляться для указания на сам отпечаток, оттиск, штамп, метку. И только после этого образ штампа стал применяться к человеку (Геродот, V век до н. э.).


Начало возникновения научного подхода в изучении психологической индивидуальности связывается с появлением экспериментальной психологии. В 1878 г. Вильгельм Вундт (1832–1920) основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Отмечая перспективы построения психологии как целостной науки, он предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественно-научного, опирающегося на эксперимент, и культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры. По его мнению, естественно-научные методы можно были применять только к низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления.


Взгляды Вундта послужили основой для изучения индивидуальности, которое прежде всего связано с именем Френсиса Гальтона (1822–1911). Он был первым, кто сделал индивидуальные различия между людьми специальным предметом исследования, создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки различий. Ф. Гальтон считается одним из основателей биометрии – количественного (статистического) анализа живых объектов. Он, например, изучал наследование роста, провел обмеры лондонцев, а затем попытался выяснить, есть ли какая-нибудь взаимосвязь между ростом родителей и их детей. Он пришел к выводу, что дети особенно высокорослых отцов имели рост выше среднего для всей популяции, а дети малорослых – ниже, дети отцов среднего роста по этому признаку не отличались от среднего для популяции. Таким образом, Гальтон сделал вывод, что рост относится к наследуемым признакам. Однако, строго говоря, эти результаты не позволяют сделать вывод о том, что высокий рост – биологически наследуемый признак. Этот вывод в качестве общего заключения не применим, поскольку не учитывались средовые факторы (например, условия питания), а также при исследовании только одного поколения невозможно сказать, сохранится ли замеченная тенденция в будущем. Пример Гальтона показывает, что даже правильное обращение с численными данными не всегда приводит к верным выводам на основе конкретных данных. Но он собрал большой материал, касавшийся, как можно сказать ныне, разных уровней в структуре индивидуальности – соматического, физиологического, психологического, он даже поставил вопрос о происхождении индивидуальных способностей и пытался решить его.


Работы другого ученого Вильяма Штерна (1871–1938), немецкого психолога, основателя персоналистической психологии, также можно отнести к основополагающим в изучении индивидуальных психических способностей. Он исходил из идеи синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания о человеке. В. Штерн в 1900 г. в работе «О психологии индивидуальных различий (идеи к дифференциальной психологии)» впервые ввел в употребление сам термин «дифференциальная психология».


Реальное существование индивидуально-психологических особенностей, их значение в жизни людей, появление работ Гальтона, Штерна стимулировали изучение этих проблем с самых разных сторон – в рамках «характерологии», «этологии», «специальной психологии», «индивидуальной психологии». Однако до появления генетики проблема индивидуальности то выдвигалась на передний план, то отрицалась вообще.


С появлением генетики проблема индивидуальности получила не только право на существование и надежное обоснование, но и стала бурно исследоваться. Именно генетика описала механизм многообразия всего живого, указав, что одна из важнейших особенностей каждого вида живого – изменчивость составляющих его особей. И человек не является исключением из этого общебиологического правила.


При сравнении организмов между собой термином «признак» обозначают любую особенность организма как в его внешнем облике, так и во внутреннем строении. Многие признаки можно изменить или развить путем обучения и тренировки, однако главное свойство признаков – генетическая или наследственная основа. С одной стороны, есть признаки альтернативные – с четким различием в фенотипе, передающиеся потомству так, как будто они определяются одним или двумя дискретными генами. Очень часто, но не всегда на проявление таких признаков среда не влияет. С другой стороны, есть много признаков, которые можно назвать количественными: фенотипы их не дискретны, а образуют непрерывный ряд с разной степенью проявления какого-то свойства. По этим признакам особи не распадаются на отдельные группы, например, высокие – низкие, морозостойкие – неморозостойкие, вместо этого встречаются все промежуточные формы. Кроме этого эти признаки нередко подвержены сильному влиянию среды. Признаки, по которым нормальные особи в популяции отличаются друг от друга, в основном имеют количественную природу и представляют большой практический интерес: к таким признакам относится, например, молочная продуктивность у коров, урожайность пшеницы, уровень интеллекта у человека и многое другое. Точный механизм наследования таких признаков до конца неясен. Генетика количественных признаков составляет особый раздел науки о наследственности.


До ХХ в. было широко распространено мнение, что среда влияет не только на проявление наследственных признаков, но и на саму наследственность, то есть возникшие изменения передаются потомству. Генетика доказала, что приобретенные признаки, например, развитые мышцы, двигательные и умственные навыки или телесные увечья, не наследуются в генетическом смысле этого слова, так как они не изменяют структур носителя наследственности. Наследственная основа признаков любого вида закодирована в молекулах ДНК, присутствующих в каждой клетке организма. Их совокупность называют генотипом. Генотип практически всех организмов, включая человека, представлен не одним, а двумя наборами генов. У каждой особи может быть только два гена данного признака, но в крупной популяции обычно существует множество их вариантов, генетики называют такие варианты аллелями. В популяции каждый ген может встречаться в виде множества аллелей. Аллели – это различные формы гена, которые определяют разные формы одного и того же признака. Наличие нескольких аллелей каждого гена в популяции обеспечивает определенный уровень генетического полиморфизма (например, три аллеля обуславливают существование четырех групп крови у человека).


Главная причина того, что приобретенные признаки не наследуются, – это односторонний характер потока генетической информации: она передается от ДНК к белку, тогда как передача от белка к ДНК невозможна. Изменения фенотипа не сказываются на нуклеотидной последовательности ДНК. Вопрос о передаче приобретенных признаков может показаться внутренней проблемой генетики, которая уже решена и представляет лишь исторический интерес. В чисто научном плане это так. Однако возможности наследования приобретенных признаков, как и вопрос о роли среды и наследственности, до сих пор имеют политическую и социальную окраску.


В основе индивидуальности человека лежат биологические причины. Рост тела сопровождается делением клеток, в ходе которого каждая новая клетка получает точную копию обоих наборов генов. Однако при образовании половых клеток процесс деления происходит иначе – в них попадает только по одному набору. При оплодотворении происходит объединение их генных наборов, и в новом организме набор становится двойным. Поскольку сперматозоид и яйцеклетка несли случайные сочетания родительских генов, в результате каждого оплодотворения возникают новые их комбинации, отличные от родительских. Таким образом, все потомки, а следовательно, и все члены популяции (за исключением гомозиготных близнецов) отличаются друг от друга своими генотипами. Эта генетическая изменчивость лежит в основе наследственной изменчивости признаков.


Еще одним источником наследственной изменчивости служат мутации. Они представляют собой случайные изменения ДНК и могут затрагивать любой ген или группу генов. Мутации возникают спонтанно, без видимой причины. Известно, что частоту мутаций можно значительно повысить, воздействуя на организм излучением высокой энергии (рентгеновским или радиоактивным) и различными химическими соединениями. Многие из мутагенных факторов используются в промышленности или присутствуют в отходах производства. К сожалению, мутации нередко приводят к неконтролируемому делению клеток и развитию раковых опухолей или, если затрагиваются половые клетки, к появлению в следующем поколении особей с врожденными дефектами. В целом благодаря мутациям, а также расхождению и рекомбинации генов в процессе полового размножения наследственная изменчивость организмов неизбежна.




Концепции современного естествознания

Цель данного учебника – помочь студентам овладеть содержанием курса «Концепции современного естествознания», посвященного фундаментальной сфере современной культуры – науке. Учебник ориентирует на формирование у студентов компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по социогуманитарным направлениям подготовки. Учебник знакомит студентов с особенностями естественно-научной картины мира, основаниями противопоставления естественно-научной и гуманитарной культуры и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир. В учебнике анализируются ключевые этапы развития естествознания, указывается на преемственность и непрерывность в изучении природы. Учебник освещает основной комплекс проблем естествознания конца ХХ – начала ХХI века. Для изучения предлагаются те концепции и проблемы, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре. Для студента – будущего специалиста в области социогуманитарного знания особенно принципиально осознание основных концепций и законов естествознания в их связи с проблемами общественной жизни, осмысление общих тенденций и взаимовлияний естественно-научного и социогуманитарного знания. Предлагаемый учебник представляет собой не просто совокупность актуальных вопросов из традиционных курсов физики, химии, биологии, экологии, антропологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского и культурологического подходов. Учебник адресован студентам, получающим образование по социогуманитарным направлениям, всем интересующимся тенденциями развития современной науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kontseptsii_sovremennogo_estestvoznaniya1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
Наука Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания

Наука Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания

Наука Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания

Цель данного учебника – помочь студентам овладеть содержанием курса «Концепции современного естествознания», посвященного фундаментальной сфере современной культуры – науке. Учебник ориентирует на формирование у студентов компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по социогуманитарным направлениям подготовки. Учебник знакомит студентов с особенностями естественно-научной картины мира, основаниями противопоставления естественно-научной и гуманитарной культуры и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир. В учебнике анализируются ключевые этапы развития естествознания, указывается на преемственность и непрерывность в изучении природы. Учебник освещает основной комплекс проблем естествознания конца ХХ – начала ХХI века. Для изучения предлагаются те концепции и проблемы, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре. Для студента – будущего специалиста в области социогуманитарного знания особенно принципиально осознание основных концепций и законов естествознания в их связи с проблемами общественной жизни, осмысление общих тенденций и взаимовлияний естественно-научного и социогуманитарного знания. Предлагаемый учебник представляет собой не просто совокупность актуальных вопросов из традиционных курсов физики, химии, биологии, экологии, антропологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского и культурологического подходов. Учебник адресован студентам, получающим образование по социогуманитарным направлениям, всем интересующимся тенденциями развития современной науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kontseptsii_sovremennogo_estestvoznaniya1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Концепции современного естествознания" (Брызгалина Е.В.) охраняются законодательством!