Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Хрестоматия по философии. 3-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.08.2011
ISBN: 9785392012220
Язык:
Объем текста: 842 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Хрестоматия по философии. Раздел I. Что такое философия и зачем она?. Рассел Бертран (1872—1970)

Шелер Макс (1874—1928)

Дильтей Вильгельм (1833—1911)

Шопенгауэр Артур (1788—1860)

Ницше Фридрих (1844—1900)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фромм Эрих (1900—1980)

Маркс Карл (1818—1883)

Ильин Иван Александрович (1883—1954)

Струве Генрих (1840—1912)

Виндельбанд Вильгельм (1848—1915)

Грот Николай Яковлевич (1852—1899)

Зиммель Георг (1858—1918)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Гуссерль Эдмунд (1859—1938)

Бергсон Анри (1859—1941)

Риккерт Генрих (1863—1936)

Шлик Мориц (1882—1936)

Ясперс Карл (1883—1969)

Юшкевич Павел Соломонович (1873—1945)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Шпет Густав Густавович (1879—1937)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Сартр Жан-Поль (1905—1980)

Мерсье Андрэ (р. 1913)

Эрн Владимир Францевич (1882—1917)

Трубецкой Сергей Николаевич (1862—1905)

Фромм Эрих (1900—1980)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Трубников Николай Николаевич (1929—1983)

Раздел II. Философия познания. Бэкон Фрэнсис (1561—1626)

Локк Джон (1632—1704)

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фрейд Зигмунд (1856—1939)

Лосский Николай Онуфриевич (1870—1965)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Юнг Карл Густав (1875—1961)

Чудинов Энгельс Матвеевич (1930—1980)

Флоренский Павел Александрович (1882—1937)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Полани Майкл (1891—1976)

Андрей Белый (1880—1934)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Поппер Карл Раймунд (1902—1994)

Делез Жиль (1925—1995), Гваттари Феликс (1930—1992)

Фейерабенд Пол Карл (1924—1994)

Селье Ганс (1907—1982)

Поварнин Сергей Иннокентьевич (1870—1952)

Раздел III. Философия бытия. Гартман Николай (1882—1950)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Башляр Гастон (1884—1962)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Федоров Николай Федорович (1828—1903)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Уайтхед Алфред Норт (1861—1947)

Ленин Владимир Ильич (1870—1924)

Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873—1928)

Аскольдов (Алексеев) Сергей Алексеевич (1870—1945)

Бердяев Николай Алесандрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Камю Альбер (1913—1960)

Бунге Марио (р. 1919)

Винер Норберт (1894—1964)

Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла

Манеев Алексей Климентьевич (р. 1921)

Трубецкой Евгений Николаевич (1863—1920)

Сагатовский Валерий Николаевич (р. 1933)

Тейяр де Шарден Пьер (1881—1955)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1873—1928)


Системная организация материи


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ


Первые попытки точно определить, что такое организация, привели к идее целесообразности. Понятие организации относилось тогда, конечно, только к живым существам, и исходным пунктом исследования брался отдельный организм. Целесообразное устройство разных его частей и целесообразная их связь не только были очевидны, но при дальнейшем исследовании этот их характер выступал все полнее и глубже, поражал своим совершенством...


С развитием науки, однако, выяснилось, что те соотношения, которые выражаются словом «целесообразность», могут возникать и развиваться вполне естественным путем, при отсутствии всякого «субъекта», сознательно ставящего цели,— что в природе существует объективная целесообразность. Она — результат мировой борьбы организационных форм, в которой формы «нецелесообразные» или «менее целесообразные» разрушаются и исчезают, «более целесообразные» сохраняются: процесс естественного подбора. И самое понятие целесообразности оказывается при этом, в сущности, только аналогией, или, вернее, метафорой, способной вводить в заблуждение. Ясно, что оно не годится для научного определения организованности.


Попытка формально определить организованность как гармонию или соответствие частей между собой и с целым также не решает вопроса; это просто замена слова «организованность» его синонимами. Надо именно выяснить, в чем заключается это соответствие или гармония, а иначе нет пользы ставить одно обозначение на место другого.


Биологи уже давно характеризовали организм как «целое, которое больше суммы своих частей». Хотя, употребляя эту формулу, они сами вряд ли смотрели на нее как на точное определение, особенно ввиду ее внешней парадоксальности, но в ней есть черты, заслуживающие особого внимания. Она не включает фетиша — ставящего цели субъекта — и не сводится к тавтологии, к повторению того же другими словами. А ее кажущееся или действительное противоречие с формальной логикой само по себе еще ничего не решает: ограниченность значения формальной логики вполне установлена научно-философской мыслью.


Что, собственно, подразумевалось под словами: «Организм есть целое, которое больше суммы своих частей»? В каком смысле или отношении он больше этой суммы? Дело идет, очевидно, о его жизнеспособности, его силе в борьбе с окружающей средой. В разъединенном состоянии части сколько-нибудь сложного организма обладают жизнеспособностью либо бесконечно малой, либо настолько пониженной, что сумма ее величин, если бы ее удалось численно выразить, была бы, конечно, гораздо меньше величины, соответствующей живому целому: тело, лишенное руки, и рука, от него отрезанная, — достаточный пример. Но исследовать вопрос на таких сложных системах, как организм, и на таких относительных, трудно измеряемых величинах, как жизнеспособность, всего менее удобно: лучше начать с комбинаций более простых.


Таково, например, элементарное сотрудничество. Уже соединение одинаковых рабочих сил на какой-нибудь механической работе может вести к возрастанию практических результатов в большей пропорции, чем количество этих рабочих сил. <...>


Соединение активностей может уменьшить их практическую сумму: это происходит тогда, когда они друг другу противодействуют, вполне или отчасти друг друга парализуют уничтожают,— словом, взаимно «дезорганизуются». Но каким образом величины могут соединяться так, чтобы это увеличивало их практическую сумму? С первого взгляда, здесь получается какое-то создание из ничего.


В действительности загадка решается просто, — надо только представить организуемые активности вместе с теми сопротивлениями, которые они преодолевают. Почему два работника совместно выполняют расчистку поля не в 2, а, например, в два с половиной раза быстрее, чем один? Экономист в ответ на это укажет такие моменты: во-первых, самая совместность работы действует на нервную систему работника оживляющим, ободряющим образом и тем повышает интенсивность труда; во-вторых, соединение двух сил позволяет преодолевать препятствия, каждую из них в отдельности превышающие, а многие препятствия, ее не превышающие, но для нее значительные, осиливать гораздо быстрее. <...>


Итак, организованное целое оказалось на самом деле практически больше простой суммы своих частей, но не потому, чтобы в нем создавались из ничего новые активности, а потому, что его наличные активности соединяются более успешно, чем противостоящие им сопротивления. Наш мир есть вообще мир разностей: только разности напряжений энергии проявляются в действии, только эти разности имеют практическое значение. Там, где сталкиваются активности и сопротивления, практическая сумма, воплощенная в реальных результатах, зависит от способа сочетания тех и других; и для целого эта сумма увеличивается на той стороне, на которой соединение более стройно или «гармонично» заключает меньше «противоречий». Это и означает более высокую организованность. <...>




Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

349
Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по философии. 3-е издание" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством!