Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Хрестоматия по философии. 3-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.08.2011
ISBN: 9785392012220
Язык:
Объем текста: 842 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Хрестоматия по философии. Раздел I. Что такое философия и зачем она?. Рассел Бертран (1872—1970)

Шелер Макс (1874—1928)

Дильтей Вильгельм (1833—1911)

Шопенгауэр Артур (1788—1860)

Ницше Фридрих (1844—1900)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фромм Эрих (1900—1980)

Маркс Карл (1818—1883)

Ильин Иван Александрович (1883—1954)

Струве Генрих (1840—1912)

Виндельбанд Вильгельм (1848—1915)

Грот Николай Яковлевич (1852—1899)

Зиммель Георг (1858—1918)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Гуссерль Эдмунд (1859—1938)

Бергсон Анри (1859—1941)

Риккерт Генрих (1863—1936)

Шлик Мориц (1882—1936)

Ясперс Карл (1883—1969)

Юшкевич Павел Соломонович (1873—1945)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Шпет Густав Густавович (1879—1937)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Сартр Жан-Поль (1905—1980)

Мерсье Андрэ (р. 1913)

Эрн Владимир Францевич (1882—1917)

Трубецкой Сергей Николаевич (1862—1905)

Фромм Эрих (1900—1980)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Трубников Николай Николаевич (1929—1983)

Раздел II. Философия познания. Бэкон Фрэнсис (1561—1626)

Локк Джон (1632—1704)

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фрейд Зигмунд (1856—1939)

Лосский Николай Онуфриевич (1870—1965)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Юнг Карл Густав (1875—1961)

Чудинов Энгельс Матвеевич (1930—1980)

Флоренский Павел Александрович (1882—1937)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Полани Майкл (1891—1976)

Андрей Белый (1880—1934)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Поппер Карл Раймунд (1902—1994)

Делез Жиль (1925—1995), Гваттари Феликс (1930—1992)

Фейерабенд Пол Карл (1924—1994)

Селье Ганс (1907—1982)

Поварнин Сергей Иннокентьевич (1870—1952)

Раздел III. Философия бытия. Гартман Николай (1882—1950)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Башляр Гастон (1884—1962)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Федоров Николай Федорович (1828—1903)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Уайтхед Алфред Норт (1861—1947)

Ленин Владимир Ильич (1870—1924)

Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873—1928)

Аскольдов (Алексеев) Сергей Алексеевич (1870—1945)

Бердяев Николай Алесандрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Камю Альбер (1913—1960)

Бунге Марио (р. 1919)

Винер Норберт (1894—1964)

Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла

Манеев Алексей Климентьевич (р. 1921)

Трубецкой Евгений Николаевич (1863—1920)

Сагатовский Валерий Николаевич (р. 1933)

Тейяр де Шарден Пьер (1881—1955)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1852—1899)


Философия как ветвь искусства


В § 7 журнала «Мысль» в статье N.N. «Опыт построения науч-но-философской религии» мы встретили одно, вполне сочувственное нам, сопоставление, которое желаем развить с большею подробностью. «Философия, — говорит автор, — есть как и поэзия, лирический порыв человека к синтезу, и в этом смысле с философом можно пережить его мировую поэму, как вы с поэтом переживаете его поэму, вовсе не соглашаясь верить всему, что там написано». В той же статье автор старается объяснить разнообразие философских систем разделением труда в проникновеньи человеческою мыслью мирового устройства в его целом. Нам кажется, однако, что если подробнее развить мысль о соотношении философии и поэзии, то вторая гипотеза окажется излишнею. Впрочем, и сама по себе эта гипотеза едва ли правильна: дифференци-ровка умственной работы может объяснять разнообразие задач, над которыми трудится ум человеческий, а также различие направлений в способе разработки фактов, но никак не противоположность и даже противоречие выводов при решении одного и того же вопроса. В одной только мысли не найдешь объяснения противоречиям и несовместимости выводов различных умов о том же самом предмете. Такие противоречия могут быть выяснены только влиянием на умственную работу постороннего элемента — элемента чувства. Чувство — вот что всего более сближает философа и поэта и что служит исходным мотивом и конечной целью в построениях того и другого. Несколько лет тому назад, полемизируя с А. А. Козловым, автором «Философских этюдов», мы старались доказать, что философия, как наука о мире в его целом, излишня и невозможна, рядом с другими, частными науками. Мы, однако же, признавали вместе с тем, что личная философия, личный синтез — вполне возможная и законная вещь, ибо удовлетворяют субъективным потребностям человеческого ума. В настоящее время мы остаемся при тех же убеждениях, да и едва ли когда-нибудь их изменим, но нам представляется возможным значительно расширить и развить свой взгляд именно при помощи сравнения философии с поэзией. Под философией мы, конечно, будем подразумевать только старую «метафизику», исключая из этого понятия все частные науки, каковы психология, логика, этика и др. Спрашивается, как примирить те два факта, что философия невозможна как синтетическая наука о мире в его целом и вместе с тем, что эта самая философия или синтез понятий составляет самую коренную потребность человеческого ума, которую не могут искоренить никакие логические рассуждения и доказательства? Примирение этих двух фактов возможно только одним способом, именно — постановкою философии на новое место в системе занятий и интересов человеческого ума. Разделение последних на науки и искусства давно признано и вполне законно. Задача наук — проникнуть во все отношения внешних предметов и явлений, с тем чтобы вполне подчинить их управлению человека. Задача искусств — пользуясь результатами познания и науки, искусственно воспроизвести действительные или только возможные отношения вещей с целью удовлетворить высшим, субъективным потребностям человеческой природы, т. е. потребностям чувства. В сущности, науки и искусства составляют только два последовательных и тесно связанных момента при взаимодействии человека с окружающей природой, но смешивать эти моменты все-таки невозможно ввиду их различного механизма и назначения. Науки — это анализ, основа их — усвоение, орудие — наблюдение; искусства — это синтез, их основа — творчество, орудие — воображение. Эти черты слишком существенны, чтобы их можно было смешивать. До сих пор думали, что синтез есть тоже дело науки, но это неверно: наука есть объективное знание, а синтез уже не есть знание, а лишь конечный его результат, продукт, что и есть искусство. Синтез в науке служит только вспомогательным орудием — для расширения и поверки анализа. Синтез непременно имеет какую-нибудь практическую подкладку, тогда как анализ всегда стоит на теоретической почве. Конечным же мотивом для практической под [стад к и синтеза неизбежно служит какое-нибудь чувство и в этом состоит отличительная черта искусства. Выяснив в точности отношение искусства и науки, уже не трудно прийти к выводу, что философия, как синтез, как отражение субъективного, как результат творчества, и есть искусство, а не наука. Такая перемена клички не сводится лишь к простому спору о словах: она способна произвести коренной переворот во взглядах на философию. Все недостатки, в которых упрекали эту последнюю, пока считали ее за науку, окажутся естественными ее свойствами и отчасти даже достоинствами, с той минуты как она признана будет ветвью искусства. Общество сейчас же примирится с философией и с философами, как скоро узнает в этих последних братьев поэтов и художников, которые не истину должны ему открывать, а только изображать перед ним внутренний мир человеческого сознания с его высшими потребностями, влечениями и идеалами. То, что должно быть, а не то, что есть — вот что раскрывает философия. Из абсолютных ее истины делаются относительными, противоречия и разногласия становятся в ней естественными и даже неизбежными, служа признаком уже не бедности, а богатства; наконец дилетантизм многих философов в науках делается вещью извинительной и понятной: в деле творчества талант и гений всегда еще важнее, чем положительные знания, хотя известная доля последних, конечно необходима. Теперь сравним же поэзию и философию более обстоятельно, как две ветви одного дерева. Во-первых, разберем сходные их черты.




Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

349
Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по философии. 3-е издание" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством!