Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Хрестоматия по философии. 3-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.08.2011
ISBN: 9785392012220
Язык:
Объем текста: 842 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Хрестоматия по философии. Раздел I. Что такое философия и зачем она?. Рассел Бертран (1872—1970)

Шелер Макс (1874—1928)

Дильтей Вильгельм (1833—1911)

Шопенгауэр Артур (1788—1860)

Ницше Фридрих (1844—1900)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фромм Эрих (1900—1980)

Маркс Карл (1818—1883)

Ильин Иван Александрович (1883—1954)

Струве Генрих (1840—1912)

Виндельбанд Вильгельм (1848—1915)

Грот Николай Яковлевич (1852—1899)

Зиммель Георг (1858—1918)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Гуссерль Эдмунд (1859—1938)

Бергсон Анри (1859—1941)

Риккерт Генрих (1863—1936)

Шлик Мориц (1882—1936)

Ясперс Карл (1883—1969)

Юшкевич Павел Соломонович (1873—1945)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Шпет Густав Густавович (1879—1937)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Сартр Жан-Поль (1905—1980)

Мерсье Андрэ (р. 1913)

Эрн Владимир Францевич (1882—1917)

Трубецкой Сергей Николаевич (1862—1905)

Фромм Эрих (1900—1980)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Трубников Николай Николаевич (1929—1983)

Раздел II. Философия познания. Бэкон Фрэнсис (1561—1626)

Локк Джон (1632—1704)

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фрейд Зигмунд (1856—1939)

Лосский Николай Онуфриевич (1870—1965)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Юнг Карл Густав (1875—1961)

Чудинов Энгельс Матвеевич (1930—1980)

Флоренский Павел Александрович (1882—1937)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Полани Майкл (1891—1976)

Андрей Белый (1880—1934)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Поппер Карл Раймунд (1902—1994)

Делез Жиль (1925—1995), Гваттари Феликс (1930—1992)

Фейерабенд Пол Карл (1924—1994)

Селье Ганс (1907—1982)

Поварнин Сергей Иннокентьевич (1870—1952)

Раздел III. Философия бытия. Гартман Николай (1882—1950)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Башляр Гастон (1884—1962)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Федоров Николай Федорович (1828—1903)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Уайтхед Алфред Норт (1861—1947)

Ленин Владимир Ильич (1870—1924)

Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873—1928)

Аскольдов (Алексеев) Сергей Алексеевич (1870—1945)

Бердяев Николай Алесандрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Камю Альбер (1913—1960)

Бунге Марио (р. 1919)

Винер Норберт (1894—1964)

Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла

Манеев Алексей Климентьевич (р. 1921)

Трубецкой Евгений Николаевич (1863—1920)

Сагатовский Валерий Николаевич (р. 1933)

Тейяр де Шарден Пьер (1881—1955)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ (1833—1911)


Структура и функции философии


Тенденция к развитию жизневоззрения и миросозерцания объединяет религию, поэзию и философию. В этом историческом взаимодействии развилась философия. С самого начала в ней была сильна тенденция к общеобязательному воззрению на жизнь и мир. <...>


Философское миросозерцание, как оно возникло под влиянием стремления к общеобязательности, должно, по структуре своей, существенно отличаться от миросозерцания религиозного и поэтического. В отличие от религиозного оно универсально и общеобязательно. В отличие от поэтического миросозерцания оно представляет собой силу, стремящуюся преобразующе влиять на жизнь. Оно развивается на широком основании, опираясь на эмпирическое сознание, опыт и опытные науки, согласно законам образования, выраженным в отражении переживания, как предметов в мышлении в понятиях. Когда энергия дискурсивного умозаключающего мышления, в котором всегда содержится отношение высказывания к предмету, проникает в глубины переживаний, весь мир чувствования и волевого поведения принимает предметную форму понятий о ценностях и их отвлечениях, мыслей о целях и правила, выражающих связанность воли. <...>


Моменты, образующие жизнь, вкладываются, таким образом, благодаря обобщению понятий и генерализации положений, в системы. Обоснование, как форма систематического мышления, сцепляет в каждой из этих систем все прозрачные и совершенные составляющее ее члены. Высшие понятия, которых достигают эти системы, — всеобщее бытие, последняя причина, безусловная ценность, высшее благо — синтезируются в понятии телеологической мировой связи, в котором философия встречается с религиозностью и художественным мышлением. Так возникли, по внутренним законам образования, основные черты телеологической схемы миропонимания, и точно так же сущность самого предмета обусловила продолжительность этой схемы до конца Средних веков и ее естественное влияние по сегодняшний день. На ее основе или в оппозиции к ней дифференцировались основные формы философских миросозерцаний.


Когда мы охватываем миросозерцание в понятиях, обосновываем его и возвышаем до степени общеобязательности, то мы называем его метафизикой. Оно расширяется и принимает многосложные образы. Индивидуальность, условия, нации, век вызывают как у поэтов, так и у философов неопределенное количество нюансов мировоззрения. Ибо возможности влияния мира на структуру нашей душевной жизни безграничны, точно так же постоянно меняются, в зависимости от состояния научного духа, и средства мышления. Но беспрерывность, связывающая процессы мышления, и сознательность, характеризирующая философию, объединяют группы систем между собой, сильнее подчеркивают близость различных мыслителей между собой, или их противоположность к другим группам. Так, в классической греческой философии проявился антагонизм между телеологической метафизикой и ее естественной системой, с одной стороны, и миросозерцанием, ограничивающим миропознание пониманием действительности по отношениям причины и следствия — с другой. И по мере того, как впоследствии, начиная со стоиков, все больше и больше выступала во всем своем значении проблема свободы, все яснее отмежевывались системы объективного идеализма, в которых причина вещей детерминирует мировую связь, от систем идеализма свободы, в которых переживание свободной воли удерживается и проицируется в самую мировую причину. При этом выработался ряд основных типов метафизики, коренящихся в существенных различиях человеческих миросозерцаний.


Они охватывают большое множество миросозерцаний и систематических форм. <...>


Если затем с критической точки зрения познается феноменальный характер физического мира, то натурализм и материализм переходят в естественно-научный определенный позитивизм. Или миросозерцание определяется отношениями чувственной жизни. Оно находится под углом зрения ценностей предметов, жизненных ценностей, значения и смысла мира: вся действительность кажется тогда выражением чего-то внутреннего и она берется как развитие бессознательно или сознательно действующей душевной связи. Эта точка зрения усматривает во многих, разделенных, ограниченных, отдельно влияющих нечто ему имманентное, божественное, определяющее явления по законам телеологической причинности: так возникают объективный идеализм, панентеизм или пантеизм. Но когда волевое отношение определит миропонимание, появляется схема независимости духа от природы или схема о его трансцендентности: в проекции Вселенной образуются понятия божественной персональности мироздания, суверенитета личности по отношению к мировому течению.




Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

349
Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по философии. 3-е издание" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством!