Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Хрестоматия по философии. 3-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.08.2011
ISBN: 9785392012220
Язык:
Объем текста: 842 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Хрестоматия по философии. Раздел I. Что такое философия и зачем она?. Рассел Бертран (1872—1970)

Шелер Макс (1874—1928)

Дильтей Вильгельм (1833—1911)

Шопенгауэр Артур (1788—1860)

Ницше Фридрих (1844—1900)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фромм Эрих (1900—1980)

Маркс Карл (1818—1883)

Ильин Иван Александрович (1883—1954)

Струве Генрих (1840—1912)

Виндельбанд Вильгельм (1848—1915)

Грот Николай Яковлевич (1852—1899)

Зиммель Георг (1858—1918)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Гуссерль Эдмунд (1859—1938)

Бергсон Анри (1859—1941)

Риккерт Генрих (1863—1936)

Шлик Мориц (1882—1936)

Ясперс Карл (1883—1969)

Юшкевич Павел Соломонович (1873—1945)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Шпет Густав Густавович (1879—1937)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Сартр Жан-Поль (1905—1980)

Мерсье Андрэ (р. 1913)

Эрн Владимир Францевич (1882—1917)

Трубецкой Сергей Николаевич (1862—1905)

Фромм Эрих (1900—1980)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Трубников Николай Николаевич (1929—1983)

Раздел II. Философия познания. Бэкон Фрэнсис (1561—1626)

Локк Джон (1632—1704)

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фрейд Зигмунд (1856—1939)

Лосский Николай Онуфриевич (1870—1965)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Юнг Карл Густав (1875—1961)

Чудинов Энгельс Матвеевич (1930—1980)

Флоренский Павел Александрович (1882—1937)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Полани Майкл (1891—1976)

Андрей Белый (1880—1934)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Поппер Карл Раймунд (1902—1994)

Делез Жиль (1925—1995), Гваттари Феликс (1930—1992)

Фейерабенд Пол Карл (1924—1994)

Селье Ганс (1907—1982)

Поварнин Сергей Иннокентьевич (1870—1952)

Раздел III. Философия бытия. Гартман Николай (1882—1950)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Башляр Гастон (1884—1962)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Федоров Николай Федорович (1828—1903)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Уайтхед Алфред Норт (1861—1947)

Ленин Владимир Ильич (1870—1924)

Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873—1928)

Аскольдов (Алексеев) Сергей Алексеевич (1870—1945)

Бердяев Николай Алесандрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Камю Альбер (1913—1960)

Бунге Марио (р. 1919)

Винер Норберт (1894—1964)

Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла

Манеев Алексей Климентьевич (р. 1921)

Трубецкой Евгений Николаевич (1863—1920)

Сагатовский Валерий Николаевич (р. 1933)

Тейяр де Шарден Пьер (1881—1955)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




БЕРГСОН АНРИ (1859—1941)


Философская интуиция


Я намерен, милостивые государи, предложить на ваше обсуждение несколько мыслей касательно философского духа. Мне кажется — и свидетельством этого является не один доклад, представленный на настоящем конгрессе, — что метафизика в данный момент старается стать проще, подойти ближе к жизни. Я думаю, что, поступая так, она права и что в этом именно направлении должны мы работать. Но я полагаю также, что, действуя таким образом, мы не совершим ничего революционного. Мы придадим лишь наиболее свойственную форму тому, что является сущностью всякой философии, — я имею в виду всякую философию, которая вполне сознает свое назначение и свою функцию. Из-за сложности буквы и словесного выражения не следует терять из вида простоты духа. Если считаться лишь с учениями так, как они формулированы в синтезах, как будто бы охватывающих результаты всех предшествующих философий и совокупность наличных знаний, то рискуют не заметить то, по существу самочинное, что имеется в философской мысли.


Вероятно, все те из нас, которые преподают историю философии, все те, кому часто доводилось возвращаться к изучению тех же самых систем и таким образом все более и более углубляться в них, могли сделать следующее наблюдение. На первых порах философская система встает перед нами, как законченное здание, с очень искусной архитектурой, и устроенное так, чтобы в нем удобно могли уместиться все проблемы. Созерцая ее в этом виде, мы испытываем эстетическое удовольствие, усиливаемое профессиональным удовлетворением. Действительно, мы не только находим здесь порядок в сложном (порядок, который мы любим иногда при описании дополнять), но мы рады также возможности сказать себе, что мы знаем, откуда получены материалы и как произведена постройка. В поставленных философом проблемах мы распознаем вопросы, которые волновали его современников. В даваемых им решениях мы — кажется нам — находим размещенными в порядке или в беспорядке, но едва измененными, элементы предшествующих или современных ему философских концепций. Такую, то идею он заимствовал у этого автора, такая, то другая была подсказана ему вот тем мыслителем. Зная то, что философ прочел, услышал, узнал, мы могли бы без сомнения наново создать большую часть того, что он сделал. И вот мы садимся за работу, добираемся до источников, взвешиваем влияния, извлекаем сходства и под конец начинаем ясно различать в системе то, что мы в ней искали: более или менее оригинальный синтез тех идей, в обстановке которых жил философ.


Но если нам приходится иметь часто дело с идеями великого мыслителя, то мало-помалу, процессом какой-то незаметной инфильтрации, мы проникаемся совершенно иным чувством. Я не говорю, что наш первоначальный труд сравнивания был потерянной работой: без такого предварительного усилия, без такой попытки воссоздать философскую систему из того, что не есть она, и связать ее с тем, что было вокруг нее, мы бы, может быть, никогда не узнали, что по истине есть она. Так уж устроен человеческий дух: он начинает понимать новое лишь тогда, когда он все испробовал, чтобы свести его к старому. Но по мере того, как мы все более пытаемся войти внутрь мысли философа, вместо того, чтобы ходить вокруг нее, мы замечаем, как его учение преображается. Во-первых, уменьшается сложность системы. Затем части начинают входить друг в друга. Наконец, все стягивается в одну единственную точку, к которой, как мы чувствуем, можно беспредельно приблизиться, хотя без надежды когда-нибудь достигнуть ее.


В этой точке находится нечто простое, бесконечно простое, столь необыкновенно простое, что философу никогда не удалось высказать его. И вот почему он говорил всю свою жизнь. Он не мог формулировать того, что он имел в уме, так, чтобы не испытать потом повелительной потребности поправить свою формулу, а потом поправить поправку. И таким образом, переходя от теории к теории, поправляя себя — в то время, как он думал, что дополняет себя, — он путем усложнений, нагроможденных на усложнения, и аргументов, следовавших за аргументами, пытался лишь передать со все большим приближением простоту своей оригинальной интуиции. Вся необыкновенная сложность его системы — сложность, которая могла бы простираться до бесконечности, — выражает лишь несоизмеримость между его простой интуицией и средствами, которыми он располагал для выражения ее.


Какова эта интуиция? Но ведь если сам философ не мог найти для нее формулы, то не нам решить эту задачу. Что мы можем уловить и закрепить, так это некоторый образ, промежуточный между простотой конкретной интуиции и сложностью выражающих ее абстракций, неуловимый и каждый раз вновь исчезающий, — образ, который, незамеченный, может быть, держит в своей власти дух философа, следует за ним, как тень, по всем извилинам его мысли и который, если и не есть сама интуиция, то приближается к ней несравненно больше, чем то абстрактное и поневоле символическое выражение, к какому должна прибегнуть интуиция, чтобы доставить «объяснения». Рассмотрим хорошенько эту тень: мы угадаем тогда занятое отбрасывающим ее телом положение. А если мы делаем усилие, чтобы воспроизвести это положение или, даже лучше, чтобы внедриться в него, то мы увидим, в меру возможного, то, что увидел философ.


Что характеризует прежде всего этот образ, так это заключенная в нем сила отрицания. Вы помните, как поступал демон Сократа: в известный момент он останавливал волю философа и скорее препятствовал ему действовать, чем предписывал то, что он должен был делать. Мне кажется, что интуиция играет в сфере умозрения такую же роль, какую играл демон Сократа в практической жизни. По крайней мере, в таком виде она впервые обнаруживается, и в таком же виде она и в дальнейшем ярче всего сказывается: она запрещает. Наперекор общепринятым идеям и как-будто самоочевидным тезисам, наперекор утверждениям, признававшимся до того научными, она шепчет философу на ухо: Невозможно! Невозможно, хотя бы даже факты и всякого рода логические соображения побуждали, по-видимому, тебя думать, что это невозможно, действительно, достоверно. Невозможно, потому что какой-то опыт, может быть, смутный, но имеющий решающее значение, говорит тебе моими устами, что он несовместим с приводимыми фактами и развиваемыми соображениями и что, значит, эти факты были плохо наблюдаемы, а рассуждения — ложны. Что за странное явление эта инстинктивная сила отрицания! И как она не обратила на себя внимания историков философии? Разве не очевидно, что первое, что делает философ, когда мысль его еще не уверена и когда еще нет ничего окончательного в его учении — это то, что он окончательно отвергает некоторые вещи? Впоследствии взгляды его смогут измениться в том, что он будет утверждать; но они не будут изменяться в том, что он отрицает. И если они и изменяются в том, что он утверждает, то опять-таки благодаря присущей интуиции или ее образу — силе отрицания. Философ, может быть, поддался соблазну лени и стал выводить следствия по правилам прямолинейной логики; и вдруг он испытывает перед своим собственным утверждением то же самое ощущение невозможности, какое он раньше испытал перед чужим утверждением. Покинув, действительно, кривую своей мысли и начав двигаться прямолинейно, по касательной к ней, он стал посторонним и чуждым самому себе. Возвращаясь же к интуиции, он становится самим собой. Из таких расставаний с собой и возвращений к себе и состоят зигзаги системы, которая «развивается», т. е. которая теряет себя, находит себя сызнова, и без конца поправляет сама себя.


Попробуем освободиться от этих усложнений, попробуем добраться до простой в своей основе интуиции или, по крайней мере, до выражающего ее образа. Лишь только мы сделаем это, как мы замечаем, что система становится свободной от условий времени и места, от которых она, по-видимому, зависела. Разумеется, те проблемы, которыми занимался философ, были проблемами, которые ставились в его время; данные науки, которыми он воспользовался или которые он критиковал, были данными науки его времени; в излагаемых им теориях можно даже при желании найти идеи его современников и его предшественников. Но могло ли бы это быть иначе? Чтобы дать понимание нового, приходится выразить его в функции старого; и для каждого великого мыслителя поставленные уже проблемы, и данные для них решения, равно как современные ему философия и наука, являются тем материалом, которым он должен был пользоваться, чтобы придать конкретную форму своей мысли. Я уже не говорю о той традиции, в силу которой, начиная с древности, всякая философия должна предстать, как полная система, охватывающая все то, что знают. Но было бы большим заблуждением принимать за творческий элемент системы то, что служит лишь средством выражения ее. Такова та первая ошибка, в которую, как я выше сказал, мы рискуем впасть, приступая к изучению какой-нибудь системы. Нас поражает при этой работе исследования такая масса частичных сходств, мы замечаем такое множество явных аналогий и сближений, наше научное остроумие и эрудиция подвергаются таким соблазнам со всех сторон, что мы испытываем искушение воссоздать мысль великого философа из взятых там и сям обрывков идей, приберегая для него под конец похвалу за то, что он сумел — подобно тому, как сумели и мы — сделать недурную мозаическую работу. Но иллюзия длится недолго: вскоре мы замечаем, что даже там, где философ, казалось, повторял уже сказанные до него вещи, он их понимал на свой манер. Тогда мы отказываемся от работы реконструкции его доктрины. Но чаще всего мы делаем это лишь для того, чтобы стать жертвами новой иллюзии, менее опасной, без сомнения, чем первая, но более упорной, чем она. Мы охотно воображаем себе, что разбираемая нами система — даже если она дело рук великого мыслителя — вышла из предшествующих учений и что она представляет «известный момент некоторой эволюции». Разумеется, думая так, мы не совсем не правы, ибо философская система похожа скорее на организм, чем на механизм, и гораздо лучше рассуждать здесь об эволюции, чем о механическом сложении. Но, не говоря уже о том, что это новое сравнение приписывает истории мысли больше непрерывности, чем ее имеется в ней в действительности, оно неудобно еще и в том отношении, что сосредоточивает наше внимание на внешних усложнениях системы и на том, что может в ней оказаться доступным предвидению, а не побуждает нас заинтересоваться новизной и простотой доктрины в ее сущности. Философ, достойный этого имени, за всю свою жизнь сказал только одну вещь; да и то он скорее пытался сказать эту вещь, чем действительно ее выразил. И сказал он только одну вещь потому лишь, что узрел только одну точку; да и узрение это было скорее ощущением прикосновения. Это прикосновение вызвало импульс, этот импульс породил движение, и если это движение, являющееся как бы вихрем определенной частной формы, становится видным нашему взору лишь благодаря той пыли, которую вихрь этот собрал на своем пути, то не менее верно и то, что могла быть поднята совсем иного рода пыль и что все-таки это был бы тот же самый вихрь. Таким образом, мысль, приносящая нечто новое в мир, вынуждена, разумеется, в своих проявлениях пользоваться готовыми идеями, которые она встречает перед собой и которые она увлекает в своем движении; она поэтому кажется как бы тесно связанной с современной философу эпохой; но это только видимость. Философ мог явиться несколькими веками раньше; он имел бы дело с другой философией и иной наукой; он бы поставил себе другие проблемы; он бы выразил свои мысли в иных формулах; может быть, ни одна написанная им строка не была бы тогда такой, какова она теперь; и все-таки он сказал бы ту же самую вещь.




Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

349
Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по философии. 3-е издание" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством!