Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Хрестоматия по философии. 3-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.08.2011
ISBN: 9785392012220
Язык:
Объем текста: 842 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Хрестоматия по философии. Раздел I. Что такое философия и зачем она?. Рассел Бертран (1872—1970)

Шелер Макс (1874—1928)

Дильтей Вильгельм (1833—1911)

Шопенгауэр Артур (1788—1860)

Ницше Фридрих (1844—1900)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фромм Эрих (1900—1980)

Маркс Карл (1818—1883)

Ильин Иван Александрович (1883—1954)

Струве Генрих (1840—1912)

Виндельбанд Вильгельм (1848—1915)

Грот Николай Яковлевич (1852—1899)

Зиммель Георг (1858—1918)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Гуссерль Эдмунд (1859—1938)

Бергсон Анри (1859—1941)

Риккерт Генрих (1863—1936)

Шлик Мориц (1882—1936)

Ясперс Карл (1883—1969)

Юшкевич Павел Соломонович (1873—1945)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Шпет Густав Густавович (1879—1937)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Сартр Жан-Поль (1905—1980)

Мерсье Андрэ (р. 1913)

Эрн Владимир Францевич (1882—1917)

Трубецкой Сергей Николаевич (1862—1905)

Фромм Эрих (1900—1980)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Трубников Николай Николаевич (1929—1983)

Раздел II. Философия познания. Бэкон Фрэнсис (1561—1626)

Локк Джон (1632—1704)

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716)

Кант Иммануил (1724—1804)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Фрейд Зигмунд (1856—1939)

Лосский Николай Онуфриевич (1870—1965)

Бердяев Николай Александрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Юнг Карл Густав (1875—1961)

Чудинов Энгельс Матвеевич (1930—1980)

Флоренский Павел Александрович (1882—1937)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Полани Майкл (1891—1976)

Андрей Белый (1880—1934)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975)

Гадамер Ханс-Георг (1900—2002)

Поппер Карл Раймунд (1902—1994)

Делез Жиль (1925—1995), Гваттари Феликс (1930—1992)

Фейерабенд Пол Карл (1924—1994)

Селье Ганс (1907—1982)

Поварнин Сергей Иннокентьевич (1870—1952)

Раздел III. Философия бытия. Гартман Николай (1882—1950)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Башляр Гастон (1884—1962)

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)

Федоров Николай Федорович (1828—1903)

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)

Уайтхед Алфред Норт (1861—1947)

Ленин Владимир Ильич (1870—1924)

Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873—1928)

Аскольдов (Алексеев) Сергей Алексеевич (1870—1945)

Бердяев Николай Алесандрович (1874—1948)

Франк Семен Людвигович (1877—1950)

Лосев Алексей Федорович (1893—1988)

Хайдеггер Мартин (1889—1976)

Камю Альбер (1913—1960)

Бунге Марио (р. 1919)

Винер Норберт (1894—1964)

Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла

Манеев Алексей Климентьевич (р. 1921)

Трубецкой Евгений Николаевич (1863—1920)

Сагатовский Валерий Николаевич (р. 1933)

Тейяр де Шарден Пьер (1881—1955)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




ЛОСЕВ АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1893—1988)


Символ


Всякий, кто достаточно занимался историей философии или эстетики, должен признать, что в процессе исследования он часто встречался с такими терминами, которые обычно считаются общепонятными и которые без всяких усилий обычно переводятся на всякий другой язык, оставаясь повсюду одним и тем же словом. До поры до времени мы оставляем эти термины без всякого анализа; и если они встречаются в античной философии, то зачастую и очень долго при употреблении их в новых языках мы так и оставляем их в греческом или латинском виде. Таковы, например, термины «структура», «элемент», «идея», «форма», «текст» и «контекст». Однако такого рода иллюзия общепонятности при исследовании античных текстов начинает мало-помалу разрушаться, так что исследователь принужден бывает расстаться с ней и подвергнуть многие термины или понятия специальному историческому исследованию. К числу таких терминов и относится символ. Казалось бы, что может быть проще того, что А указывает на В и является его символом? Ведь всякий понимает, что государственный флаг, например, есть указание на определенную государственную принадлежность, что густая туча есть указание на дождь, который вот-вот пойдет, что хороший огород есть знак того, что за ним кто-нибудь усердно ухаживал. К сожалению, однако, история термина «символ» вполне разочаровывает нас в этой общепонятности, как бы нам ни говорили, что кашель есть символ простуды, и как бы хорошо это выражение ни понималось всеми. При ближайшем рассмотрении оказывается, что символ (брать ли его именно в этой терминологической оболочке как «символ», брать ли его как понятие, выраженное другими словами или совокупностью слов) есть одно из центральных понятий философии и эстетики и требует чрезвычайно кропотливого исследования. Мы в настоящее время, правда, в своей философии и гносеологии редко употребляем такой термин, как «символ». Однако все термины и идеи современной философии трудно понять, не принимая во внимание их историческое происхождение. Что же касается истории философии, то там этот термин чрезвычайно насыщен, разнообразен, гибок и попадается в системах философии, совершенно не похожих друг на друга.


В советской литературе исследование этого термина и понятия почти целиком отсутствует. Для этого были свои важные причины, о которых мы сейчас не будет подробно говорить. Скажем только, что в последние полвека у большинства исследователей и критиков не возникало никакой потребности заниматься понятием символа. Правда, одно из довольно значительных течений в литературе и искусстве конца XIX — начала XX в. именовало себя символизмом, а его представители называли себя символистами, но это направление большей частью понимало символ очень узко, а именно как мистическое отражение потустороннего мира в каждом отдельном предмете и существе. Естественно, что большинство критиков и логиков, особенно в период революции, не считали нужным пользоваться термином «символ», потому что уже не верили в потусторонний мир и в мистическом понимании символа мало кто нуждался. Это обстоятельство совсем не способствовало тому, чтобы понятие «символ» было исследовано по существу и вовсе не обязательно в субъективистском или мистическом смысле слова.


Нам представляется, что уже давно наступило время дать анализ трудного понятия «символ», без исследования которого многие эстетические теории и даже целые философские системы исторического прошлого не могут быть достаточно глубоко поняты и достаточно правильно изложены. С другой стороны, однако, и чисто объективистский анализ этого термина тоже нас не устраивает. Чтобы понять его во всей глубине, его необходимо перевести на язык современного философского и эстетического сознания, т. е. определить как его здоровое зерно, так и всю историческую шелуху, которая очень часто прилипала к нему и еще до настоящего времени мешает нам произвести его научный анализ.


Поскольку символ всегда относился и к области теории познания, и к области искусствознания, необходимо использовать ту кратчайшую и очевиднейшую схему, которую Ленин предлагает для понимания того, что такое процесс познания. По Ленину, процесс познания начинается от живого чувственного созерцания действительности, идет к абстрактному мышлению и заканчивается практикой. Как раз эти ступени мы и находим в символе, когда он трактуется в своей связи с объективной действительностью.


Символ основан прежде всего на живом созерцании действительности. Следовательно, он есть ее отражение. Но уже тут мы сталкиваемся с явлением символизации. Самый простой образ, отражающий собою действительность, самое простое представление необходимым образом символично и именно потому, что и образ и представление уже указывают на то, в отношении чего они и являются образами и представлениями. Возьмем чувственный образ как таковой, без той чувственной реальности, которую он отражает. Этот вовсе не будет никаким образом и вовсе не будет никаким представлением. Чувственные образы и представления могут быть несовершенными, плохими, никак не обработанными, но, во всяком случае, они указывают так или иначе на объективно-чувственную действительность. А ведь символ в самом широком смысле слова как раз и есть такая конструкция, которая функционирует не изолированно, не дискретно, а всегда обязательно как указатель на нечто иное, чем она сама. В этом элементарном процессе чувственного сознания принцип символизма ни в каком случае не может быть обойден, хотя, разумеется, этот символизм может выражаться и фактически выражается у многих исследователей при помощи совсем других терминов и понятий.




Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

349
Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

Философия Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. 3-е издание

В хрестоматию помещены фрагменты из трудов философов разных эпох. Тексты подобраны так, чтобы были освещены все основные проблемы систематической философии: теории философского знания, философской теории бытия и теории познания. Для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию, а также всех интересующихся философской проблематикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по философии. 3-е издание" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством!