Юридическая Пономаренко В.А. Электронное гражданское судопроизводство в России: штрихи концепции. Монография

Электронное гражданское судопроизводство в России: штрихи концепции. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.01.2015
ISBN: 9785392177950
Язык:
Объем текста: 218 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава I. Предпосылки внедрения электронного гражданского судопроизводства в России и его современное состояние. § 1. Теоретические предпосылки внедрения электронного гражданского судопроизводства в России

§ 2. Гражданский процесс как электронная коммуникативная система обработки информации

§ 3. Может ли правосудие быть электронным?

§ 4. Электронное гражданское судопроизводство в России сегодня (в свете Федеральных законов от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ и от 25 июня 2012 г. № 86-ФЗ)

Глава II. Перспективы применения электронной формы в гражданском судопроизводстве России. § 1. О принципиально новых возможностях, предоставляемых электронной формой гражданского судопроизводства

§ 2. Доступ к гражданскому судопроизводству в режиме «Одного электронного окна»: теоретические предпосылки, преимущества и механизм реализации

§ 3. Гражданское судопроизводство как услуга в электронном сервисном государстве

§ 4. О необходимости модернизации процессуальной формы и учения о ней

Заключение

Приложение № 1. Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в процессуальное законодательство в целях облегчения доступа к правосудию, осуществляемому в порядке гражданского судопроизводства»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 2. Гражданский процесс как электронная коммуникативная система обработки информации


В качестве научной категории «информация» предстала перед учеными относительно недавно — с момента выработки единого подхода к ее определению, согласно которому информация — есть процесс устранения существующей (до ее получения) неопределенности.


Искушенный в вопросах гражданского процесса читатель вряд ли нуждается в дополнительных пояснениях для того, чтобы провести аналогию между понятием информации и целью правосудия по гражданским делам. В обоих случаях речь идет о процессе устранения неопределенности: в первом случае — как таковой (вообще), а во втором — правовой неопределенности.


С этой точки зрения гражданский процесс по конкретному делу представляет собой коммуникативную систему обработки информации.


Эту его характеристику (прежде всего применительно к доказыванию) в той или иной степени и в различных исследовательских контекстах затрагивали представители всех традиционно выделяемых периодов развития отечественной доктрины гражданского процесса: дореволюционного, советского и современного.


Однако предметные комплексные исследования информационного аспекта правосудной деятельности (форм, способов и содержания информационной коммуникации участников процесса) в российской процессуальной литературе до настоящего времени не предпринимались. В контексте наблюдаемой модернизации арбитражно-процессуального законодательства, ориентированного на внедрение новейших форм (носителей) информации, это нельзя не признать упущением.


В то же время иностранные коллеги в поисках путей повышения эффективности правосудия давно исходят из следующего: «Гражданское судопроизводство — это социальная система, которая состоит из взаимного обмена информацией между судом, с одной стороны, и сторонами, другими заинтересованными лицам и их представителями — с другой. Эти характерные информационные проявления судебной процедуры должны учитываться процессуальными нормами. Коммуникация не может не быть неотъемлемой частью гражданского судопроизводства, в рамках которого взаимное информирование (понимание) между участниками в ходе судебного разбирательства крайне необходимо. Гражданский процесс будет эффективен и удобен лишь в том случае, если составляющая его коммуникация по своим внутренним и внешним характеристикам будет обеспечивать возможность осуществления эффективного правосудия (курсив везде мой. — В.П.)».


Представляется очевидным, что модернизация формы выражения судебно-правоприменительной информации может быть успешной только при условии понимания и учета ее содержательного аспекта. Рассмотрим его.


Итак, с позиции коммуникативно-институционального подхода (предполагающего анализ реальных взаимодействий людей с окружающим миром и себе подобными) гражданское судопроизводство представляет собой средство устранения неопределенности в вопросах права; алгоритм взаимодействия субъектов с целью их правовой (само)идентификации.


Содержательно-коммуникативная характеристика гражданского процесса по конкретному делу как системы обработки информации в самых общих чертах сводится к следующему.


Обращение в суд (иск, заявление) представляет собой, образно выражаясь, «первый луч света во тьме правоприменительной неопределенности» (неизвестности). Информационное наполнение искового заявления «высвечивает» не более чем общие контуры предмета судебного познания (подлежащего восприятию и обработке массива информации). Постепенному его уточнению способствует обработка информации, содержащейся в правовых позициях (утверждениях, возражениях) участников процесса и нормах права, проверяемых судом на предмет их применимости в соответствующем случае (деле). В конечном счете, состав «нормативной» информации определяется содержанием тех норм, применимость которых судом достоверно установлена.


Задающий пределы судебного познания и правоприменения «информационный материал» обращения в суд имеет своей конечной целью установление (выявление) отличительных черт конкретного субъективного права (правоотношения). Происходит это (как любое познание) посредством постепенного «наполнения» сознания познающего субъекта единственно возможным способом — извлечением познаваемого объекта (факта, права, правоотношения) из «информационного небытия».


Последовательная (согласно процессуальной форме) обработка правоприменительной информации судом и заинтересованными лицами позволяет выявить идентифицировать (либо опровергнуть) утверждаемое право, вопрос о судебном подтверждении которого поставлен заявителем. Этот коммуникативно-информационный процесс, в конечном счете, позволяет четко отграничить подлежащее защите право от бесконечного множества возможных умозрительных явлений правовой действительности.


Являющаяся его результатом информационно-правоприменительная «выжимка» составляет содержание правового суждения, облекаемого в юридическую форму акта правосудия и снабжаемого юридической (законной) силой.


Важнейшую самостоятельную роль в информационном процессе судебного познания играет его коммуникативный аспект. С позиции теории, процессуальное правоотношение — это всегда взаимодействие субъектов коммуникации. Как и всякая иная коммуникация, процессуальная имеет собственное (кратко охарактеризованное выше) информационное содержание.


Целью правового взаимодействия всегда является реализация законных интересов и достижение результата, предусмотренного источниками права или не противоречащего им.


Применительно к процессуальной информационной коммуникации конечной ее целью (и должным результатом) является внутреннее убеждение суда (в первую очередь) о вопросах факта и права. Рассматривая психологические аспекты искового производства, И.М. Резниченко писал о процессуальном взаимодействии сторон с судом именно как об убеждающем воздействии на него, непременным результатом которого становится внутреннее убеждение в обоснованности или несостоятельности заявленных требований.


Информационная природа такого взаимодействия очевидна: убеждение представляет собой «динамически развивающееся эмоционально окрашенное отношение судьи к истинности результатов познания». Убеждение есть искомый результат познания (целевой обработки информации), обозначаемый крайней точкой спектра информированности субъекта и выражающий ее максимальную степень.


Итак, предметом убеждения в гражданском процессе выступает наличие (отсутствие) юридического факта (их совокупности), позволяющее суду в конкретном случае «информационно наполнить» категории должного (норма права, абстрактное правило) и сущего (факт) и определить средство защиты субъективного права (законного интереса). Информационное наполнение применимой нормы и установленного факта (большой и малой логических предпосылок) является таким образом «строительным материалом» убеждения суда о судьбе заявленного требования.


В научно-познавательных целях (не только настоящего исследования) необходимо определить понятие судебно-правоприменительная информация. Также целесообразно осуществить градацию такой информации по степени относимости той или иной ее категории к, собственно, правосудной деятельности.


Под судебно-правоприменительной информацией следует понимать весь объем информации, воспринимаемой и обрабатываемой (анализируемой, оцениваемой) судом и иными участниками гражданского процесса по конкретному делу в интересах осуществления по нему правосудия.


Судебно-правоприменительная информация (далее — правоприменительная информация) образует исходный (наиболее общий) уровень градации, к краткой характеристике которой мы переходим.


В состав правоприменительной информации входят: фактический материал дела, нормативный материал дела, процессуальная информация и мотивы решения.


Несмотря на то что все эти категории судебно-правоприменительной информации судом воспринимаются и оцениваются, отнюдь не весь их объем фиксируется в материалах дела.




Электронное гражданское судопроизводство в России: штрихи концепции. Монография

Гражданский (арбитражный) процесс по конкретному делу рассматривается автором в качестве коммуникативной системы обработки информации. В монографии дается общая характеристика этой системы и содержится концептуальное обоснование ряда оригинальных авторских предложений, направленных на борьбу с коррупцией, а также на ускорение и упрощение доступа к правосудию: деперсонификация сведений о составе суда; введение внетерриториальной подсудности электронных дел и их автоматического распределения между судами по принципу случайной выборки; учреждение единого портала гражданского судопроизводства в целях обеспечения доступа к правосудию в общих и арбитражных судах в режиме «одного электронного окна» и некоторые другие.<br /> Работа рассчитана на студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических учебных заведений, а также юристов-практиков, интересующихся прикладными проблемами гражданского и арбитражного процессов.

249
 Пономаренко В.А. Электронное гражданское судопроизводство в России: штрихи концепции. Монография

Пономаренко В.А. Электронное гражданское судопроизводство в России: штрихи концепции. Монография

Пономаренко В.А. Электронное гражданское судопроизводство в России: штрихи концепции. Монография

Гражданский (арбитражный) процесс по конкретному делу рассматривается автором в качестве коммуникативной системы обработки информации. В монографии дается общая характеристика этой системы и содержится концептуальное обоснование ряда оригинальных авторских предложений, направленных на борьбу с коррупцией, а также на ускорение и упрощение доступа к правосудию: деперсонификация сведений о составе суда; введение внетерриториальной подсудности электронных дел и их автоматического распределения между судами по принципу случайной выборки; учреждение единого портала гражданского судопроизводства в целях обеспечения доступа к правосудию в общих и арбитражных судах в режиме «одного электронного окна» и некоторые другие.<br /> Работа рассчитана на студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических учебных заведений, а также юристов-практиков, интересующихся прикладными проблемами гражданского и арбитражного процессов.

Внимание! Авторские права на книгу "Электронное гражданское судопроизводство в России: штрихи концепции. Монография" (Пономаренко В.А.) охраняются законодательством!