Юридическая Под ред. Пузыревского С.А. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция. Учебное пособие

Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194063
Язык:
Объем текста: 262 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Антиконкурентные соглашения. Глава 1. Общая характеристика антиконкурентных соглашений

Глава 2. Картели

Глава 3. «Вертикальные» и иные антиконкурентные соглашения

Глава 4. Антиконкурентные согласованные действия

Раздел II. Недобросовестная конкуренция. Глава 5. Становление правового института недобросовестной конкуренции и законодательства о ее пресечении

Глава 6. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Глава 7. Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием информации

Глава 8. Недобросовестная конкуренция в сфере интеллектуальной собственности

Раздел III. Юридическая ответственность за антиконкурентные соглашения и недобросовестную конкуренцию. Глава 9. Юридическая ответственность за антиконкурентные соглашения и недобросовестную конкуренцию



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел II. Недобросовестная конкуренция


Глава 5. Становление правового института недобросовестной конкуренции и законодательства о ее пресечении


§ 1. Генезис правового института недобросовестной конкуренции


Недобросовестная конкуренция возникла в качестве критерия оценки поведения участников рынка товаров и услуг, состязающихся за наиболее благоприятное положение на указанном рынке посредством использования неблаговидных приемов и методов соперничества. С развитием рыночных отношений обострялась и конкурентная борьба, приобретающая различные проявления, поэтому урегулировать возникающие при этом отношения лишь с помощью конкретных правовых норм как императивного, так и диспозитивного характера представлялось весьма затруднительным.


Так, О. Н. Зименкова объясняет данный факт тем, что «приемы конкурентной борьбы постоянно видоизменяются, образуя новые составы, и судебной практике чрезвычайно удобно оперировать неопределенными понятиями “морального” характера для квалификации тех или иных действий в качестве недобросовестных, если ранее подобные приемы вообще не использовались конкурентами». Вместе с тем в некоторых странах недобросовестной конкуренции сообщали весьма широкое толкование. В. Н. Шретер отмечал, что французский правопорядок под недобросовестной конкуренцией понимал «всякие недобросовестные и неблаговидные проделки с целью привлечь к себе чужую клиентуру».


Вместе с тем следует иметь в виду, что изначально во Франции пресечение недобросовестной конкуренции осуществлялось при отсутствии каких-либо правовых норм, содержащих регламентацию данного вида правонарушений, и строилось исключительно на судебной практике. Последняя же при разрешении споров применяла общие нормы деликтной ответственности, закрепленные в ст. 1382 Французского гражданского кодекса. Такой подход во французской системе правопорядка, по мнению О. Н. Зименковой, привел к формированию конструкции «права на свободную конкуренцию», которое заключалось в праве предпринимателя осуществлять хозяйственную деятельность свободно, однако в пределах границ, переступая которые реализация данного права препятствовала реализации аналогичного права другими предпринимателями, приобретая тем самым форму злоупотребления правом, что приводило к возможности нанесения ущерба другим предпринимателям.


Необходимо отметить, что подход к определению сущности правовой категории недобросовестной конкуренции и методы пресечения ее как правонарушения, применяемые французской судебной практикой на анализируемом этапе, являлись весьма широкими и абстрактными, что, по нашему мнению, послужило причиной возникновения необходимости очертить основополагающие контуры правового определения данной категории. Впервые такой шаг был сделан в ст. 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. В указанной норме сделан акцент на двух аспектах. Во-первых, недобросовестной конкуренцией признавались не любые действия лиц, осуществляющих торговлю, а только «акт конкуренции». Во-вторых, такой «акт конкуренции» должен противоречить «честным обычаям в промышленных и торговых делах». Также в указанном положении Парижской конвенции приводится перечень видов недобросовестной конкуренции, не являющийся исчерпывающим. По аналогичному пути, пусть и не сразу, пошло и немецкое законодательство, о чем свидетельствует принятый в Германии Закон против недобросовестной конкуренции 1909 г. (нем.: Reichsgesetz gegen den Unlauteren Wettbewerb). В п. 1 данного закона установлено, что «на того, кто совершает в торговом обороте в целях конкуренции действия, противоречащие добрым обычаям, может быть возложена обязанность прекратить эти действия и возместить ущерб».


Как Парижская конвенция по охране промышленной собственности, так и Закон Германии о борьбе с недобросовестной конкуренцией 1909 г., давая легальное определение недобросовестной конкуренции, тем самым ввели концепцию установления в законодательстве общего запрета на такого рода действия хозяйствующего субъекта, именуемые также «генеральный деликт», а также регламентации отдельных проявлений недобросовестной конкуренции, являющихся наиболее распространенными.


Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в Парижской конвенции, впоследствии стал общепринятым, т. е. в той или иной степени нашедшим отражение в национальном законодательстве государств, присоединившихся к конвенции, которые в соответствии с п. 1 ст. 10bis конвенции приняли на себя обязательства по обеспечению гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.


Так, в соответствии с конвенцией актом недобросовестной конкуренции является всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.


Данные акты могут быть осуществлены в сфере интеллектуальной собственности, поэтому конвенцией запрещены все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.


С другой стороны, конвенция указывает на то, что недобросовестная конкуренция может проявляться в действиях с использованием информации для целей дискредитации конкурента либо для введения в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров, производимых и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом, совершающим противоправные действия.


Всемирной организацией интеллектуальной собственности выделяются несколько подходов к правовому регулированию отношений по защите от недобросовестной конкуренции:


— защита, основанная главным образом на специальном законодательстве;


— защита, основанная на общем законодательстве о гражданской ответственности и (или) законодательстве об «использовании чужого имени» и коммерческой тайне;


— сочетание двух вышеуказанных подходов.


Так, в ряде стран были введены в действие специальные законодательные нормы, посвященные правовому регулированию недобросовестной конкуренции. Например, речь идет об уже упомянутом законодательстве Германии. Следует отметить, что вместо Закона против недобросовестной конкуренции 1909 г. был принят и вступил в силу 8 июля 2004 г. новый Закон о противодействии недобросовестной конкуренции, нормы которого дополняют ранее действовавшее законодательство. Новый законтакже содержит открытый перечень видов недобросовестной конкуренции, конкретизируя некоторые из них.


Так, в ст. 4 данного закона указывается, что недобросовестной конкуренцией являются в том числе следующие действия:


• действия, способные навредить свободному принятию решений потребителями или прочими участниками рынка при посредстве осуществления давления унижающим человеческое достоинство образом или иного несоответствующего влияния;


• деловые действия, направленные на использование умственных или телесных недостатков, возраста, деловой неопытности, доверчивости потребителя;


• действия, которые ставят участие потребителей в конкурсе или розыгрыше в зависимость от приобретения товара или услуги, за исключением случаев, когда конкурс или розыгрыш естественным образом связан с товаром или услугой;


• дискредитация деятельности конкурента, в частности распространение сведения о товарах конкурента или его деятельности, которые способны навредить его деятельности или доверию контрагентов (за исключением случаев, когда не доказано, что данные сведения являются достоверными);


• предложение и введение в оборот товаров, если такие действия могут привести к смешению с товарами конкурента, в частности путем введения в заблуждение, необоснованного использования коммерческой известности и деловой репутации конкурента.


Наряду с указанными положениями данный закон вводит более широкий понятийный аппарат, давая определение, в том числе понятиям «профессиональная добросовестность», «конкурент», «участник рынка», под которым подразумевается не только конкурент, но и потребитель, и все иные лица, действующие в качестве оферентов или потребителей товаров или услуг, а также дает определение понятию «кодекс поведения». Также закон 2004 г. вводит новые механизмы административного воздействия на лиц, совершивших акт недобросовестной конкуренции, выраженные в возможности подачи иска в отношении данных лиц о перечислении незаконно полученной прибыли в федеральный бюджет.


К числу стран, где принят специальный акт, посвященный защите от недобросовестной конкуренции, можно отнести Китайскую Народную Республику, в которой также принят Закон против недобросовестной конкуренции от 1 декабря 1993 г.


Вместе с тем в мире есть ряд государств, где специальные нормы о пресечении недобросовестной конкуренции отсутствуют, а правовое регулирование данных вопросов осуществляется путем применения общих норм права, содержащихся в гражданском законодательстве. В частности, в Италии предусмотрены положения о деликтной ответственности при разрешении вопросов, связанных с правовым регулированием недобросовестной конкуренции.


При анализе законодательства стран общего права в контексте механизмов пресечения недобросовестной конкуренции в разъяснениях Всемирной организации интеллектуальной собственности отмечается, что в Великобритании данный механизм сводится «к отдельным случаям, рассматриваемым на основании некодифицированных принципов гражданского правонарушения, в частности применительно к случаям защиты от использования чужого имени, клеветы или разглашения конфиденциальной информации». Вместе с тем в Соединенном Королевстве применению подлежат также законы о добросовестной торговой практике 1973 г., об охране интересов потребителей 1987 г.



Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция» в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»; НИР «Развитие конкурентного права в современной России», проект 2.1.1.1.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2015 г.<br /> Для студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, практикующих юристов, предпринимателей.

319
Юридическая Под ред. Пузыревского С.А. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция. Учебное пособие

Юридическая Под ред. Пузыревского С.А. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция. Учебное пособие

Юридическая Под ред. Пузыревского С.А. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция» в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»; НИР «Развитие конкурентного права в современной России», проект 2.1.1.1.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2015 г.<br /> Для студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, практикующих юристов, предпринимателей.