Философия Ильин В.В. Теория познания. Гносеология. Учебник

Теория познания. Гносеология. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 31.07.2018
ISBN: 9785392279340
Язык:
Объем текста: 555 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

Глава I. Гносеология как наука

Глава II. Познавательное отношение

Глава III. Феномен знания

Глава IV. Легитимация знания

Глава V. Человек мыслящий – символический

Глава VI. Знак – смысл – значение

Глава VII. Понимание

Глава VIII. Творчество



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава I.
Гносеология как наука


§ 1. Предмет


Гносеология есть специализированное учение о сущности познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях адекватности. Как таковая, она является фрагментом когнитивистики – всеохватывающей рефлективной сферы, исследующей весь спектр ментальных структур, феноменов в различных и всевозможных ракурсах. Когнитивистику как пласт интеллектуальных занятий образуют психология, формальная, диалектическая логика, медицина (в особенности психиатрия, физиология, нейрофизиология, нейрофармакология), этнология, кибернетика, социология, культурология, языкознание, антропология и др.


Психология оценивает неотчуждаемые от индивида акты, явления, состояния, процессы, оказывающиеся плодом персонального отображения, воспроизведения объективной реальности и выработки способов самоосуществления, самоориентации, саморегуляции в ней.


Формальная логика выступает наукой о формах, структурах доказательного мышления, законах выводного знания, способах организации мыслей в ассоциации, приемах, методах обоснования утверждений. Именно этой цели подчинены учения о понятии, суждении, умозаключении, правилах корректного вывода, силлогистика, теории исчисления высказываний, отношений, предикатов и др.


Диалектическая логика изучает фигуры развивающегося рационально-теоретического мышления, нацеленного на устранение познавательной неопределенности, с позиций осмысления и фиксации процессов аккумуляции и конденсации в интеллекте достоверного содержания, восхождения к истине.


Медицина (в единстве и многообразии различных дисциплин) анализирует общие зависимости мыследеятельности от телесного субстрата: рассмотренная как элемент духовности ментальность детерминируется структурными вариациями нервных клеток, анатомией и архитектоникой мозга, гормональной деятельностью желез внутренней секреции, интенсивностью и качеством обмена веществ, – словом, всем морфофизиологическим комплексом. Пристальное внимание к последнему в норме и патологии (разбаланс, измененные состояния сознания), имея в виду некие ближайшие естественные предпосылки ментальности, и составляет заботу медиков-физиологов (соматиков).


Этнология исследует национальные и региональные параметры менталитета под углом зрения их сцепленности с базовым бытовым этноконфессиональным ландшафтом.


Кибернетика характеризует познавательные явления через призму коммуникативных потоков – особенности циркуляции идей (управление, восприятие, обмен, переработка, передача, измерение, оптимизация) как информационно-сигнального процесса.


Социология рассматривает вопросы совокупной детерминации ментальности условиями, характером, образом общественно-практической жизни.


Культурология (и комплекс исторических дисциплин) устанавливает корреляции ментальности со специфическими способами организации и функционирования человеческой жизнедеятельности в фиксированных социально-исторических ареалах.


Языкознание прослеживает связи мировосприятия носителей языка с используемыми (принятыми) языковыми каркасами.


Антропология (структурная, символическая) эксплицирует становление мыследеятельности в ходе оформления коллективного общежития, интенсификации межиндивидной коммуникации и интеракции.


Науки естественнонаучного профиля (в том числе пограничная психология), примыкающие к гносеологии, в отличие от нее достаточно узки экстенсивно: в конечном счете они замкнуты на индивида; гносеология же не скована этой привязкой.


Науки гуманитарного профиля (в том числе пограничная антропология), имеющие общие точки с гносеологией, достаточно узки интенсивно: так или иначе они заняты частной рефлексией (отдельные компоненты, аспекты, уровни) проблематики познания и его оснований; гносеология же озабочена предельными по широте охвата и глубине понимания экспозициями познания, сосредоточивается на выявлении универсальных и фундаментальных предпосылок его формирования, развития, материализации.


Объективный предмет гносеологии, таким образом, – познавательная реальность в полном объеме, – а именно: исчерпывающая совокупность мыслительных актов, процедур, операций, действий, когитальных механизмов с множеством атрибутивных им коренных признаков. Ее-то, эту самодостаточную, внутренне организованную, гомеостатическую духовную реальность (формацию), гносеология и описывает в объективно-логических терминах (в отличие от той же психологии, концептуализирующей эту реальность в аппарате индивидуально-личностных определений).


§ 2. Метод


Возможность постижения существа релевантного гносеологии метода содержится в уяснении общефилософских принципов освоения предметности. Поскольку гносеология − дисциплина философская, она принимает и разделяет стандартные (типовые) философские правила развертывания мысли (движения в материале).


В числе ординарных приемов эвристического освоения предметности здесь: рефлексия, интенсивная теоретизация, генерализация, универсализация, гиперболизация, конкретизация, ассоциация, демонстрация, селекция, эссенциализация, общенаучные процедуры – анализ, синтез, аналогия (безусловная, условная, простая, распространенная), индукция, дедукция, традукция, абдукция.


§ 3. Цели


Проясняя объективно-логические основания (нормы, установки, регулятивы, источники) познавательной деятельности, гносеология изучает состав, динамику, концепционное наполнение образующих ее элементов, форм. На этом трудном и во всех отношениях благодарном пути гносеология достигает осмысления того, чем в принципе является познание как родовая сущность, понимания природы тех видов и типов структур, с которыми оно (познание) связано и которые индуцируют познавательные акты как содержательно плодотворные процессы.




Теория познания. Гносеология. Учебник

Соответствуя новой программе, учебник представляет систематический проблемный курс для продвинутой университетской аудитории. С опорой на фундаментальные достижения науки и практики автор излагает основные проблемы теории познания.

419
 Ильин В.В. Теория познания. Гносеология. Учебник

Ильин В.В. Теория познания. Гносеология. Учебник

Ильин В.В. Теория познания. Гносеология. Учебник

Соответствуя новой программе, учебник представляет систематический проблемный курс для продвинутой университетской аудитории. С опорой на фундаментальные достижения науки и практики автор излагает основные проблемы теории познания.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория познания. Гносеология. Учебник" ( Ильин В.В. ) охраняются законодательством!