Юридическая Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.04.2012
ISBN: 9785392028948
Язык:
Объем текста: 720 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Тема I. Предмет и метод теории государства и права

Тема II. Место и роль теории государства и права в системе других наук

Тема III. Происхождение государства и права

Тема IV. Понятие и сущность государства

Тема V. Типы государств

Тема VI. Формы государства

Тема VII. Государственный аппарат

Тема VIII. Функции государства

Тема IX. Государство в политической системе общества

Тема X. Понятие, основные признаки и принципы права

Тема XI. Право в системе других социальных норм

Тема XII. Формы (источники) права

Тема XIII. Нормы права

Тема XIV. Правотворчество

Тема XV. Система права

Тема XVI. Правовые отношения

Тема XVII. Реализация права

Тема XVIII. Толкование права

Тема XIX. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Тема XX. Правовые системы современности

Тема XXI. Соотношение международного и национального (внутригосударственного) права

Приложение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ТЕМА III ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ III


Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. "Неолитическая революция". Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов. Обусловленность процесса возникновения государственности конкретными историческими, социально-экономическими, военно-политическими, демографическими, экологическими, национальными, географическими, религиозными и иными факторами.


Общие закономерности возникновения и развития государства.


Причины возникновения права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытнообщинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определенный характер) на пути формирования правовых норм.


Плюрализм мнений о причинах возникновения государства и права. Теории происхождения государства и права — их виды и особенности. Общая характеристика патриархальной, психологической, материалистической, естественно-правовой, расовой, органической теорий, а также теории насилия.


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМЕ III


При изучении данной темы необходимо исходить из того, что государство и право не существовали всегда. Они возникают лишь на определенном этапе развития человеческого сообщества и в силу вполне определенных причин.


Многочисленными научными исследованиями историков, археологов и других ученых доказано, в частности, что первобытное общество не знало государственной организации как таковой. Не знают ее также и примитивные сообщества аборигенов, проживающих в настоящее время в Африке, Азии, Латинской Америке и других частях Земного шара.


Причины, лежащие, с одной стороны, в основе разложения первобытнообщинной организации, а с другой — в основе возникновения государственной организации, коренятся прежде всего в материальных условиях жизни общества: в расслоении его прежде всего по материальному признаку, а затем, как следствие этого — по социальному, политическому, идеологическому и многим другим признакам.


Причины возникновения государства и права не следует смешивать с конкретными условиями и формами их образования. У разных народов они могут быть далеко не одинаковыми. Важное значение для процесса формирования конкретного государства имеют многие факторы. В их числе — религиозные, географические, климатические, этнические и целый ряд иных факторов.


Говоря об общей теории возникновения государства и права, следует подчеркнуть, что она складывается из таких составных компонентов, как: а) теория (теории) происхождения исторически первого государства, а вместе с ним и права; б) теория (теории) возникновения различных типов государства и права и в) теория (теории) возникновения конкретных государств и правовых систем.


У каждого народа есть свои, обусловленные специфическими природными, климатическими и иными факторами его существования, особенности возникновения, становления и развития государственной организации и правовой системы. Однако вместе с тем существуют и общие для процесса возникновения, становления и развития государства и права у разных народов закономерности и черты. Это, в частности, обусловленность этого процесса уровнем развития материальной и духовной (интеллектуальной) культуры общества, неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость государственной организации и правовой системы (позитивистский подход) и др.


Говоря об общих закономерностях и чертах процесса возникновения, становления и развития государства и права у разных народов, следует иметь в виду и их особенности, и наоборот.


3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ III И КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НИХ


1. Чем обусловлена многочисленность теорий происхождения государства и права?


Прежде всего необходимо отметить естественный характер существования множества теорий, объясняющих процесс происхождения государства и права. Он обусловлен, с одной стороны, сложностью и многогранностью таких явлений, как государство и право. А с другой — тем фактом, что каждая из этих теорий отражает или различные взгляды и суждения тех или иных групп, слоев, классов, наций, других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса происхождения государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.


Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающий прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права.


За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. А споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.


Особая роль в решении вопроса о происхождении государства и права на протяжении истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. "Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова", — читаем мы в Библии.


Но особенно широко данные идеи распространились на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII—XIII вв. в Западной Европе развивается, например, теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй — они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл этой теории состоит в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти "не от Бога".


Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам "божественный разум", согласно учению Ф. Аквинского, управляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.


Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение поныне. Поныне продолжают существовать и идеи, высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение и развитие государства и права, а особенно на закат отдельных государств и правовых систем, решающее влияние оказали нравы, мораль. Жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти вели к гибели государств. "Что послужило главной причиной упадка Римского государства?" — спрашивает, например, римский историк I в. до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной своей работе "Заговор Катилины". И отвечает: "Упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам".


После того, пишет Саллюстий, когда трудом и справедливостью возросло Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица Земли Карфаген — соперник Римской державы и все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и все перевернула вверх дном. Римляне, которые с легкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством.


Все сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало основы Римского государства, и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы — положительные и отрицательные, добрые и злые — несомненно, играли и играют значительную роль в процессе возникновения и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются, скорее, следствием, а не первопричиной. Хотя и выступают иногда, как в случае с Римской империей, на первый план.


Наряду с названными теориями важная роль в решении вопроса о происхождении государства и права на протяжении всей истории развития человечества отводилась и другим теориям.


2. Что собой представляет материалистическая теория происхождения государства и права?


Суть этой теории заключается в том, что основные причины возникновения государства и права усматриваются не в сфере религии или морали, а в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Отсюда и ее название — "материалистическая" теория.


Согласно этой теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право — на смену обычаям. И происходит это не в силу изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.


Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.


В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получить достаточно продукта, стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым, статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.


По мере расслоения первобытного общества из общей массы членов рода постепенно выделяется знать — обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали для защиты не столько общественных, сколько личных интересов, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.


В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти — родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. "Родовой строй, — писал Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", — отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы. Он был заменен государством". Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично — путем полного вытеснения последних.


О появлении признаков государства в любом обществе свидетельствует прежде всего выделение из него особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами; наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытнообщинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой — вести самим новые территориальные завоевания.


О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении ею первобытнообщинной организации свидетельствуют и другие факторы. Помимо всего прочего они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.


3. В чем особенность естественно-правовой теории происхождения государства и права?


В отечественной и зарубежной литературе данную теорию нередко именуют договорной теорией. Отдельные ее положения развивались еще в Древней Греции. Значительное развитие эта теория получила в Средние века, где она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями.


В Голландии — Гуго Гроций и Спиноза. В Англии — Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции — Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах. В России — Александр Радищев и др.


Сторонники договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом (1723—1789) в его работе "Священная зараза или естественная история суеверия".


Подвергая резкой критике идеи божественного происхождения власти, государства и права, приводящие к губительным социальным последствиям, Гольбах, а вместе с ним и другие сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права апеллировали вместо божественной воли к воле народов, наций, человека.


Если бы нации, столь униженные в своих правах в собственных глазах, заявлял в связи с этим Гольбах, способны были обратиться к разуму, они, конечно, увидели бы, что только их воля может предоставлять кому-либо высшую власть. "Они увидели бы, что те земные боги, перед которыми они падают ниц, в сущности просто люди, которым они же, народы, поручили вести их к счастью, причем эти люди стали, однако, бандитами, врагами и узурпаторами, злоупотребили властью против народа, давшего им в руки эту власть".


Особое внимание в естественно-правовой теории уделяется проблемам общественного договора.


Вопросы о том, что представляет собой общественный договор, каковы должны быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы, получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712— 1778), особенно в его знаменитом труде "Об общественном договоре..."


Основная задача, которую призван решать общественный договор, состоит в том, по мнению Руссо, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого члена ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.


Рассматривая государство как продукт общественного договора, происхождение разумной воли народа, а точнее, как человеческое учреждение или даже изобретение, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. В результате для нас всех каждый член превращается в нераздельную часть целого. Это коллективное целое, по мнению Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Раньше оно именовалось "гражданской общиною". Позднее — "Республикою или Политическим организмом". Члены этого Политического организма называют его "Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою — при сопоставлении его с ему подобными".


Государство, по Руссо, — "условная личность", жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой наряду с самосохранением является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.


Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления. Ибо, согласно общественному договору, только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо.


Народ, рассуждал мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда есть акты общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.




Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Настоящее учебное пособие подготовлено в полном соответствии с действующими учебными стандартами и учебной программой по курсу теории государства и права. Оно предназначено для студентов юридических вузов и ставит своей целью оказание помощи при подготовке к семинарам, экзаменам, при написании курсовых и дипломных работ.

349
 Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Настоящее учебное пособие подготовлено в полном соответствии с действующими учебными стандартами и учебной программой по курсу теории государства и права. Оно предназначено для студентов юридических вузов и ставит своей целью оказание помощи при подготовке к семинарам, экзаменам, при написании курсовых и дипломных работ.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание" (Марченко М. Н., Дерябина Е. М.) охраняются законодательством!