Юридическая Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.04.2012
ISBN: 9785392028948
Язык:
Объем текста: 720 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Тема I. Предмет и метод теории государства и права

Тема II. Место и роль теории государства и права в системе других наук

Тема III. Происхождение государства и права

Тема IV. Понятие и сущность государства

Тема V. Типы государств

Тема VI. Формы государства

Тема VII. Государственный аппарат

Тема VIII. Функции государства

Тема IX. Государство в политической системе общества

Тема X. Понятие, основные признаки и принципы права

Тема XI. Право в системе других социальных норм

Тема XII. Формы (источники) права

Тема XIII. Нормы права

Тема XIV. Правотворчество

Тема XV. Система права

Тема XVI. Правовые отношения

Тема XVII. Реализация права

Тема XVIII. Толкование права

Тема XIX. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Тема XX. Правовые системы современности

Тема XXI. Соотношение международного и национального (внутригосударственного) права

Приложение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ТЕМА XI ПРАВО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ


1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ XI


Системный характер нормативного регулирования в обществе. Индивидуальный и нормативный уровни. Индивидуальное регулирование. Норма как мера сущего и должного. Социальные нормы и их классификация.


Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь. Технико-юридические нормы. Их роль и место в правовом регулировании. Юридическая природа стандартов.


Единство и классификация социальных норм. Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы. Общее и особенное в праве и иных социальных нормах.


Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие. Противоречие между правом и моралью, пути их устранения и преодоления. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву.


Право и обычаи. Право и нормы, содержащиеся в актах общественных организаций. Право и религиозные нормы. Право и эстетические нормы. Проблема "технических" норм. Юридическая природа стандартов. Роль стандартизации в развитии производительных сил общества, в обеспечении технического прогресса, прав человека, защиты природы.


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМЕ XI


Центральная идея данной темы состоит в том, чтобы показать, что право не является единственным регулятором общественных отношений. Кроме него и наряду с ним в обществе существуют и активно функционируют также и другие нормы, средства опосредования и регулирования общественных отношений.


При этом если нормы права и другие юридические средства воздействия на общественные отношения, будучи органически связанными между собой и взаимодействующими друг с другом, образуют механизм правового регулирования в обществе, то неправовые средства воздействия на общественные отношения вместе с правовыми создают более широкий механизм — механизм социального регулирования в обществе. Первый, будучи важнейшим регулятором общественных отношений, тем не менее является лишь составной частью второго.


Рассмотрение механизма правового регулирования в контексте механизма социального регулирования и, соответственно, норм права — в системе всех иных социальных норм в методическом плане расширяет возможности исследования права как явления, позволяет исследовать его не только с сугубо внутренней стороны — со стороны его сущности, содержания, форм выражения и пр., но и с внешней стороны — со стороны характера взаимосвязей и взаимодействия его норм как одной из разновидностей социальных норм с другими, существующими в обществе социальными нормами.


3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ XI И КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НИХ


1. Что собой представляют социальные нормы?


В отечественной и зарубежной юридической литературе под социальными нормами понимаются такие нормы, или правила поведения, которые регулируют отношения между индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом. "Где есть общество, — писал Г. Ф. Шершеневич, — там должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а следовательно, отношение человека к другим людям".


Право является одной из разновидностей социальных норм. Кроме социальных норм в обществе существуют технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, к животному миру. Это, например, нормы выработки на производстве, правила эксплуатации сельскохозяйственных машин или любой иной техники, всевозможные технические и технологические стандарты.


Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют, оказывают постоянное влияние друг на друга. Опосредованно воздействуют технические нормы и на все общество, а также на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют не только технический, но и социальный характер.


Однако социальность технических норм весьма условна по сравнению с собственно социальными нормами, ограниченна и проявляется как в специальных нормативно-правовых актах, в которых излагается содержание различных технических норм (например, касающихся охраны труда или техники безопасности), так и в актах, имеющих отсылочный характер, т. е. содержащих отсылки к техническим нормам.


В отечественной и зарубежной юридической литературе, особенно на рубеже XIX—XX столетий, далеко не всегда четко и последовательно проводилась градация социальных и технических норм. Весьма обычными и широко распространенными были, например, споры по поводу того, следует ли рассматривать в качестве технических или социальных нормы, опосредующие отношения человека к Богу, к животному миру, наконец, к самому себе.


Нередко вопрос ставился таким образом: можно ли считать социальными нормы, или правила поведения, которые устанавливаются человеком по отношению к самому себе, нормы, с помощью которых человек возлагает на себя добровольно определенные обязательства и ответственность перед самим собой? Ответы были разные. Но общий смысл их сводился к следующему. Человек может относиться "с большим или меньшим вниманием к состоянию своего здоровья, может уважать себя или глубоко презирать, может высоко ставить свои способности и нравственные качества или ценить их очень низко, — все это отношения, которые не могут быть определяемы социальными нормами".


И дальше шло вполне логичное пояснение. Устанавливаемые самим человеком "правила отношения к самому себе обязательны для него лишь настолько, насколько это ему угодно. Он может не соблюдать их вовсе, нарушать, когда угодно, изменять, когда ему вздумается... Подобная независимость совершенно не согласуется с представлением об обязательности, какая присуща социальной норме".


Иными словами, любые правила или требования, устанавливаемые человеком по отношению к самому себе, нельзя рассматривать в качестве социальных, ибо последние в обязательном порядке предполагают обращение человека не только и даже не столько внутрь самого себя, сколько вовне, к другому человеку.


Конечно, реально в весьма разнообразной жизни встречается множество правил, о которых порой трудно сказать, являются ли они социальными или же определяют отношение человека к самому себе.


Некоторые из них, например, те, которые связаны с пьянством, мотовством и другими человеческими пороками, только на первый взгляд кажутся отражающими сугубо личное дело подверженного им человека, лишь его личное отношение к самому себе.


По существу же, все обстоит далеко не так. На самом деле они затрагивают не только личные, но и социальные проблемы и отношения, касаются взаимоотношений человека со всем обществом и с другими людьми.


Наряду со спорами, касающимися определения характера отношений человека к окружающей его природе и к самому себе, в научной литературе весьма активно велись актуальные и поныне на Западе дискуссии относительно характера его взаимоотношений с животным миром. Некоторыми авторами (например, известным английским ученым Бентамом) предпринимались настойчивые попытки распространить социальные (в частности, нравственные) нормы и отношения за пределы человеческого общества — не только на людей, но и на животных.


При этом противники рассмотрения норм, опосредующих взаимоотношения человека с животным миром, в качестве социальных вполне логично исходили из того, что для возникновения последних необходим не только факт существования предполагаемых субъектов этих отношений, но и их разумное сознание и понимание всего происходящего. Сторонники же трактовки данных норм и отношений в качестве социальных придерживались иного мнения. А именно, они исходили из того, что для возникновения социальных норм и отношений между потенциальными субъектами вовсе не обязательно их осознание и понимание, но достаточно их восприятия на подсознательном уровне, на уровне чувствования или же страдания.


Однако, как справедливо писал Шершеневич, Бентам и его сторонники упустили из виду одно весьма важное обстоятельство, то, что вопрос как раз в том и состоит, способны ли животные усваивать нормы поведения, устанавливаемые людьми в интересах общежития, или нет. Социальные нормы, обращаемые к сознанию, продолжал автор, "не могут быть постигаемы животными, потому что их пониманию остаются чуждыми требования нравственного и правового порядка".


Таким образом, для процесса возникновения и существования социальных норм и отношений необходимо прежде всего их осознание и понимание. Это касается всех без исключения социальных норм и отношений, как правовых, так и неправовых.


2. Чем отличаются правовые нормы от неправовых норм? Что лежит в основе различия правовых и неправовых норм?


Отвечая на эти и подобные им вопросы, следует исходить из природы и особенностей существующих в обществе экономических, политических, социальных; идеологических и иных отношений, которые регулируются с помощью различных социальных норм. Многообразие отношений, существующих в обществе, порождает соответственно многообразие опосредующих их социальных норм. Причем речь идет о многообразии не только правовых, но и неправовых социальных норм. Это прежде всего нормы морали, или нравственности. Это и обычаи (неправовые), и традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах (уставах, положениях, решениях, постановлениях и т. п.), принимаемых различными партийными и общественными органами и организациями.


Каждый вид неправовых социальных норм опосредует вполне определенный круг общественных отношений и имеет свои особенности по сравнению как с другими видами неправовых норм, так и с правовыми нормами.


Наиболее важны следующие различия правовых и неправовых социальных норм.


Во-первых, это характер отношений, на которые "накладываются" правовые и неправовые социальные нормы. Нормы права (например, конституционного, административного) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, все же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений — межличностные, межгрупповые и др.


Во-вторых, это порядок и способ установления правовых и неправовых норм. Неправовые нормы возникают в результате нор-мотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются (как, например, нормы морали, обычаи) в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами.


В-третьих, это формы или способы выражения правовых и неправовых норм. Если нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то неправовые нормы, как правило (кроме норм, содержащихся в актах — решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы. Пронизывая собой все сферы духовной и общественной жизни, опосредуя их и оказывая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы содержатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколения в поколение.


В-четвертых, это формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм. Основными формами и средствами обеспечения норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отраслей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведения участниками гражданско-правовых и иных правоотношений, наконец, в простой констатации того факта, что государство гарантирует соблюдение норм права и содержащихся в них велений.


В-пятых, это характер и степень определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда строго определенны. Об определенности можно условно говорить лишь относительно мер воздействия, применяемых партийными органами и различными общественными организациями к лицам, нарушающим их правила поведения. Что же касается, скажем, нарушений норм морали, нравственности или же норм, содержащихся в обычаях, то здесь никакими актами не предусматриваются какие-либо определенные меры общественного воздействия. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде общественного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и пр. Однако на первом плане стоят, имеют решающее значение все же меры государственного принуждения. Они могут облекаться в различные формы и выражаться по-разному, но независимо от своих особенностей должны быть четко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определенный, по сравнению с мерами общественного воздействия, характер.




Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Настоящее учебное пособие подготовлено в полном соответствии с действующими учебными стандартами и учебной программой по курсу теории государства и права. Оно предназначено для студентов юридических вузов и ставит своей целью оказание помощи при подготовке к семинарам, экзаменам, при написании курсовых и дипломных работ.

349
 Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание

Настоящее учебное пособие подготовлено в полном соответствии с действующими учебными стандартами и учебной программой по курсу теории государства и права. Оно предназначено для студентов юридических вузов и ставит своей целью оказание помощи при подготовке к семинарам, экзаменам, при написании курсовых и дипломных работ.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е издание" (Марченко М. Н., Дерябина Е. М.) охраняются законодательством!