|
ОглавлениеМузыка кино и мировое искусство Кино как потерянный и обретенный Рай Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуТарковский и смертьУ всякого настоящего художника свои, особенные взаимоотношения со смертью. Кажется, смерть метит своей печатью только подлинный талант. Так случилось и с Андреем Тарковским. В молодости кто-то незримый уберег его от смерти. Он находился в лесу, один в палатке. Вдруг явственно услышал шепот; это был приказ покинуть палатку. Тарковский не повиновался — приказ повторился, и тогда он выскочил из палатки наружу. Тотчас же громадное обломившееся дерево обрушилось на палатку и придавило ее. Если бы Тарковский не послушался внутреннего голоса, он точно был бы мертв. В другой раз, во время сеанса медиумизма, Тарковский спросил у духа Пастернака, сколько фильмов он снимет. Ответ был: «Семь!» — «Так мало…» — разочарованно протянул Тарковский. «Зато хорошие», — успокоил его дух Пастернака. Действительно, если не считать дипломного фильма во ВГИКе «Каток и скрипка», Тарковский создал семь фильмов: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия» и «Жертвоприношение». А также поставил два театральных спектакля: «Гамлет» и «Борис Годунов». Тема смерти зазвучала с первого фильма режиссера: убивают мать Ивана, Иван погибает в фашистском плену, от шального снаряда умирает Катасоныч. Символ смерти — покосившийся кладбищенский крест. Апокалипсическая смерть на бледном коне на гравюре Дюрера венчает тему смерти в фильме. Правда, «Иваново детство» — картина о войне, а смерть и война — синонимы. Но, раз случившись, тема смерти теперь никогда не оставит Тарковского, даже в самых мирных обстоятельствах. В «Андрее Рублеве» смерть поистине разгулялась. В прологе фильма погибает мужик Ефим, которого играет поэт Н. Глазков, — взлетевший в небо на воздушном шаре и разбившийся, как Икар. Татары, вступив в союз с русским князем-изменником, берут штурмом Владимир, убивают учеников и подмастерьев Андрея Рублева, заливают расплавленное железо в глотку монаху-кастеляну (актер Ю. Никулин). Сам Андрей Рублев убивает топором русского, который хотел изнасиловать юродивую в разграбленной и оскверненной вместе с татарами церкви. Великий князь приказывает ослепить неугодных ему мастеров-косторезов и иконописцев. Смерть грозит Бориске, литейщику колокола, если тот не отольет гигантский колокол или если колокол не зазвонит. В «Солярисе» друг главного героя Гибарян кончает самоубийством. К Крису Кельвину из его земных снов приходит жена-самоубийца. Воплотившись в неземную материю, она раз за разом умирает и воскресает на глазах Криса, чтобы, подвергнувшись аннигиляции, добровольно пожертвовать собой ради душевного спокойствия любимого мужа. В «Сталкере» говорится о Дикобразе, который выпрашивал у волшебной комнаты воскрешение погибшего брата, а вместо того получил кучу денег — вот почему тоже покончил с собой. От смертельной болезни может умереть главный герой «Зеркала» Алексей Сергеевич. Внимание! Авторские права на книгу "Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?" (Галкин А.Б.) охраняются законодательством! |