Биографии и Мемуары Галкин А.Б. Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?

Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Биографии и Мемуары
Издательство: Проспект
Дата размещения: 27.03.2018
ISBN: 9785392254835
Язык:
Объем текста: 70 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Гамлет и доктор Фрейд

Музыка кино и мировое искусство

Кино как зеркало подсознания

Кино как сновидение

Кино как потерянный и обретенный Рай

Жертвоприношение художника

Русский национальный характер

Тарковский и смерть



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Жертвоприношение художника


Все единодушно замечали, что главной фигурой фильмов Тарковского является художник, но мало кто обращал внимание, что художник в его картинах пребывает в состоянии кризиса, а нередко и творческого бесплодия. Андрей Рублев в какой-то момент вообще отказывается писать иконы, давая обет молчания и уединения. Александр в «Жертвоприношении», с успехом игравший в театре князя Мышкина и шекспировского короля Ричарда, уходит со сцены и от занятий художественной критикой, удаляясь от людей на пустынный шведский остров. Писатель Андрей, главный герой «Ностальгии», приехал в Италию, чтобы собрать материал о крепостном композиторе Сосновском, но ничего не делает и не пишет. Он вместе с переводчицей специально едет в итальянское местечко, чтобы увидеть фреску Мадонны, но, лишь только они добрались до места, Андрей даже не заходит в церковь, чтобы увидеть этот шедевр эпохи Возрождения.


Как Крис Кельвин в «Солярисе», Андрей только бесцельно слоняется и лежит на кровати в номере гостиницы. По существу, его интересует только местный сумасшедший Доменико, о котором рассказывают, что он семь лет держал взаперти жену и детей в ожидании конца света. Когда же полиция силой распахнула двери этого «убежища», маленький сын Доменико бежал от отца по ступенькам храма с криком-вопросом: «Папа, это и есть конец света?» Андрей приходит к Доменико, чтобы понять, зачем тот лишил близких света солнца на долгие семь лет. Андрей стремится поставить себя на место Доменико и буквально отождествляется с ним: в своем сновидении Андрей идет по пустой улице странного города, открывает зеркальную дверь платяного шкафа, и в зеркале он видит не себя, а Доменико, точно с помощью этой жутковатой метафоры Тарковский дает почувствовать зрителю, что каждый из нас есть другой и что в другом мы видим себя. Следовательно, все мы в каком-то смысле зеркала друг для друга, и, творя зло другому, мы творим его против себя, потому что связь людей друг с другом сильнее, чем можно предположить, и, стало быть, каждый человек будто осколок цельного зеркала — человечества. А оно состоит из таких вот нерасколотых мельчайших осколков, причем каждый занимает свое неповторимое место. Зеркало не может быть целым без любого из своих микрочастей — из составляющих его личностей.


Доменико прямо не отвечает на вопрос Андрея, он говорит, что сперва был эгоистом, потому что хотел спасти только собственную семью, а спасать надо весь мир. Доменико предлагает Андрею войти с горящей свечой в горячую воду лечебного термально-серного бассейна и пронести свечу через весь бассейн. Самому Доменико не удается осуществить задуманное, так как люди отталкивают его от бассейна и называют сумасшедшим. Доменико передает из рук в руки свечу Андрею. Этот символический жест — переданная другому свеча как символ жизни — древний карнавально-мистический и мистерийный символ: на карнавале задували свечу соседа с криком «Умри!»; во время Пасхального крестного хода, наоборот, принято затушенную ветром свечу зажигать от ближайшей к тебе свечи сестры или брата во Христе, тем самым как бы воскрешая свою жизнь; свеча как символ молитвенного жертвоприношения от человека к Богу в храме — общеизвестный символ, так же как и поминальная свеча — знак помощи умершему в ином мире и непременная память о нем здесь, на Земле. Обыденное сознание не может вместить смысла этого странного предложения Доменико, не вникнув во все эти сакральные символы.




Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?

В книге А. Б. Галкина «Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?» исследуется творчество знаменитого кинорежиссера Андрея Тарковского в контексте русской и мировой культуры. Все семь фильмов Тарковского, а также его театральная постановка шекспировского «Гамлета» в Театре Ленком, по мнению автора, образуют стройное художественное целое, подобное фуге Баха. Из фильма в фильм переходят излюбленные режиссерские образы, идеи, лейтмотивы, культурные ассоциации и взаимодействуют друг с другом, точно голоса и мелодии одной грандиозной кинематографической симфонии. А. Б. Галкин расшифровывает сложную символику и мифологические подтексты, заложенные в фильмах режиссера. Яркие биографические эпизоды жизни Тарковского автор соотносит с поисками нового киноязыка.<br /> Кинорежиссер предстает в книге как властитель дум эпохи ХХ века и одновременно как ее кинолетописец.<br /> Книга обращена ко всем любителям киноискусства и мировой художественной культуры.

79
 Галкин А.Б. Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?

Галкин А.Б. Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?

Галкин А.Б. Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?

В книге А. Б. Галкина «Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?» исследуется творчество знаменитого кинорежиссера Андрея Тарковского в контексте русской и мировой культуры. Все семь фильмов Тарковского, а также его театральная постановка шекспировского «Гамлета» в Театре Ленком, по мнению автора, образуют стройное художественное целое, подобное фуге Баха. Из фильма в фильм переходят излюбленные режиссерские образы, идеи, лейтмотивы, культурные ассоциации и взаимодействуют друг с другом, точно голоса и мелодии одной грандиозной кинематографической симфонии. А. Б. Галкин расшифровывает сложную символику и мифологические подтексты, заложенные в фильмах режиссера. Яркие биографические эпизоды жизни Тарковского автор соотносит с поисками нового киноязыка.<br /> Кинорежиссер предстает в книге как властитель дум эпохи ХХ века и одновременно как ее кинолетописец.<br /> Книга обращена ко всем любителям киноискусства и мировой художественной культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "Тарковский. Инструкция для зрителя, или Как смотреть гения?" (Галкин А.Б.) охраняются законодательством!