Наука Ред. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие

Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2013
ISBN: 9785392128785
Язык:
Объем текста: 417 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России

Глава 2. Социальная политика в отношении инвалидов

Глава 3. Технологии социальной работы с инвалидами

Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов

Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов

Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов

Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов

Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами

Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов

Глава 10. Гендерные аспекты социальной работы с инвалидами

Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях

Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов

Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами

Глава 14. Социальное служение русской православной церкви по отношению к инвалидам

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 1.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ


1.1. Призрение немощных и увечных
в IX — первой половине XVIII в.


Уже в древнейших славянских общинах постепенно складывались простейшие формы взаимной помощи, защиты и поддержки. Среди них особое место занимала круговая порука — «вервь». Эта система предусматривала заботу о слабых, менее защищенных, включая немощных стариков, увечных и т.д. К наиболее распространенным проявлениям общинно-родовой помощи можно отнести кроме всего прочего и обеспечение питанием за счет общины убогих и больных сородичей.


Начиная с Х века разрушение родоплеменных отношений потребовало новых форм поддержки и защиты: складываются княжеские виды благотворительности и монастырско-церковное призрение. Основу христианской концепции помощи составляет философия деятельной любви к ближнему: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — именно в этом смысловом единстве воспринимаются такие понятия, как «призрение» и «милование». И хотя благотворительность уходит своими корнями в языческие времена, значительное свое развитие она получила лишь после Крещения Руси (988).


Существенно и то, что практика церковной помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: системе монастырей и помощи через приходы. Также продолжала существовать и традиционно языческая форма помощи — подаяние, трансформировавшееся в христианский период в милостыню как форму благотворительности.


В рассматриваемый период основными местами призрения увечных, слепых, престарелых становились монастыри. К началу XII века в Древнерусском государстве насчитывалось около 20 монастырей, в начале XIII в. их было почти 70, а к концу XIII в. — более 100. При монастырях содержались богадельные избы, больницы, скудельницы. Экономической основой такой деятельности являлась церковная десятина — десятая часть поступлений с княжеских доходов, или «десятая часть всякого суда, и с торгу десятая доля по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля».


В Церковном уставе, принятом в 996 г., определялось, что забота о немощных, больных, искалеченных и других нуждающихся вменяется в обязанность духовенству. Кроме «десятины» на нужды монастырей и церквей передавались пожертвования от частных лиц, причем не только денежные средства, но и земельные владения, дома и другое имущество.


Наиболее распространенными формами социальной помощи были бесплатное кормление убогих и немощных, устройство богаделен для искалеченных, открытие лечебниц для больных и нищих. Одной из первых богаделен считают особый дом, созданный в эпоху Киевской Руси монахом Киево-Печерского монастыря святым Феодосием. «...Створи двор близ монастыря своего и церковь возгради в нем святого первомученика Стефана; ту же повеле пребывати нищим и слепым, и хромым, и больным, и от монастыря подаше им же на потребу, и от всего сущего монастырского десятую часть даяте им». В монастырских лечебницах и госпиталях призревались калеки и немощные люди. Первые такие больницы на Руси были учреждены Переяславским епископом, который впоследствии стал Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г.


Церковная практика помощи нуждающимся развивалась и через приходы. Уже со времен Древнерусского государства «нищие, слепые и хромые» считались «церковными людьми».


Помощью нуждающимся тогда занимались не только церковь, но и великие князья. Выделяют два этапа становления княжеской защиты и попечительства. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси и охватывает период времени от Крещения Руси великим князем Владимиром и до второй половины XII в. — образования отдельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. Второй период (со второй половины XII по XIII в. включительно) — когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.


Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности, как кормление убогих и нищих, раздача одежды, учреждение монастырских больниц, выкуп пленных, раздача милостыни и др. Уже в те же времена многие из князей руководствовались христианской идеей: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».


Святому Владимиру (980—1015) приписывают учреждение первых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей, а также богаделен и странноприимных домов. Как известно из истории, князь Владимир I позволял убогим и нищим приходить на княжеский двор, чтобы кормиться. В «Повести временных лет» записано: «повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжеский двор и брать все, что надобно, питье и пищу, и из казны денег. Устроил он и такое, сказав, что ”немощные и больные не могут добраться до двора моего“, и приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: ”Где больной, нищий или кто не может ходить?” и раздавал им все необходимое».


Нищелюбством прославился и Владимир Мономах (1113—1125). В своем Поучении он призывал своих детей «прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Всего же более убогих не забывайте, но настолько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».


В Лаврентьевской летописи XIV в. о милосердии князя Владимира Мономаха записано: «...милостлив же был паче меры, поминая слово Господне, глаголющее: “блаженны милостливые, яко ти помилованы будут“, и блажен (князь) думавший о нищих и убогих... и не щадяще имения своего, раздавая требующим».


Примеру Владимира Мономаха следовали князь Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, княжна Василиса, Александр Ярославич Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что носил мешок, из которого раздавал милостыню. Александр Невский, обращаясь к боярам, говорил: «Будьте недремлющими стражами законов... Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы, он услышит их вздыхания: с меня и с вас взыщет он душевную скорбь...» (Антология социальной работы. Т. 3. — М., 1995. С. 13).


По мнению одного из крупнейших дореволюционных исследователей истории призрения в России Е. Максимова, «никогда впоследствии, в течение остальной нашей истории на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Этот век, по вниманию общества к делам благотворения и по жертвам для него, должен быть поставлен в тысячелетней жизни государства на первом месте».


Особое значение для понимания эволюционного процесса призрения немощных и увечных в России имеет характеристика первых законодательных актов, которые закрепляли сложившуюся уже практику помощи. Еще в 996 г. великий князь Владимир издает устав, в котором определился порядок призрения нуждающихся.


В царствование великого князя московского Ивана III (1498—1499) были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь. Сделаны первые попытки классифицировать нищих «по нуждам».


Решительные шаги в рассматриваемом направлении были сделаны при Иване IV Грозном (1547—1584). Еще в начале своего правления он повелел составить новые законы, многие статьи которых были специально посвящены немощным, больным, увечным, нищим. По этим законам жили до времени царя Алексея Михайловича.


Следует отметить, что более целенаправленной государственная политика призрения становится в период правления династии Романовых. Первый царь из этого рода — Михаил Федорович (1613— 1645) — учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, затем Монастырский приказы. При царе Алексее Михайловиче (1645—1678) был создан специальный Приказ строения богаделен (1670).


Одной из форм социальной поддержки раненых воинов являлась своего рода пенсия в натуральном виде — предоставление «прожиточного поместья» или прибавки к уже имеющимся поместьям. В июне 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича московским дворянам и боярским детям других городов «жаловались» земельные поместья: за тяжкие ранения — 50 десятин и за легкие — 25 десятин. Нижним чинам — городовым стрельцам и драгунам, солдатам и казакам — выделялись земли размером 25 десятин.


Новый импульс процессу формирования системы государственного призрения был дан специальным указом царя Федора Алексеевича от 1682 г., в соответствии с которым увечных и немощных из числа нищих предполагалось помещать в особые госпиталя-богадельни. В Москве были построены два таких заведения: в Китай-городе и за Никитскими воротами.


Активное преобразование общественного призрения в четкую систему происходит в период правления Петра I (1689—1725). В Указе от 8 июня 1701 г. он повелевал «в домовых Святейшего патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны».


Другим Указом Петра I от 31 января 1712 г. повелевалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым...». В 1723 году это требование было подтверждено очередным Указом Сената: «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были не помнят, тех отдавать в богадельни».


Особую заботу Петр проявлял о военнослужащих. Еще в 1715 г. было велено отправлять в монастырские богадельни отставших и увечных солдат, не имевших средств на жизнь, а 22 марта 1716 г. был принят Указ о призрении воинских чинов, «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья». После рассмотрения их дела солдатам определялось жалование на пропитание «по их смерти». Это же требование подтверждалось в Указе Сената от 29 июля 1719 г., где отмечалось, что те солдаты, которые «за ранами и старостью отставлены и определены для прокормления их в монастырь», должны получать оклады «денежного и хлебного жалования». Указом от 31 января 1724 г. Петр I снова требует «солдат отставных, которые трудиться не могут... расписать по монастырям».


Кроме того, сведения о ранениях заносились в послужные документы. Раненым воинам выдавались деньги на лечение, проводились бесплатные лекарские осмотры и т.д. Другими словами, увечных и раненых старались «пристроить» так, чтобы они имели источник существования. С этой же целью офицеров, получивших ранения или отставку по старости, направляли во внутренние гарнизоны или на гражданскую службу. Военных инвалидов использовали в качестве досмотрщиков таможен, смотрителей госпиталей, надзирателями за исправностью дорог и мостов и т.д.


Примечательно, что в 1720 г. Морской устав был дополнен специальным пунктом о призрении военнослужащих: «Ежели кто изувечен будет в бою или иным случаем во время службы своей, что он к корабельной службе негоден будет, того в гарнизон или статскую службу употребить, повысив чином; а ежели так изувечен будет, что никуда не годен будет, то такого в госпитале кормить до его смерти, а ежели в госпитале быть не хочет, то награжден будет годовым жалованием и дать паспорт. То же разумеется о старых». С целью улучшения финансирования затрат на лекарства, лечение и питание раненых воинов Сенат своим указом от 5 июля 1714 г. вдвое увеличил венечный сбор в церквях.


Отметим, что после смерти Петра I повышенное внимание к проблемам общественного призрения сменилось периодом законодательного затишья в этой области. Однако данный факт еще не означал, что государственная политика в области призрения была свернута.


Так, императрица Елизавета Петровна (1741—1761) много внимания уделяла помощи немощным. Она требовала строительства богаделен в губерниях, возложив их содержание на статс-контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о «прокормлении» получивших увечье, больных и престарелых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих.


В целом можно сделать вывод, что принятые в рассматриваемый период правительственными структурами меры в социальной сфере свидетельствовали о начале формирования в России государственной системы призрения. Меняется и сама философия помощи: ее основные положения раскрываются не только в поучениях апостолов и трудах отцов церкви, но и в государственных документах, в которых появляются соответствующие термины, отражающие развитие призрения немощных, увечных, инвалидов.


1.2. Развитие социальной помощи и призрения
инвалидов в России во второй
половине XVII — начале XX в.


В новых исторических условиях прогрессивные меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром Великим, получили дальнейшее развитие в активной деятельности императрицы Екатерины II (1762—1796). Основываясь на идеях французских просветителей, она уже в первые годы своего правления предприняла ряд энергичных шагов по открытию благотворительных учреждений нового типа, в которых призревались увечные, больные, убогие и самые престарелые люди.


При непосредственном участии императрицы и под ее контролем был разработан целый ряд законодательных актов. Важное значение имело, например, издание Екатериной II 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний». В этом документе впервые в законодательном порядке учреждалась государственная система общественного призрения, предусматривалось создание под председательством губернаторов особых Приказов общественного призрения, административных органов, занимавшихся помощью сирым и убогим. Именно на них возлагалась обязанность, кроме всего, организовывать и содержать больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, для сумасшедших и другие заведения. В отношении богаделен в этом законодательном акте указывалось: «В рассуждении установления и надзирания богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют... дабы таковые... получали покров, одежду и прокормление в богадельнях... чтобы внутри богаделен благочинение было сохранено». Специальная статья в документе была посвящена «домам сумасшедших»: «чтобы дом избран был довольно просторный и кругом крепкий... для смотрения, услужения и прокормления с ума сошедших... Таковой дом снабдить нужно пристойным, добросердечным. надзирателем и нужным числом людей для смотрения. кои бы обходились с ума сошедшими человеколюбиво».




Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие

Цель пособия — вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной<br />             работы с инвалидами. В нем рассматриваются направления и формы социальной защиты, помощи<br />             и поддержки инвалидов, особенности социального обслуживания этой категории населения.<br />             Пособие включает в себя основные темы курса, в рамках каждой из них имеются вопросы для<br />             самоконтроля и списки рекомендуемой литературы. Для студентов высших учебных заведений,<br />             обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация «бакалавр»), а<br />             также практических социальных работников.

229
 Ред. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие

Ред. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие

Ред. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие

Цель пособия — вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной<br />             работы с инвалидами. В нем рассматриваются направления и формы социальной защиты, помощи<br />             и поддержки инвалидов, особенности социального обслуживания этой категории населения.<br />             Пособие включает в себя основные темы курса, в рамках каждой из них имеются вопросы для<br />             самоконтроля и списки рекомендуемой литературы. Для студентов высших учебных заведений,<br />             обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация «бакалавр»), а<br />             также практических социальных работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие" (Ред. Басов Н.Ф.) охраняются законодательством!