Философия Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.08.2017
ISBN: 9785392248087
Язык:
Объем текста: 425 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1 Познание, культура, язык

Глава 2. Два полюса истории — два типа познания

Глава 3. Стили теоретического мышления

Глава 4. Коллективное познание обществ и цивилизаций

Глава 5. Наука и научный метод

Глава 6. Социальные и гуманитарные науки

Глава 7. Понимание в социальных и гуманитарных науках

Глава 8. Неуниверсальное обоснование

Глава 9. Понятие справедливости

Глава 10. Религия и религиозное познание мира

Глава 11. Философия и философское познание мира

Глава 12. Новейшая история России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1 Познание, культура, язык


1.1. Природа и культура


Эпистемология отправляется от общей идеи непрерывного развития знания. Она учитывает также и более конкретное положение о зависимости нового знания от той социальной среды (культуры), в рамках которой оно появляется и затем совершенствуется. Если историко-культурная зависимость знания не учитывается, эпистемология оказывается абстрактной и малополезной.


Именно этим объясняется растущий интерес к социальной эпистемологии, принимающей во внимание культурно-историческую детерминацию человеческого познания.


Под культурой далее понимается все то, что создано руками и умом человека в процессе его исторического существования.


Культура включает материальную и духовную части. К культуре относятся как построенные человеком здания, машины, каналы, предметы повседневной жизни и т. п., так и выработанные им идеи, ценности, религии, научные теории, нормы, традиции, правила грамматики и ритуала и т. п.


Под природой понимается все существующее и не созданное человеком.


Можно сказать, таким образом, что культура— это все то, чего не было бы и что и не способно было бы существовать в дальнейшем без постоянных усилий и поддержки человека, а природа — все то, что не является результатом человеческой деятельности и может существовать независимо от нее. Очевидно, что с расширением сферы культуры область природы соответствующим образом сужается. Речь идет, следовательно, о противопоставлении понятий «культура» и «природа», об их оппозиции.


Такое понимание соотношения культуры и природы является, на наш взгляд, единственно приемлемым при обсуждении общих проблем культуры. Это понимание является, можно сказать, классическим, хотя оно, конечно, далеко не единственное.


Каждая культура представляет собой определенное единство, части которого органически связаны между собою. Давно уже замечено, что определяемое культурой как целым специфичное для нее видение мира складывается в каждую эпоху почти одновременно в самых разных сферах культуры: в философии, в науке, в искусстве и т. д. Это наблюдение развивает и конкретизирует общую идею о единстве и целостности культуры исторической эпохи, о присущем каждой культуре и каждой исторической эпохе своеобразном «духе времени». «Воистину поразительно и таинственно то тесное внутреннее единство, — пишет Х. Ортега-и-Гассет, — которое каждая историческая эпоха сохраняет во всех своих проявлениях. Единое вдохновение, один и тот же жизненный стиль пульсируют в искусствах, столь несходных между собою. Не отдавая себе в том отчета, молодой музыкант стремится воспроизвести в звуках в точности те же самые эстетические ценности, что и художник, поэт и драматург — его современники».


Познание вырастает из глубин культуры своего времени и изменяется вместе с культурой. Смена исторических эпох означает революцию в способе познания и, значит, радикальный переворот в эпистемологической трактовке мира. Каждому исторически определенному периоду свойственны свой способ познания, своя совокупность общих, по преимуществу неявных предпосылок познавательного процесса.


1.2. Внутреннее единство культуры


Обсуждая воздействие культуры эпохи на формирование и изменение познания, необходимо обратить особое внимание на внутреннее единство культуры, взаимосвязь и взаимное определение всех ее основных элементов. Культура представляет собой не совокупность каких-то, быть может, и важных для эпохи, «идей» (религиозных, философских или научных). Она является единой, сложной и дифференцированной системой, воздействующей как целое и определяющей то, что обычно называется «духом эпохи» или «духом времени». Только системный подход к культуре способен наделить ее особенности конкретным содержанием, выявить динамику образуемой ими системы, объяснить неожиданную, на первый взгляд, смену одного художественного видения мира другим и установить в конечном счете связь и преемственность, имеющуюся между внешне противоположными стилями художественного мышления.


Внутреннее единство эпохи во многом обеспечивается создаваемой ею общей атмосферой, особым духом времени, или духом эпохи, позволяющим, например, констатировать в искусстве конкретной эпохи те же симп­томы и те же предвестия изменений, которые уже очевидны в каких-то других ее областях.




Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Монография посвящена совершенно забытому отечественной философией разделу современной теории познания – социальной эпистемологии. Обсуждаются основные идеи, проблемы и перспективы этой многообещающей дисциплины. В их числе: познание и культура, стили мышления, коллективное познание целостных обществ и цивилизаций, особенности социальных и гуманитарных наук, справедливость и истина. В заключение описывается новейшая история России, включающая три глубокие социальные революции.

209
 Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Монография посвящена совершенно забытому отечественной философией разделу современной теории познания – социальной эпистемологии. Обсуждаются основные идеи, проблемы и перспективы этой многообещающей дисциплины. В их числе: познание и культура, стили мышления, коллективное познание целостных обществ и цивилизаций, особенности социальных и гуманитарных наук, справедливость и истина. В заключение описывается новейшая история России, включающая три глубокие социальные революции.

Внимание! Авторские права на книгу "Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!