Философия Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.08.2017
ISBN: 9785392248087
Язык:
Объем текста: 425 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1 Познание, культура, язык

Глава 2. Два полюса истории — два типа познания

Глава 3. Стили теоретического мышления

Глава 4. Коллективное познание обществ и цивилизаций

Глава 5. Наука и научный метод

Глава 6. Социальные и гуманитарные науки

Глава 7. Понимание в социальных и гуманитарных науках

Глава 8. Неуниверсальное обоснование

Глава 9. Понятие справедливости

Глава 10. Религия и религиозное познание мира

Глава 11. Философия и философское познание мира

Глава 12. Новейшая история России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 10.
Религия и религиозное познание мира


10.1. Возникновение религии


Особый интерес для социальной эпистемологии представляет религиозное познание мира. Оно принципиально отлично от обычного познания. Последнее отправляется от опыта, религиозное познание исходит из Откровения, не придавая опыту сколько-нибудь важного значения. Результаты обычного познания лишены примеси чувств и в принципе доступны каждому, «истины религии» насквозь чувственны и могут постигаться во всей их глубине только верующими. Если целью обычного познания является, как принято считать, истина, то главная задача религиозного познания — спасение.


Религия (от лат. religio — благочестие, святыня, предмет культа) представляет собой одно из наиболее грандиозных произведений коллективного творчества. Она десятки тысячелетий служила человеку и обществу надежным средством решения самых важных их жизненных проблем. Есть основания думать, что это будет продолжаться еще достаточно долго.


Истоки религии обычно выводят из мироощущения первобытных людей, которые, испытывая чувство страха перед грозными стихиями природы, стремились предотвратить их губительное вмешательство особыми магическими действиями и ритуалами. Но человеческое сознание возникает лишь в обществе. Поэтому выяснение происхождения религии предполагает выявление ее надличностных, социально-онтологических корней.


Начало человеческой истории образуют род и племя. Для своего выживания такие внеприродные анклавы должны были обладать способностью гармонизировать — хотя бы в воображении — катастрофическое воздействие природы, «очеловечивать» внешний хаос. Именно это противостояние стихийности социальной упорядоченности и упорядоченности природы составило социально-природную основу удвоения реальности, разделения ее на земной и небесный миры. Оно обусловило появление религиозно-магических действий и постепенно выделяющихся из них представлений об ином, «сверхъестественном» мире. Выживание древних человеческих социальных «организмов» требовало так или иначе согласованного поведения их членов, которое достигалось обычаями, традициями, жесткой системой правил и табу. Позже, когда складывается личностное сознание и поведение людей становится более целенаправленным, возрастает регулятивная роль общих предписаний, которые индивид применяет с учетом конкретной ситуации. Возникает необходимость в идеалах и ценностях, способных заделать мучительные разрывы, образующиеся в сознании смертного человека — синтеза плоти и духа, «времени и вечности». Это могло быть достигнуто лишь путем постулирования «иной», высшей реальности, нетленных ценностей, идеалов, превосходящих мироощущение конечного индивида и составляющих, по знаменитому выражению П. Тиллиха, его «предельную заботу», лишь введением в ткань культуры понятия Абсолюта и идеи бессмертия. Именно эта объективная потребность и лежит в основе возникновения религии.


Представление о всемогущем Боге или богах, о вечной душе человека и загробном воздаянии — один из возможных способов решения фундаментальной проблемы жизни и смерти, которая лежит глубже расхождения атеистов и верующих, а тем более последователей различных религиозных конфессий.


Наиболее ранними формами религии были параллельно возникавшие и связанные между собой магия — система ритуальных обрядов, призванных воздействовать на сверхъестественные силы, фетишизм, наделявший сверхъестественными свойствами различные физические предметы, тотемизм — вера в сверхъестественную связь человеческого сообщества с конкретным животным-«прародителем», анимизм — представления о «духах» как природных явлениях, так и самих людей. Это была эпоха многобожия (политеизма), или язычества, эпоха господства мифологии как наиболее древнего способа гармонизации, «очеловечивания» мирового хаоса. Разложение первобытнообщинного строя сопровождалось слиянием родов, племен в народы и государства, при этом в сложном пантеоне объединялись и их религии со своими местными богами. Так обстояло дело в Древнем Египте, Вавилоне, Греции, Риме и других рабовладельческих и раннефеодальных государствах. Многие из таких религий сохранились и сегодня: индуизм, даосизм, синтоизм, зороастризм, джайнизм, не говоря уже о многообразных видах неоязычества. Этот же процесс приводит к появлению теистических религий, предполагающих Бога, — иудаизма, христианства, ислама. Позже некоторые из них формируются в три наднациональные, или мировые, религии: буддизм (V–VI вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Каждая из мировых религий объединяет людей независимо от их этнической, социальной и политической принадлежности. Эта установка ясно выражена в Новом Завете: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».


В эпоху Средневековья христианство доминировало в массовом европейском сознании. Для человека той поры вера в Бога была высшей истиной, основой понимания мира, определявшей повседневное поведение. Поэтому теология имела приоритетный статус в культуре. В ее рамках совершались становление и постепенное обособление философии, науки, этики, искусства. Именно христианство закрепляло социально-политическое и духовное единство западной цивилизации, не случайно именуемой «христианской». Христианство зафиксировало и обобщило богатейший жизненный опыт людей, стремившихся жить «во Христе», закрепив систему идей, мыслительных навыков, духовных процедур, обрядов, которые стали универсальными духовными ценностями. В числе этих ценностей: конечное торжество справедливости, наказуемость даже мысленных преступлений, постоянная готовность к бескомпромиссной исповеди, чувство ответственности за судьбы людей, доброта, любовь и т. п.


10.2. Определение религии


Определение религии является сложной проблемой уже потому, что не существует единого определения, приемлемого и для светских, и для религиозных авторов.


Со светской точки зрения религия — это особое мироощущение, моральные нормы и тип поведения, основанные на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ — Бога или богов, определяющих судьбы людей, а также совокупность специфических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами, и соответствующие (церковные) объединения и сообщества.


Авторам религиозных сочинений подобное определение кажется в принципе неприемлемым, поскольку оно внешнее, чисто формальное. Для убежденного христианина религия — основа всей духовной жизни, его высшая, предельная забота, а именно реальная и постоянная связь, единение с Богом, обеспечивающее человеку бессмертие. Поскольку в христианстве существует множество различных объединений верующих (конфессий), в каждой из них есть свое представление о религии, кажущееся единственно истинным и дающим спасение.




Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Монография посвящена совершенно забытому отечественной философией разделу современной теории познания – социальной эпистемологии. Обсуждаются основные идеи, проблемы и перспективы этой многообещающей дисциплины. В их числе: познание и культура, стили мышления, коллективное познание целостных обществ и цивилизаций, особенности социальных и гуманитарных наук, справедливость и истина. В заключение описывается новейшая история России, включающая три глубокие социальные революции.

209
 Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Монография посвящена совершенно забытому отечественной философией разделу современной теории познания – социальной эпистемологии. Обсуждаются основные идеи, проблемы и перспективы этой многообещающей дисциплины. В их числе: познание и культура, стили мышления, коллективное познание целостных обществ и цивилизаций, особенности социальных и гуманитарных наук, справедливость и истина. В заключение описывается новейшая история России, включающая три глубокие социальные революции.

Внимание! Авторские права на книгу "Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!