Философия Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.08.2017
ISBN: 9785392248087
Язык:
Объем текста: 425 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1 Познание, культура, язык

Глава 2. Два полюса истории — два типа познания

Глава 3. Стили теоретического мышления

Глава 4. Коллективное познание обществ и цивилизаций

Глава 5. Наука и научный метод

Глава 6. Социальные и гуманитарные науки

Глава 7. Понимание в социальных и гуманитарных науках

Глава 8. Неуниверсальное обоснование

Глава 9. Понятие справедливости

Глава 10. Религия и религиозное познание мира

Глава 11. Философия и философское познание мира

Глава 12. Новейшая история России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 11.
Философия и философское познание мира


11.1. Философия — промежуточная область между наукой, искусством и теологией


Существует познание в понятиях, или обычное познание, познание в образах, или искусство, и религиозное познание, невозможное без вымышленных сущностей. Имеется также познание, промежуточное между ними, пользующееся как понятиями и образами, так и вымышленными объектами, или философия. Социальная эпистемология пока что занималась по преимуществу обычным познанием. Некоторое внимание уделялось, но не столько в эпистемологии, сколько в искусствоведении, познанию в образах. Своеобразие философского познания, лежащего между понятийным, художественным и теологическим познанием, пока остается почти не исследованным, хотя оно принципиально отлично и от понятийного, и от образного, и от фантазирующего познания.


Философия — форма познания мира, стремящаяся выявить фундаментальные основы человеческого бытия и того мира, в котором оно протекает, сформулировать наиболее общие и существенные характеристики отношения человека к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях. Коротко говоря, философия является наукой, изучающей наиболее общие проблемы человека, общества и природы.


Философия возникла примерно в одно и то же время (в V–IV вв. до н. э.) в Древней Греции, Индии и Китае. Она пришла на смену мифологическому представлению человека о мире. Иногда возникновение философии так и характеризуется — «переход от мифа к логосу».


Первым автором, назвавшим любомудрие «философией», а самого себя «философом», был, как говорят, Пифагор. Однако после Пифагора не осталось сочинений. Слово «философ» употреблялось Гераклитом, говорившим, что «очень много должны знать философы». Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона. Из Древней Греции термин распространился в странах Запада и Ближнего Востока.


Особенности философии как науки


Философия настолько не похожа на другие науки, что иногда высказываются сомнения в ее принадлежности к наукам. Б. Рассел формулирует эту точку зрения осторожнее. Философия является, говорит он, той своеобразной областью знания, которая лежит между наукой и теологией (богословием). Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым. Но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, относятся к теологии. Но между теологией и наукой имеется «Ничейная Земля», открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы богословов уже не кажутся столь убедительными, как в предшествующие столетия. Разделен ли мир на дух и материю, и что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимым существованием? Имеет ли Вселенная какое-либо единство? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется мудростью, — просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с сомнением. Исследовать эти вопросы и искать ответы на них — дело философии. Философия пытается высказаться о тех же вещах, что и теология: существует ли бог, какую роль он играет в жизни созданного им человека, в чем смысл человеческой жизни и в чем предназначение человека, что такое человеческое счастье, как вознаграждаются добрые дела и т. д. Но философия говорит обо всем этом на языке, подобном языку науки, не обращается в ходе аргументации к откровению или прозрению, к чудесам, противоречащим законам природы, и т. п. Философия зачастую высказывается о тех вещах, которые лежат за пределами научного познания, но стремится не отступать при этом от идеалов и требований науки.


При обсуждении научного характера философии нужно учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, современная философия постепенно все более отходит от теологии и сближается с наукой. Современное индустриальное (и тем более постиндустриальное) общество является светским, религия отделена в нем от государства. От науки теперь не требуется согласовывать свои выводы с религией и посвящать свои силы оправданию теологических представлений.


Можно сказать, что философия как особая область знания в нынешнюю эпоху лежит не столько между наукой и теологией, сколько между наукой и (художественной) литературой. Не случайно в ХХ в. пять выдающихся философов получили Нобелевские премии по литературе (такой премии по философии, как и по математике, нет): Р. К. Эйкен, А. Бергсон, Б. Рассел, А. Камю и Ж. П. Сартр.


Во-вторых, философия, конечно же, весьма своеобразна в сравнении с другими науками. Но тем не менее философию — при всей ее необычности, связанной с промежуточным положением между наукой, литературой и теологией, — принято все-таки считать наукой. Философия стремится в своих рассуждениях не отступать от научного метода. Она старается пользоваться ясными и точными понятиями, избегает по мере возможности образности, без которой нет литературы, и вымышленных сущностей, без которых невозможна теология, и т. д. Важно также отметить, что философия преподается во всех высших учебных заведениях. Ее изучают не только на социальных и гуманитарных факультетах, но и на физических, химических, биологических факультетах, в технических университетах. Теория же литературы и теология преподаются довольно узкому кругу людей.


При обсуждении вопроса о том, является ли философия наукой, нужно также иметь в виду, что существующие науки настолько разнородны, что до сих пор нет сколько-нибудь приемлемого определения общего понятия «наука». Физика совершенно не похожа на никогда не прибегающую к опыту логику. Утонувшая в массе разнородных фактов биология мало чем напоминает химию или астрономию. Этика, формулирующая оценки и нормы, мало чем напоминает нейрофизиологию или физиологию человека. Космология, являющаяся, как принято считать, частью физики, использует, в отличие от всех других ветвей последней, временной ряд «было — есть — будет», имеющий «стрелу времени», тогда как в физике применяется только временной ряд «раньше — позже — одновременно», не задающий направления времени. Помимо естественных, социальных и гуманитарных наук, существуют также формальные науки (математика и логика) и так называемые нормативные науки (этика, эстетика, искусствознание, теория права и др.). Результаты математики и логики лишь косвенно сопоставимы с эмпирическими данными. Эти результаты совершенно отличны от заключений естественных наук. Математика и логика допускают сопоставление с действительностью не сами по себе, а только в рамках тех содержательных теорий, фрагментами которых они являются. Нормативные науки говорят не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, чего избегают делать все другие науки. Таким образом, разговор об особенностях философии как науки является только одним из фрагментов сложной темы единства ныне существующего и чрезвычайно разнородного множества наук. Представляется, что своеобразие философии не является непреодолимым препятствием для того, чтобы относить ее к наукам.


Философия как мудрость


Философия — редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире. Термин «философия», как уже говорилось, происходит от греческих слов «любовь» и «мудрость», означает любовь к мудрости (знанию, разумению). Мудрость — понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивает в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Например, по Г. В. Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага»; по И. Канту, мудрость — это «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л. Н. Толстой определяет мудрость как «знание вечных истин, приложимых к жизни», и т. д. Мудрость не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Проницательность в отношении природы позволяет наукам о природе глубоко судить о ее объектах, но такие суждения никогда не называются мудрыми. Как говорил еще Гераклит, впервые употребивший слово «philosophos» для обозначения исследователя природы вещей, «многознание не научает мудрости, которая заключается в постижении оснований и причин». Вместе с тем знание представляет собой одну из необходимых предпосылок мудрости. Касающаяся прежде всего человека и его непосредственного окружения, мудрость может быть скорее обнаружена в науках о человеке и обществе, чем в науках о природе, хотя и в первых она является довольно редкой, и ее трудно выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного знания. Мудрость связана с деятельностью человека и, значит, с теми ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях. Мудрость опирается на здравый смысл, но идет гораздо дальше его и встречается значительно реже. Мудрость требует опыта жизни и известного отдаления от тех событий, о которых приходится судить. Как сказал Гегель, «сова Минервы (богини мудрости. — А. И.) вылетает в сумерки».


Разделы философии


Не существует философии вообще. Современное философское знание представляет собой комплекс наук и учений, основными из которых являются: 1) онтология — учение о всеобщей структуре и динамике существующего мира (природы, общества, человека); 2) эпистемология, или гносеология (теория познания), — учение о познании человеком окружающего мира и самого себя с помощью разума, эмоций, чувств, абстрактного мышления, интуиции; 3) социальная философия, или философия общества; 4) политическая философия, изучающая проблемы распределения власти в обществе; 5) логика — учение о законах и операциях правильного мышления; 6) аксиология — учение о ценностных ориентирах существования человека в мире; 7) этика — теория нравственных отношений человека к другим людям и самому себе, принципов морали, общих проблем добра и зла в человеке, обществе и мире; 8) эстетика — учение об эстетическом измерении человеческого существования, о соотношении прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного, гармонии и хаоса; рассмотрение общих особенностей искусства и его развития; 9) философская антропология, или философия человека; 10) философия религии. Выделяются также другие разделы философии, но очевидно, что в этом случае основания для выделения являются уже иными. Говорят, например, о методологии — учении о самых общих методах, способах, путях познания человеком окружающего мира (эмпирические, теоретические и экспериментальные методы); о философии природы — различные стороны органической и неорганической природы (биосферы и космоса) и т. д.


Задачи философии


Философия претендует на выполнение следующих функций:


• мировоззренческой — философия помогает сформировать целостную картину мира;


• воспитательной и образовательной — философия активно участвует в формировании личности;


• функции социальной критики — философия постоянно и активно участвует в критике существующей в обществе системы связей;


• идеологической — философия всегда участвует в формировании представления о желательном политическом и общественном устройстве;


• эвристической (поисковой) — философия участвует в создании новых областей теоретического исследования;


• футурологической — философия пытается ответить на вопрос, каким должно быть будущее, как от критики существующего политического и общественного устройства перейти к более совершенному обществу;


• методологической — философия формулирует определенные категории и принципы познания, в частности философия науки активно разрабатывает идеалы и нормы науки, способы научного обоснования, проблему роли ценностей в науке и т. д.


Мировоззрение


Мировоззрение — это система взглядов на окружающую действительность и место человека, общества и человечества в мире, на отношение человека к миру и к самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Оно имеет сложный, описательно-оценочный характер и является в значительной мере имплицитным, не артикулированным. Понятию мировоззрения близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание». Мировоззрение меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей мировоззрения, являющегося отражением мира (прежде всего мира культуры) и ценностным отношением к нему, является стиль мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий самый горизонт мышления эпохи. Важную роль в формировании мировоззрения играет философия. Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, конечному, включает в себя не только знание о человеке и мире, но также и оценки. Согласно немецкому философу, основоположнику философской антропологии М. Шелеру, мировоззрение — это «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще». «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом философского мышления, пытающегося объединить в единое целое разные формы познания мира, начиная с результатов конкретных наук и заканчивая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления.




Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Монография посвящена совершенно забытому отечественной философией разделу современной теории познания – социальной эпистемологии. Обсуждаются основные идеи, проблемы и перспективы этой многообещающей дисциплины. В их числе: познание и культура, стили мышления, коллективное познание целостных обществ и цивилизаций, особенности социальных и гуманитарных наук, справедливость и истина. В заключение описывается новейшая история России, включающая три глубокие социальные революции.

209
 Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Монография посвящена совершенно забытому отечественной философией разделу современной теории познания – социальной эпистемологии. Обсуждаются основные идеи, проблемы и перспективы этой многообещающей дисциплины. В их числе: познание и культура, стили мышления, коллективное познание целостных обществ и цивилизаций, особенности социальных и гуманитарных наук, справедливость и истина. В заключение описывается новейшая история России, включающая три глубокие социальные революции.

Внимание! Авторские права на книгу "Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!