Философия Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.08.2017
ISBN: 9785392248087
Язык:
Объем текста: 425 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1 Познание, культура, язык

Глава 2. Два полюса истории — два типа познания

Глава 3. Стили теоретического мышления

Глава 4. Коллективное познание обществ и цивилизаций

Глава 5. Наука и научный метод

Глава 6. Социальные и гуманитарные науки

Глава 7. Понимание в социальных и гуманитарных науках

Глава 8. Неуниверсальное обоснование

Глава 9. Понятие справедливости

Глава 10. Религия и религиозное познание мира

Глава 11. Философия и философское познание мира

Глава 12. Новейшая история России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 9.
Понятие справедливости


9.1. Справедливость и социальная справедливость


Истина является высшим идеалом человеческого познания и научной деятельности. Противопоставляемое обычно понятию истины понятие справедливости представляет собой важнейший социально-этический императив коллективной жизни людей и политического устройства общества.


Рассмотрим вначале общие представления об истине и справедливости и основное положение о различии между этими понятиями. В дальнейшем подробно будет проанализировано каждое из данных двух понятий.


«Справедливость, — как определяет это понятие А. А. Гусейнов, — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства».


Достоинство этого определения — в его простоте и в подчеркивании социального характера справедливости. Важность соединения этих двух черт справедливости станет очевидной при обсуждении уже социальной справедливости.


Сущность различия между истиной и справедливостью состоит прежде всего в том, что истинное высказывание говорит о том, что «есть», в то время как высказывание о справедливости говорит о том, что «должно быть». Первое высказывание представляет утверждение о существующей ситуации, второе является оценкой или какой-то разновидностью оценки (нормой, обещанием, декларацией и т. п.).


Можно сказать, что истина всегда представляет собой описание, в то время как утверждение о справедливости (добре) обязательно является оценкой, т. е. положением о том, что не имеет места в реальности, но должно быть.


Иногда говорят, что понятия истины и справедливости объединяются в понятии правды. Что конкретно означает такое объединение и к чему оно, собственно, ведет? Понять это трудно. Кажется, что это не более, чем игра словами, которая ни к чему новому не ведет. Она не указывает никакого направления дальнейшего исследования связей истины со справедливостью. К тому же правду нередко считают синонимом «справедливости». В русском переводе Библии словом «правда» переведен древнегреческий термин «дике», близкий по значению к слову «справедливость». Аналогичным образом использовалось слово «правда» при именовании сводов законов (например, «Русская правда», или «Древнейшая правда»). От этого смысла происходит и слово «праведник».


Социальная справедливость


Социальная справедливость — один из распространенных общественных идеалов. Его конкретное содержание, а также название менялись на протяжении истории, будучи всегда связанным с определенной идеологией.


Согласно современным представлениям, реализация принципа социальной справедливости на практике включает:


• равенство всех граждан перед законом;


• обеспечение гарантий жизнедеятельности человека;


• высокий уровень социальной защищенности.


В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя:


• обеспечение работой каждого работоспособного;


• достойную зарплату;


• социальное обеспечение детей-сирот и инвалидов;


• свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т. д.


Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания.


Иными словами говоря, истина — это то, что существует в реальном мире. Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе соответствие деяния и воздаяния.


Понятие социальной справедливости вызывает широкие споры.


Многие авторы считают это понятие внутренне противоречивым и неприемлемым. В частности, согласно Ф. А. Хайеку, определение «социальный» приложимо ко всему, что связано с уменьшением или устранением различий в доходах. На этом основании Хайек считает слово «социальный» противоречивым. «Прилагательное “социальное”… вероятно, стало самым бестолковым выражением во всей нашей моральной и политической лексике, — пишет Хайек. — Оно все чаще выступает в роли слова “благое” при обозначении всего высоконравственного. Всякий призыв быть “социальным” есть подталкивание нас к еще одному шагу в сторону “социальной справедливости” социализма. В итоге употребление термина “социальный” практически становится тем же самым, что и призыв к “распределительной справедливости”. А между тем это несовместимо с конкурентным рыночным порядком, а также с ростом и поддержанием существующей численности населения и достигнутого уровня богатства. В общем, из-за подобного рода ошибок люди стали называть “социальным” (“общественным”) то, что является главной помехой для самого поддержания жизни “общества”. В сущности, “социальное” следовало бы именовать “антисоциальным”».


Хайек считает невозможным субъективное распределение результатов труда на основе затраченных работником усилий: «Никому не под силу то, что под силу рынку: устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт».


Ученик Хайека, М. Фридман критикует понятие социальной справедливости с точки зрения свободы. Подоходный налог, полагает он, носит вовсе не добровольный, а принудительный характер. Во-вторых, этот налог снижает стимулы к труду, что, в свою очередь, снижает общее благосостояние общества. Фридман также резко противопоставляет справедливость и свободу. «Я не сторонник справедливости. Я сторонник свободы, а свобода и справедливость — это не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать, что справедливо, а что — нет».


Существуют и другие позиции, с точки зрения которых подвергается критике понятие социальной справедливости.


Иногда понятие социальной справедливости относят к общечеловеческим идеалам. Такое расширительное истолкование социальной справедливости должно иметь в виду, что социальная справедливость может являться объектом критики со многих точек зрения и что она меняет свое значение в ходе развития общества. Нет никаких оснований рассматривать справедливость, как это иногда делалось в древности, как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.


Что касается развития чувства справедливости, иногда утверждается, что социальная справедливость сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека. Ее задача — предоставлять «справедливым племенам» преимущества в выживании. Доводов в поддержку этой гипотезы нет. Сама она не является достаточно ясной. Какие племена следует считать «более справедливыми», чем другие? Ответа на этот вопрос нет.


Таким образом, социальная справедливость является довольно неясным понятием. Это, конечно, не уменьшает важности данного понятия.


9.2. Справедливость и человеческая деятельность


Нет, пожалуй, такой области человеческих отношений, где не вставал бы вопрос об их справедливости или несправедливости. Редко чего добиваются с такой настойчивостью, как справедливости. И наиболее частые и горькие обиды — это обиды на нарушенную, ущемленную справедливость. Крайние случаи несправедливости не зря называются «вопиющей несправедливостью». О них говорят в полный голос, в надежде, что другие поймут и поддержат; на неразделенную же любовь или уходящую славу жалуются только вполголоса. Поиски справедливости обычно соединяют людей, тогда как власть или слава чаще их разъединяет. Стремиться к справедливости — достойно, но это не всегда так со стремлением к власти или к взаимности в любви.


Еще Сократ высказывал убеждение, что нельзя ставить ничего выше справедливости — ни детей, ни жизнь, ни что-либо еще. Но уже Аристотель замечал, что все люди высоко ценят справедливость, но каждый понимает ее по-своему.


В чем источник особой чуткости человека к справедливости и особой горечи обид на несправедливость?


Есть основания предполагать, пишет Э. Фромм в книге «Бегство от свободы», что стремление к справедливости и истине является неотъемлемой чертой человеческой природы, хотя оно может подавляться и искажаться, так же как и стремление к свободе.


Фромм выводит страстную тягу к справедливости из анализа всей человеческой истории, как социальной, так и индивидуальной. История показывает, что для каждого бесправного идеи справедливости и истины — важнейшее средство в борьбе за свою свободу и развитие. Большая часть человечества на протяжении его истории была вынуждена защищать себя от более сильных групп, подавлявших и эксплуатировавших ее; кроме того, каждый индивид проходит в детстве через период бессилия.




Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Монография посвящена совершенно забытому отечественной философией разделу современной теории познания – социальной эпистемологии. Обсуждаются основные идеи, проблемы и перспективы этой многообещающей дисциплины. В их числе: познание и культура, стили мышления, коллективное познание целостных обществ и цивилизаций, особенности социальных и гуманитарных наук, справедливость и истина. В заключение описывается новейшая история России, включающая три глубокие социальные революции.

209
 Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении

Монография посвящена совершенно забытому отечественной философией разделу современной теории познания – социальной эпистемологии. Обсуждаются основные идеи, проблемы и перспективы этой многообещающей дисциплины. В их числе: познание и культура, стили мышления, коллективное познание целостных обществ и цивилизаций, особенности социальных и гуманитарных наук, справедливость и истина. В заключение описывается новейшая история России, включающая три глубокие социальные революции.

Внимание! Авторские права на книгу "Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!