|
Система права: история, современность, перспективы. Монография
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
30.11.2017 |
ISBN: |
9785392271887 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
279 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение
Глава 1. Общие теоретико-методологические предпосылки исследования системы права
Глава 2. Исторические основы исследования системы права в России
Глава 3. Зарубежные воззрения на систему права: история и современное состояние
Глава 4. Современные представления о системе права в российской юридической науке
Глава 5. Дифференциация и интеграция структурных образований как отражение динамики системы права
Глава 6. Отрасли права как компоненты системы права
Глава 7. Критерии образования самостоятельных отраслей в системе российского права
Глава 8. Правовой институт
Глава 9. Современные проблемы системно-правовой доктрины и перспективы ее развития
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 5. Дифференциация и интеграция структурных образований как отражение динамики системы права
§ 1. Предпосылки исследования дифференциации и интеграции в праве
Существенной качественной характеристикой системы является возможность ее развития. Процесс развития предполагает изменение ее содержания, элементного состава.
Следует отметить, что наличествующие в отечественной юридической литературе подходы в описании системного строения права сориентированы преимущественно на фиксацию его статического состояния посредством указания на ряд структурных элементов — нормы, институты и отрасли права, либо на внеотраслевой вариант его строения. Поэтому особую актуальность и научную значимость представляет вопрос о динамике системы российского права. Динамика трансформации структурных образований системы права отходит в большинстве государственно-правовых исследований на второй план либо вовсе отсутствует. Между тем разработчики системного метода исследования весьма настойчиво подчеркивают необходимость анализировать любые системы как в статике, так и в динамике.
Процессы поэтапного развития системы права, как и любой иной сложной системы, требуют привлечения таких общенаучных категорий системного анализа, как «дифференциация» и «интеграция».
Система права тем самым представляет собой взаимосвязанное единство составляющих его юридических норм, объединенных в целях регулирования различных сфер общественных отношений различными методами правового регулирования в нормативные образования, которые подвержены дифференциации и интеграции в процессе исторического развития.
Представляется, что реализация системной парадигмы в правовой теории требует более тщательного подхода, чем тот, который представлен в современной юридической науке, а использование категориальной матрицы и общих закономерностей теории систем — обоснованной адаптации и адекватного приложения к изучению правовой материи. В связи с этим полагаем оправданным обращение к методологическим истокам внедрения категорий «дифференциация» и «интеграция» в понятийные ряды гуманитарных наук.
С общенаучной и методологической точек зрения отмеченные тенденции развития права и законодательства отражают то обстоятельство, что система права, как и любая другая сложно организованная система, постоянно испытывает действие двух противоположно (встречно) направленных сил: отталкивания и притяжения. В философском смысле, безотносительно системы права, сила отталкивания связана с дроблением элементов структуры и ослаблением ее целостности, сила притяжения направлена на укрупнение компонентов системы, усиление ее согласованности и единства. Диалектическое соотношение тенденций отталкивания и притяжения в виде их единства, различий, противоречий и взаимодействия в рамках одного целого системного образования выступает основой его прогресса. Речь идет об одной из основных закономерностей диалектического развития — законе единства и борьбы противоположностей.
В диалектическом взаимодействии процессов деления и соединения заложены предпосылки не только развития и совершенствования, но и самого возникновения системы. Для появления системы необходимо существование некой совокупности элементов, с одной стороны, образуемых в результате деления чего-либо единого на части, но с другой — обладающих тождественными свойствами, дающими возможность их последующего объединения в целое. Вот почему исследование стержневых вопросов возникновения и становления системы права увязывается прежде всего с процессом эволюции структурных элементов системы права и объединения в единое целостное образование, каким является право.
Философские категории «отталкивание» и «притяжение», о которых идет речь, в системе права проявляются в терминологическом обозначении дифференциации и интеграции правового материала. Применительно к системным процессам в праве справедливой в методологическом плане представляется мысль А. Н. Аверьянова: «Дифференциация тождества является необходимым условием развития. Вместе с тем идет процесс усложнения связей между дифференцирующимися элементами, их соподчинение, что и ведет к становлению системы как целого. Иными словами, одновременно идет интеграция дифференцирующихся элементов».
Таким образом, можно констатировать, что категориям «дифференциация» и «интеграция» в методологии науки отводится особое место в общетеоретическом описании системы современного общества. Накопленный методологией науки положительный опыт оперирования указанными понятиями находит свое применение и в юриспруденции, в частности, в исследованиях системы российского права.
Дифференциацию и интеграцию в праве целесообразно отражать в соответствующих парных юридических категориях. Парные юридические категории представляют собой такую логическую форму (особую пару понятий), которая имеет целью отразить в общей теории объективное единство и взаимодействие двух противоположных явлений, тенденций, свойств правовых явлений. Особенности дифференциации и интеграции позволяют рассматривать их в качестве парных явлений благодаря следующим свойствам:
1) они внутренне диалектически связаны, являются двумя сторонами одного процесса. При этом парные юридические категории фиксируют особые внутренние связи между определенными правовыми явлениями, их противоположности, переходы и единство;
2) противоположность и разъединение парных явлений мыслимы только в пределах их взаимной связи и объединения, поэтому в парных категориях выражается конкретное единство противоположностей в соотносимых правовых явлениях. Отсюда парные категории представляют собой крайние определения одной сущности, определения противоположностей в рамках единства сущности явлений. Через них логически раскрывается развитие, движение сущности и ее проявления;
3) являются равновероятными альтернативами;
4) обусловливают друг друга;
5) в своей совокупности представляют определенный баланс, создают и сохраняют некое равновесие.
Часть системы права, изменяющаяся на определенном этапе развития, со временем все более отличается от других более стабильных на данный момент частей и становится центром различных реакций на воздействия внешней среды, что влечет за собой увеличение разнообразия действующих сил и следствий. Нарастает несоответствие между отдельными структурными элементами права, что означает либо начало нового витка процесса дифференциации в системе, либо начало интеграции ее структурных элементов.
Позитивный момент рассматриваемого процесса заключается в том, что он «несомненно совершенствует процесс правового регулирования, повышает его эффективность, способствуя охвату разнородных отношений и проникновению в их сущность».
Применительно к системе права процессы дифференциации и интеграции ведут к усложнению структуры права, образованию новых структурных элементов: норм, институтов, отраслей, появлению новых внутренних связей. Простейший пример дифференциации — это появление новой разновидности норм права, а интеграции — это объединение ряда норм в единый комплекс, в институт права. Следует отметить, что дифференциация и интеграция в праве имеют и более сложные формы своего проявления. Сложные формы дифференциации и интеграции обусловливают приобретение системой новых свойств, качеств, выделение в ее структуре подсистем и т. д.
С этих позиций Г. Ф. Шершеневич, например, отводил дифференционно-интеграционному процессу роль основного механизма правообразования. «Процесс правообразования, — писал ученый, — заключается именно в постепенной все большей дифференциации права в сфере правил общежития, в дифференциации, происходящей внутри права, и в интеграции норм права, которая выражается в том, что, несмотря на постоянное возрастание числа норм права, происходит соединение и координирование их в институты» (от себя добавим: и в отрасли).
Рассмотрение процессов дифференциации и интеграции в рамках диалектического закона единства и борьбы противоположностей требует не только указания на их взаимосвязи, но и обращения к вопросу об их различиях. Основные отличия процессов дифференциации и интеграции связаны с их целями и направлением изменения правового материала. Правовая интеграция выражается в сближении и объединении правовых предписаний, ее цель — создание общего унифицированного в определенной сфере общественных отношений правового режима. Процесс дифференциации, напротив (иначе эти категории не рассматривались бы в качестве диалектических противоположностей), заключается в дроблении и выделении правовых предписаний. Цель дифференциации в праве — всестороннее урегулирование общественных отношений с учетом их социально-экономической, политической, региональной и иной специфики. Как писал С. С. Алексеев, «для права наряду с процессом интеграции, повышением уровня нормативных обобщений характерны конкретизация и дифференциация…, развивающая его институционность, структурированность, все более возрастающее “разделение труда” между нормативными предписаниями, правовыми институтами, отраслями права. Это позволяет в соответствии с социальными потребностями обеспечить более конкретное, содержательно-определенное правовое регулирование».
Тем не менее, несмотря на внешнюю противоположность целей, различие и кажущуюся несовместимость процессов дифференциации и интеграции, они протекают в системе права одновременно. Квинтэссенцией системных процессов в праве является взаимное влияние дифференциации и интеграции. Одновременное протекание в системе права процессов дифференциации и интеграции (кроме того, что они имеют важное значение в механизме правообразования) выступает существенным сдерживающим фактором негативного развития системы права и деструктивного изменения ее содержания и структуры. При высокой динамике процесса интеграции и отсутствии правовой дифференциации происходит сближение норм права в едином нормативном акте без учета специфики предмета правового регулирования и особенностей методов правового воздействия (имущественные, административные, социально-трудовые отношения и т. п.). Отсутствие дифференциации в системе права свидетельствует о прекращении ее развития, стагнации, неспособности адекватно реагировать на социально-экономическую и политическую динамику социальной жизни.
И наоборот, при высоком уровне интенсификации дифференциации и ее преобладании над интеграцией система права усложняется настолько, что теряются внутренние связи между ее структурными элементами (нормами, институтами, отраслями), чрезмерная дифференциация провоцирует коллизии и избыточную конкуренцию, что в итоге может привести к потере целостности системы и опять же к снижению эффективности правового регулирования.
Таким образом, диалектическое взаимодействие процессов интеграции и дифференциации необходимо для стабильного развития системы права. Процессы интеграции и дифференциации правового регулирования дополняют и одновременно сдерживают друг друга. Синхронизация их воздействия на структурные процессы в праве не допускает крайностей и гарантирует сведение к минимуму негативных последствий их влияния на систему права, обеспечивает совершенствование ее структурного содержания. Дифференциация позволяет системе права развиваться, а интеграция сохраняет ее целостность, объединяет нормы права в правовые комплексы, выступает основанием формирования новых правовых общностей, что является фактором устранения коллизий и пробелов в системе права.
Дифференциация и интеграция в системе права представляют собой одновременно тенденции, процессы и закономерности ее развития.
В качестве тенденций они выражают возможность, своего рода «склонность» структурных образований системы права развиваться в соответствующих направлениях.
В качестве процессов они представляют данную возможность, ставшую реальным фактом. Дифференциация и интеграция есть процессы, проходившие ранее и проходящие в системе права на современном этапе.
В качестве закономерности данные реальные факты приобретают статус необходимости. Закономерность — это объективно существующая, необходимая, существенная, постоянная или повторяющаяся при определенных обстоятельствах взаимосвязь явлений, фактов реального мира, определяющая этапы, формы и особенности процесса становления, развития и функционирования явлений природы, общества и культуры.
Если явления или процессы имеют перспективу своего развития, то присущие им закономерности можно рассматривать как закономерные тенденции. Закономерная тенденция есть высокая степень вероятности продолжения или наступления (возникновения) события, явления или процесса.
Тем самым дифференциация и интеграция являются закономерными процессами и закономерными тенденциями развития системы права. При этом одни структурные образования системы находятся в процессе дифференциации или интеграции, другие имеют тенденцию к дифференциации или интеграции, третьих данные процессы в обозримом будущем не коснутся.
Система права: история, современность, перспективы. Монография
В монографии рассматриваются теоретико-методологические и исторические основы исследования системы российского права, подробно приводится история советских дискуссий по данной проблематике, содержится компаративный анализ доктринальных подходов к системе права в России и зарубежных странах, в том числе на постсоветском пространстве.<br>
Исследуются уровни системной организации правовой материи, а именно отрасли права и институты права, процессы дифференциации и интеграции структурных образований как отражение динамики системы права.<br>
Уделяется особое внимание малоизученным аспектам критериев образования отраслей в системе российского права, обобщается практика выделения так называемых «новых» отраслей в системе права, предлагаются пути выхода из наметившегося теоретико-методологического кризиса в применении критериев отраслеобразования.<br>
Обозначаются проблемы современного этапа исследования системы права, ставятся вопросы, которые могли бы стать предметом широкого обсуждения научной общественности в рамках возможной новой дискуссии о системе российского права, которая продолжала бы традиции трех советских дискуссий.<br>
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, юристов – практических работников и всех, кто интересуется проблемами системы права и российского права в целом.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/sistema_prava_istoriya_sovremennost_perspektivy_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Под ред. Радько Т.Н. Система права: история, современность, перспективы. Монография
Под ред. Радько Т.Н. Система права: история, современность, перспективы. Монография
В монографии рассматриваются теоретико-методологические и исторические основы исследования системы российского права, подробно приводится история советских дискуссий по данной проблематике, содержится компаративный анализ доктринальных подходов к системе права в России и зарубежных странах, в том числе на постсоветском пространстве.<br>
Исследуются уровни системной организации правовой материи, а именно отрасли права и институты права, процессы дифференциации и интеграции структурных образований как отражение динамики системы права.<br>
Уделяется особое внимание малоизученным аспектам критериев образования отраслей в системе российского права, обобщается практика выделения так называемых «новых» отраслей в системе права, предлагаются пути выхода из наметившегося теоретико-методологического кризиса в применении критериев отраслеобразования.<br>
Обозначаются проблемы современного этапа исследования системы права, ставятся вопросы, которые могли бы стать предметом широкого обсуждения научной общественности в рамках возможной новой дискуссии о системе российского права, которая продолжала бы традиции трех советских дискуссий.<br>
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, юристов – практических работников и всех, кто интересуется проблемами системы права и российского права в целом.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/sistema_prava_istoriya_sovremennost_perspektivy_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Внимание! Авторские права на книгу "Система права: история, современность, перспективы. Монография" (Под ред. Радько Т.Н.) охраняются законодательством!
|