Наука Под ред. Ипполитовой Н.А. Русский язык и культура речи. Практикум

Русский язык и культура речи. Практикум

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392179602
Язык:
Объем текста: 426 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Язык. Речь. Культура

Культура общения

Текст в структуре общения

Культура речи

Этические и коммуникативные нормы

Коммуникативные качества речи

Культура несловесной речи

Культура публичного выступления



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ


ИНФОРМИРУЮЩАЯ РЕЧЬ. СООБЩЕНИЕ. ДОКЛАД


Доклад — развернутое сообщение на определенную тему, которое содержит новые для аудитории данные, сведения научного характера.
В учебной деятельности доклад — это разновидность самостоятельной работы, в основе которой лежит отбор фактов, информации, данных, которые следует изложить (сообщить) в аудитории, их осмысление и самостоятельный анализ, определение своей точки зрения, своей позиции по отношению к излагаемому материалу.

1. Чем отличаются друг от друга реферативное сообщение и доклад? Что их объединяет?


2. Прочитайте текст. Определите жанр текста. Подготовьтесь к его анализу.


Какую задачу (цель) ставит перед собой автор? К кому он обращается?


Какие сведения о хвалебной речи отбирает автор?


Как автор строит свою речь? Из каких частей она состоит? Обозначьте смысловые вехи текста.


Какие приемы использует автор, чтобы сделать речь выразительной, чтобы заинтересовать слушателей?


Что в сообщении показалось интересным лично вам?


Дорогие друзья!


Бывало ли с вами в компании так, что вы вдруг грустно осознавали свою беспомощность; вы не можете сказать двух слов, а вам хотелось, например, рассказать всем о том, как вам нравится эта компания, этот дом, люди, собравшиеся здесь. Вам хотелось выразить все изящно и величественно, чтобы эта речь действительно украсила торжество, была приятна и гостям, и юбиляру, и, конечно, вам; одним словом, чувства переполняли вас, но вы не могли их выразить. Дело не в прирожденном косноязычии, поверьте. Вы, может быть, просто не очень хорошо знаете, как и за что надо хвалить, а ведь это особое умение... Не беда! Этому можно научиться, и сегодня я хочу вам рассказать именно об этом: за что и как надо хвалить.


В науке речь «на случай», речь торжественную, называют эпидейктической. Она должна воодушевлять и сплачивать аудиторию; она затрагивает глубокие личные струны человеческой души, взывает к чувствам и эмоциям, так как в эпидейктической речи мы обращаемся к вечным проблемам: этические законы и нормы, добро и зло, памятные события истории народа, основы его веры и традиций.


Не думайте, что хвалить можно лишь людей: предметом эпидейктической речи может быть все, что угодно: любые одушевленные и неодушевленные предметы, явления... Еще Аристотель говорил, что хвалить нужно добродетель во всех ее проявлениях. Добродетель — это способность оказывать благодеяния, и наиболее полезные для людей добродетели — мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, великодушие, бескорыстие, щедрость, кротость и др. Хулить же надо противоположные качества, то есть пороки. Можно превозносить также исторические лица и события. Когда хвалят деяния и поступки, то рассматривают их в свете принесенного обществу блага.


Выступая, оратор должен хорошо знать свою аудиторию, ее интересы, ее знания, то, что больше всего ценят его слушатели. Оратор (человек, произносящий речь) должен помнить, что истинная эпидейктическая речь — это речь искренняя, бескорыстная. Однако это вовсе не означает, что он не должен использовать преувеличение, сравнение, уподобление. Напротив, это только улучшает эпидейктическую речь. Это законы данного жанра. Не пренебрегайте сравнениями: вы можете сравнить добродетели или поступки восхваляемого лица с достоинствами или деяниями знаменитостей, исторических деятелей; если это трудно, то сравните их с обычными людьми, чтобы выделить на этом фоне заслуги того, кого вы хвалите.


Итак, теперь вы знаете об эпидейктической речи очень много: ее задачу (воодушевлять), ее разновидности (похвала лицу, его деяниям, похвала коллективу и его достижениям, похвала событию, явлению). Знаете, что эпидейктическая речь — прежде всего призыв к чувствам, что предметом такой речи может быть все, что угодно. Знаете, что хвалят добродетель, а пороки порицают и для этого используют специальные риторические средства (преувеличение, усиление и сравнение). Вы, конечно, понимаете, как важно выступающему хорошо знать свою аудиторию. (Студентка А. П.)


3. На основе анализа текста из предыдущего задания сделайте вывод о том, из чего (из каких этапов) складывается подготовка к докладу.


4. Прочитайте данные ниже тексты. Отберите материал для подготовки сообщения на следующие темы:


Роль голоса в публичном выступлении.


Голос как средство коммуникации.


Как голос раскрывает облик оратора и его намерения?


1. Голос — такая же часть имиджа, как манеры, жестикуляция, одежда, прическа. Вернее, гораздо более значительная. Именно она является тем магнитом образа, который будет или отталкивать, или притягивать. Вот, например, Чубайс. У него взгляд по касательной. Так же идет и речь. Она огибает слушателя. Он видит не человека, а экономические потоки. Он мыслит регионами — здесь что-то гаснет, здесь растут цифры, а людей там нет. И от этого создается впечатление, что он увиливает и лукавит... У Ирины Хакамады чувствуется очень сильный голосовой зажим. Она тяжело прорывалась. И постоянная оборона осталась в голосе. В ее нынешней ситуации речь могла бы стать более легкой. Но здесь, может, и правильнее все оставить как есть. Когда образ устоялся, что-то менять опасно.


Очень хорошо поставлена речь у Касьянова. Он говорит дикторским голосом — и возникает образ человека на своем месте, того, который знает, что говорит. Чувствуется гормональный мощный фон, обещающий, что сил и энергии этого человека хватит на все. Но информационная составляющая к нам не прорывается. Доверяешь интонации, а вникать в суть не хочется. Он может нести чушь и при этом производить впечатление дельного мужика. Такому человеку нужно меньше появляться в виде печатного слова и чаще на экране.


На что стоит обращать внимание на публичных выступлениях политиков?


Надо попытаться «пощупать» голос. Какой он на ощупь? Если он упругий, как молодое дерево или качественная резина, — да, за таким голосом что-то стоит. Если металл — от такого кандидата лучше держаться подальше, целее будете. Если ощущение чего-то рыхлого — на этого деятеля где сядешь, там и слезешь. Тот, кто фонтанирует, много чего начнет, но вряд ли завершит. (По И. Фетисовой, ритору-имиджмейкеру. «Новая газета»)


2. Голос является важным средством звуковой (аудио) коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи. В коммуникативном плане голос прежде всего обеспечивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, голос не имеет однонаправленности и потому может быть обращен одномоментно ко многим участникам коммуникации. Сверх того, голос, при известных условиях, позволяет расположить к себе собеседника и тем самым облегчить взаимопонимание. (Из словаря-справочника «Педагогическое речеведение»)


3. Голос и интонация оратора.


Голос выступающего должен быть энергичным и отражать энергию выступающего. В голосе должен быть напор, в нем должно чувствоваться усилие, некоторый призыв следовать за мыслью.


Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Разумеется, она связана с размером аудитории. Но важно выбрать именно ту громкость, которая в данных условиях явится оптимальной. Необходимо иметь в виду, что если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко — о его агрессивности. И того, и другого надо постараться избежать. П. Сопер давал такой совет: «говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно». Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что вы говорите громче обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно. (И. А. Стернин)


4. В колчане дьявола нет лучшей стрелы для сердца, чем мягкий голос. Д. Байрон)


5. Прочитайте данные ниже высказывания. Какую роль играет вступление в создании и произнесении речи? Составьте памятку, содержащую советы, связанные с подготовкой вступления к сообщению, докладу. При выполнении задания могут быть использованы материалы учебников и учебных пособий.


Вступление — начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, стремится привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и снискать их расположение к себе. (Л. В. Филимонов, Н. Н. Романова)


Всякое вступление должно быть украшено тропами и сильными фигурами, для того чтобы слушатель или читатель, оными усладившись, самой материи внимали и прилежно слушали. При сем должно остерегаться, чтобы вступление было не весьма долго, и всегда помнить, что оно чем короче, тем лучше. (М. В. Ломоносов)


Относительный объем введения не может быть очень большим — не более 1/8 всей речи. Все, что говорится, должно быть связано с темой. (Л. К. Михальская)


Используйте цитату — остроумную, уместную — или пословицу, это помогает установить контакт с аудиторией. Можно обратиться к историческому или литературному примеру, аналогии, авторитету. (Л. К. Михальская)


Интерес, внимание и доверие слушателей зависят от степени искренности оратора (эффективное начало), доминанты личности как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало), осознанной намеренной линии поведения (начало, подчиненное самоконтролю). (М. Р. Львов)


6. Проанализируйте вступления к сообщениям различного характера. Какие приемы привлечения внимания слушателей и установления контакта с ними в них использованы?


1. Приходилось ли вам обижать других людей? Думаю, вы ответите утвердительно, ведь у вас есть совесть. А раз так, то каждый из вас помнит ситуацию, когда совесть заставляет вас сказать: «Извините, я поступил скверно...» Сегодня мы более подробно поговорим о том, как просить прощения, о том, как сделать наши отношения с людьми доброжелательными и гармоничными.


2. «Душевный человек», — говорим мы, зная, что с таким и беда не беда: он всегда готов выслушать, утешить, помочь. А как это сделать? Все ли сумеют утешить и ободрить? Об этом и пойдет речь в моем сообщении.


3. Тема моего доклада «Что такое общение?». Попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала обратимся к рассказу А. П. Чехова «Тоска». Помните, у старого извозчика Ионы Потаповича умер сын. Слез у Ионы нет. Не до слез, когда надо хоть на овес лошади заработать. Но в одном его тоска стремится найти выход. Иона чувствует потребность с кем-нибудь поговорить. Он обращается к одному, второму, третьему седоку, но все напрасно. Один — рассеян, другой отмахнулся от чужого горя. Так и не найдя никого, Иона идет ночью к лошади и рассказывает ей о своем горе. То, чего ждет, жаждет Иона, и называют общением. Как оно происходит? Какие умения нужны общающимся? Как сделать общение эффективным? На эти и другие вопросы постараюсь ответить в своем сообщении.


7. Проанализируйте фрагменты докладов (сообщений). Каким образом авторы переходят от одной части к другой? Почему важно в устном сообщении обозначить новую часть информации?


1. Среди разнообразных средств образной речи наиболее часто используются эпитеты (от греч. эпитетон — приложение). Так называются слова, которые художественно определяют предмет или действие. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (Пушкин) Здесь эпитеты волнистые, печальные определяют предметы, эпитет печально определяет действие.


Чаще всего эпитеты — это красочные определения, выраженные прилагательными. Например: Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (Тургенев)


В роли эпитета может выступать также определение, выраженное причастием или причастным оборотом. Например: Вы идете по зеленой, испещренной тенями дорожке. (Тургенев)


По составу эпитеты делятся на простые и сложные. Первые выражены одним словом, вторые словосочетанием. Например: И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня (Пушкин) — один простой эпитет и два сложных. (По И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталю)


2. В русском языке есть слова, близкие по значению. Близкие, но не тождественные. Что же их объединяет и чем они отличаются друг от друга? Ответ на этот вопрос позволяет определить некоторые особенности их употребления в речи.


Рассмотрим пример. Смелый, храбрый, отважный. Так отзываются о герое. А еще можно сказать — бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Все эти слова объединяет общее значение: «не испытывающий страха».


А различия между ними едва заметны. Тем не менее они есть.


Во-первых, слова отличаются оттенками значений: неустрашимый — очень храбрый, удалой — полный удали, лихой — идущий на риск.


Следовательно, чтобы сделать речь точной, необходимо правильно выбрать из ряда возможных то слово, которое соответствует замыслу высказывания.


Во-вторых, слова различаются стилистической окраской: неустрашимый — книжное слово, удалой — народно-поэтическое, лихой — разговорное.


Значит, при выборе слов из ряда близких по значению необходимо учитывать условия общения, реальную речевую ситуацию.


3. Готовясь к сообщению, нужно прежде всего тщательно продумать и составить его план. Информацию, которую нужно передать слушателям, расчлените по пунктам плана. Таких пунктов не должно быть больше семи, а лучше — от трех до пяти...


После составления плана подберите к каждому пункту факты, цифры и (что особенно важно!) — примеры.


Итак, у вас образовался «каркас» сообщения: деление темы (план) и фактический материал к пунктам плана. (По А. К. Михальской)


8. К данным ниже фрагментам текста напишите вступление.


1. Сформулируем правило: речь должна быть не только ладно скроена, но и крепко сшита.


Это правило означает необходимость переходов между частями речи. Они нужны для того, чтобы слушающий мог почувствовать и осознать, «куда и как» его ведет говорящий, увидеть конец речи и пути движения к нему, следить за этим движением.


Переходы связывают все части в единое целое и позволяют удерживать и направлять внимание аудитории. Они необходимы прежде всего во введении — перед формулировкой темы или основной мысли сообщения.


И, безусловно, переходы необходимы между всеми частями основной информации. (По А. К. Михальской)


2. Понимание речевой культуры опирается прежде всего на различение правильного и неправильного в речи, а умение различать правильное и неправильное, в свою очередь, неизбежно ведет нас к понятию языковой нормы.


Язык обычно дает несколько вариантов использования отдельных звуков, слов, грамматических явлений. Так, язык позволяет в слове заняла дать ударение на любом слоге (и заняла, и заняла, и заняла), литературная норма предписывает один-единственный выбор — заняла. Может показаться, что нет препятствий, не позволяющих сказать: «шли в новых польтах», «встретились около депа». Норма накладывает ограничения и требует, чтобы формы слов пальто, депо оставались без изменений.


Именно в литературе язык вырабатывает жесткие правила употребления звуков, слов, частей речи и предложений. Литература, по мере роста ее социального значения и влияния, становится в глазах общества законодательницей «речевого поведения» людей. Те правила использования языка, которые приняты и узаконены литературой, признаются обязательными для всех, наиболее пригодными для всего общества. Иначе говоря, правила произношения и ударения, изменения слов и их соединения в предложения, правила интонации становятся в литературном языке нормой, т. е. такими правилами, которые узаконены литературой, признаны обществом в качестве обязательных и потому поддерживаются и охраняются и литературой, и обществом. (По Б. Н. Головину)




Русский язык и культура речи. Практикум

Учебное пособие состоит из 9 разделов, каждый из которых содержит разнообразные задания для самостоятельной работы, материал, с помощью которого раскрыты нормы и особенности речевого поведения. Комплексный подход в формировании коммуникативных умений, обеспечивающий целенаправленное познание законов культуры общения, развитие языковой личности, обогащение ее духовного мира, определяет специфику представленных в практикуме заданий.<br> Практикум является частью учебно-методического комплекса «Русский язык и культура речи» и направлен на формирование и развитие коммуникативно-речевых умений.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/russkiy_yazyk_i_kultura_rechi_praktikum/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Наука Под ред. Ипполитовой Н.А. Русский язык и культура речи. Практикум

Наука Под ред. Ипполитовой Н.А. Русский язык и культура речи. Практикум

Наука Под ред. Ипполитовой Н.А. Русский язык и культура речи. Практикум

Учебное пособие состоит из 9 разделов, каждый из которых содержит разнообразные задания для самостоятельной работы, материал, с помощью которого раскрыты нормы и особенности речевого поведения. Комплексный подход в формировании коммуникативных умений, обеспечивающий целенаправленное познание законов культуры общения, развитие языковой личности, обогащение ее духовного мира, определяет специфику представленных в практикуме заданий.<br> Практикум является частью учебно-методического комплекса «Русский язык и культура речи» и направлен на формирование и развитие коммуникативно-речевых умений.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/russkiy_yazyk_i_kultura_rechi_praktikum/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Русский язык и культура речи. Практикум" (Под ред. Ипполитовой Н.А.) охраняются законодательством!