Наука Под ред. Ипполитовой Н.А. Русский язык и культура речи. Практикум

Русский язык и культура речи. Практикум

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392179602
Язык:
Объем текста: 426 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Язык. Речь. Культура

Культура общения

Текст в структуре общения

Культура речи

Этические и коммуникативные нормы

Коммуникативные качества речи

Культура несловесной речи

Культура публичного выступления



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



КУЛЬТУРА РЕЧИ


Культура речи — это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общения.
Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения в частности — это речь данного общества и конкретного человека, которая характеризуется высоким уровнем развития.

1. Охарактеризуйте уровень культуры речи студентов в вашем вузе в целом и на факультете в частности. Какие ситуации общения и что именно в речи прежде всего подвергается вашему анализу?


2. Прочтите реплики Цветочницы и профессора Хиггинса из 1 действия пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Что именно в ее речи производит такое сильное впечатление на специалиста по фонетике? Какое представление о культуре речи Цветочницы и ее облике создается у вас?


Цветочница. Ты что, очумел, Фредди? Не видишь, куда прешь!.. А еще называется образованный! Все мои фиялочки перемял. — Ага, так это ваш сынок? Хороша мамаша! Воспитала бы сына как положено, так он бы побоялся цветы у бедной девушки изгадить, а потом смыться и денег не заплатить. Вот вы теперь и гоните монету! — А чего мне вас обманывать? Ну, Фредди, Чарли — не все одно? Надо же из вежливости как-то назвать человека. — Раз опять припустил (дождь), значит, конец видать. Не огорчайтесь, кэптен, купите лучше букетик у бедной девушки... Нет у него таких правов, чтобы лезть в чужие дела. Чего он ко мне пристал?... Нет у него таких правов, чтобы забрать мой патент. Мне нужен патент, как и всякой леди... бедная ты девушка! И так тебе жизни нет, а тут еще каждый цепляется да надсмехается. ... Я имею право тут сидеть, как и вы.


Хигинс. Женщина, издающая такие убогие и омерзительные звуки, не имеет права сидеть где бы то ни было. Она вообще не имеет права жить. Не забывайте, что вы человеческое существо, наделенное душой и божественным даром членораздельной речи. Ваш родной язык — язык Шекспира, Мильтона и Библии. А вы тут сидите и квакаете, как простуженная лягушка.


Оцените культуру общения и культуру речи профессора Хиггинса. Что привлекает в его речи? Можно ли охарактеризовать его речевое общение как джентльменское? Докажите свою точку зрения.


3. Прочитайте рассказ А. П. Чехова «Оратор». Охарактеризуйте уровень культуры речи персонажей.


В одно прекрасное утро хоронили коллежского асессора Кирилла Ивановича Вавилонова, умершего от двух болезней, столь распространенных в нашем отечестве: от злой жены и алкоголизма. Когда погребальная процессия двинулась от церкви к кладбищу, один из сослуживцев покойного, некто Поплавский, сел на извозчика и поскакал к своему приятелю Григорию Петровичу Запойкину, человеку молодому, но уже достаточно популярному. Запойкин, как известно многим читателям, обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи. Он может говорить когда угодно: спросонок, натощак, в мертвецки пьяном виде, в горячке. Речь его течет гладко, ровно, как вода из водосточной трубы, и обильно; жалких слов в его ораторском словаре гораздо больше, чем в любом трактире тараканов. Говорит он всегда красноречиво и длинно, так что иногда, в особенности на купеческих свадьбах, чтобы остановить его, приходится прибегать к содействию полиции.


— А я, братец, к тебе! — начал Поплавский, застав его дома.— Сию же минуту одевайся и едем. Умер один из наших, сейчас его на тот свет отправляем, так надо, братец, сказать на прощанье какую-нибудь чепуховину... На тебя вся надежда. Умри кто-нибудь из маленьких, мы не стали бы тебя беспокоить, а то ведь секретарь... канцелярский столп, некоторым образом. Неловко такую шишку без речи хоронить.


— А, секретарь! — зевнул Запойкин.— Это пьяница-то?


— Да, пьяница. Блины будут, закуска... на извозчика получишь. Поедем, душа! Разведи там на могиле какую-нибудь мантифолию поцице-ронистей, а уж какое спасибо получишь!


Запойкин охотно согласился. Он взъерошил волосы, напустил на лицо меланхолию и вышел с Поплавским на улицу...


Приятели догнали похоронную процессию и присоединились к ней. На кладбище была отслужена лития. Теща, жена и свояченица, покорные обычаю, много плакали. Дождавшись, когда все утихло, Запойкин выступил вперед, обвел всех глазами и начал:


— Верить ли глазам и слуху? Не страшный ли сон сей гроб, эти заплаканные лица, стоны и вопли! Увы, это не сон, и зрение не обманывает нас! Тот, которого мы еще так недавно видели столь бодрым, столь юношески свежим и чистым, который так недавно на наших глазах, наподобие неутомимой пчелы, носил свой мед в общий улей государственного благоустройства, тот, который... этот самый обратился теперь в прах, в вещественный мираж. Неумолимая смерть наложила на него коснеющую руку в то время, когда он, несмотря на свой согбенный возраст, был еще полон расцвета сил и лучезарных надежд. Незаменимая потеря! Кто заменит нам его? Хороших чиновников у нас много, но Прокофий Осипыч был единственный. Он до глубины души был предан своему честному долгу, не щадил сил, не спал ночей, был бескорыстен, неподкупен... Как презирал он тех, кто старался в ущерб общим интересам подкупить его, кто соблазнительными благами жизни пытался вовлечь его в измену своему долгу! Да, на наших глазах Прокофий Осипыч раздавал свое небольшое жалованье своим беднейшим товарищам, и вы сейчас сами слышали вопли вдов и сирот, живших его подаяниями. Преданный служебному долгу и добрым делам, он не знал радостей в жизни и даже отказал себе в счастии семейного бытия; вам известно, что до конца дней своих он был холост! А кто нам заменит его как товарища? Как сейчас вижу бритое умиленное лицо, обращенное к нам с доброй улыбкой, как сейчас слышу его мягкий, нежно-дружеский голос. Мир праху твоему, Прокофий Осипыч! Покойся, честный, благородный труженик!


Запойкин продолжал, а слушатели стали шушукаться. Речь понравилась всем, выжала несколько слез, но многое показалось в ней странным.


— Прокофий Осипыч! — продолжал оратор вдохновенно, глядя в могилу.— Твое лицо было некрасиво, даже безобразно, ты был угрюм и суров, но все мы знали, что под сею видимой оболочкой бьется честное, дружеское сердце!


Скоро слушатели стали замечать нечто странное и в самом ораторе. Он уставился в одну точку, беспокойно задвигался и стал сам пожимать плечами. Вдруг он умолк, разинул удивленно рот и обернулся к Поплавскому.


— Послушай, он жив! — сказал он, глядя с ужасом.


— Кто жив?


— Да Прокофий Осипыч! Вон он стоит около памятника!


— Он и не умирал! Умер Кирилл Иваныч!


— Да ведь ты же сам сказал, что у вас секретарь помер!


— Кирилл Иваныч и был секретарь. Ты, чудак, перепутал! Прокофий Осипыч, это верно, был у нас прежде секретарем, но его два года назад во второе отделение перевели столоначальником.


— А, черт вас разберет!


— Что же остановился? Продолжай, неловко!


Запойкин обернулся к могиле и с прежним красноречием продолжал прерванную речь. У памятника действительно стоял Прокофий Осипыч, старый чиновник с бритой физиономией. Он глядел на оратора и сердито хмурился.


— И как это тебя угораздило! — смеялись чиновники, когда вместе с Запойкиным возвращались с похорон.— Живого человека похоронил.


— Нехорошо-с, молодой человек! — ворчал Прокофий Осипыч.— Ваша речь, может быть, годится для покойника, но в отношении живого она — одна насмешка-с! Помилуйте, что вы говорили? Бескорыстен, неподкупен, взяток не берет! Ведь про живого человека это можно говорить только в насмешку-с. И никто вас, сударь, не просил распространяться про мое лицо. Некрасив, безобразен, так тому и быть, но зачем всенародно мою физиономию на вид выставлять? Обидно-с!


Согласны ли вы с тем, что г-н Запойкин — хороший оратор? Почему?


4. Для чего человек должен владеть культурой речи? В чем она проявляется?


Сопроводите свои размышления примерами из жизни.


Культура речи в современном понимании представляет собой культуру речевой деятельности . Речь — это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письменной фиксации), и результат этого процесса — высказывание, текст.
Речь всегда представляет собой ответ на какой-либо стимул (внутренний или внешний) и, в свою очередь, речевое действие (и как процесс, и как результат) вызывает тот или иной ответ (словесный или несловесный, выражаемый в молчании или в физическом действии).
Следовательно, культура речи должна охватывать все эти компоненты речевой деятельности и их составляющие. А значит, с точки зрения культуры в речи в первую очередь оцениваются:
1) цель и средства ее достижения;
2) речь как процесс (речевое поведение);
3) речь как результат (текст).

5. Культура речи — это комплекс умений, связанных с речевой деятельностью. Следовательно, оценивать культуру речи также нужно в комплексе. Оцените культуру речи 3—4 людей, с которыми вы знакомы. Каким комплексом критериев вы при этом будете пользоваться?


6. Выступите с импровизированной речью, в которой вы докажете или опровергнете (не более чем за 3 мин) мысль, сформулированную в одном из афоризмов.


Что самое общее для всех? — Надежда; ибо если у кого и ничего нет, то она есть. (Фалес)


Люди высокой культуры не враждебны к чужому мнению и не агрессивны. Д. С. Лихачев)


Я поставил себе в правило верить лишь в то, что понимаю. (Б. Дизраели)


Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее. (Гзте)


Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни. (Вольтер)


Об идеалах нации можно судить по ее рекламе. (Неизв. автор)


7. В культуру устной речи входят культура слушания и культура говорения. На основе русских пословиц и поговорок Ю. В. Рождественский составил правила для говорящего и слушающего. Какие виды норм речи были приоритетными для русского народа?


Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями. Назовем их важнейшие семантические группировки:


А. Правила, указывающие на необходимость искать различие в содержании речи, получаемой от разных лиц. Например, «Сто человек — сто мнений», «Сколько людей — столько умов», «У каждого человека есть хорошая мысль: пять человек — пять хороших мыслей», «Рты у всех одинаковые, головы у всех разные».


Б. Правила, предполагающие деление полученных высказываний на истинные и пригодные и/или ложные и непригодные. Например, «Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются», «Самый хороший учитель не без ошибок».


В. Правила, предлагающие отделять характер лица говорящего от содержания высказывания. Здесь выделяются несколько подгрупп:


1. «Не принимай решения, выслушав только одну сторону», «Если тебе не ясно, не спеши с выводами».




Русский язык и культура речи. Практикум

Учебное пособие состоит из 9 разделов, каждый из которых содержит разнообразные задания для самостоятельной работы, материал, с помощью которого раскрыты нормы и особенности речевого поведения. Комплексный подход в формировании коммуникативных умений, обеспечивающий целенаправленное познание законов культуры общения, развитие языковой личности, обогащение ее духовного мира, определяет специфику представленных в практикуме заданий.<br> Практикум является частью учебно-методического комплекса «Русский язык и культура речи» и направлен на формирование и развитие коммуникативно-речевых умений.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/russkiy_yazyk_i_kultura_rechi_praktikum/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Наука Под ред. Ипполитовой Н.А. Русский язык и культура речи. Практикум

Наука Под ред. Ипполитовой Н.А. Русский язык и культура речи. Практикум

Наука Под ред. Ипполитовой Н.А. Русский язык и культура речи. Практикум

Учебное пособие состоит из 9 разделов, каждый из которых содержит разнообразные задания для самостоятельной работы, материал, с помощью которого раскрыты нормы и особенности речевого поведения. Комплексный подход в формировании коммуникативных умений, обеспечивающий целенаправленное познание законов культуры общения, развитие языковой личности, обогащение ее духовного мира, определяет специфику представленных в практикуме заданий.<br> Практикум является частью учебно-методического комплекса «Русский язык и культура речи» и направлен на формирование и развитие коммуникативно-речевых умений.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/russkiy_yazyk_i_kultura_rechi_praktikum/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Русский язык и культура речи. Практикум" (Под ред. Ипполитовой Н.А.) охраняются законодательством!