Юридическая Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. 6-е издание

Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. 6-е издание

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.09.2017
ISBN: 9785392263295
Язык:
Объем текста: 833 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие к первому изданию

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к третьему изданию

Предисловие к четвертому изданию

Предисловие к пятому изданию

Предисловие к шестому изданию

Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права

Глава II. Принципы уголовного права

Глава III. История российского уголовного права

Глава IV. Уголовный закон

Глава V. Понятие преступления

Глава VI. Состав преступления

Глава VII. Объект преступления

Глава VIII. Объективная сторона преступления

Глава IX. Субъект преступления

Глава X. Субъективная сторона преступления

Глава XI. Уголовная ответственностьи ее основания

Глава XII. Стадии совершения преступления

Глава XIII. Соучастие в преступлении

Глава XIV. Множественность преступлений

Глава XV. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Глава XVI. Наказание и его цели

Глава XVII. Система и виды наказаний

Глава XVIII. Назначение наказания

Глава XIX. Условное осуждение

Глава XX. Освобождение от уголовной ответственности

Глава XXI. Освобождение от наказания

Глава XXII. Амнистия, помилование, судимость

Глава XXIII. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Глава XXIV. Иные меры уголовно-правового характера

Глава XXV. Основные положения Общей части уголовного права зарубежных государств

Глава XXVI. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность

Глава XXVII. Проблемы и перспективы реформирования российского уголовного законодательства (УК РФ «образца» 2016 г.: «хотели как лучше, а получилось как всегда»; «кто виноват и что делать?»)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава XXVI.
Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность


В отечественной уголовно-правовой науке, а также в учебных курсах основные теории традиционно сводятся к трем направлениям (школам) — классическому, антропологическому и социологическому (внутри которых выделяются определенные модификации этих направлений). Однако Ф. М. Решетников, посвятивший этой проблеме несколько специальных работ, выделяет из классического направления просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве, предшествующее по времени классическому направлению. Такая позиция представляется правильной. В соответствии с этим с известной долей условности можно говорить о четырех основных направлениях (школах) в уголовно-правовой науке:


просветительно-гуманистическом;


классическом;


антропологическом;


социологическом.


1. Просветительно-гуманистическое направление


Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве возникло в XVIII в. Оно отражало уголовно-политические и уголовно-правовые взгляды шедшей к власти буржуазии, стремившейся к свержению господства феодалов. Эти идеи были важной составной частью идейной программы Французской революции 1789 г. В рамках этого направления можно выделить уголовно-правовые взгляды французских просветителей (в первую очередь Ш. Л. Монтескье и Вольтера); итальянского просветителя Чезаре Беккариа, выраженные в его знаменитой книге «О преступлениях и наказаниях», и теорию уголовного права французского революционера Жана Поля Марата.


Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.) — один из самых видных французских просветителей XVIII в., выдающийся писатель, философ, экономист и юрист (правоведам он более всего известен как автор и разработчик теории разделения властей). Свои уголовно-правовые воззрения наиболее полно изложил в книгах «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748). В первой (по жанру это роман в форме переписки между друзьями) дана уничтожающая критика основных принципов феодального уголовного права и правосудия. Во второй им сформулирована положительная программа в этих областях. Наибольший интерес в этом отношении представляют следующие главы книги шестой трактата «О духе законов»: XII («О силе наказаний»), XIII («Бессилие японских законов»), XIV («О наказаниях в римском законодательстве»), XVI («О точном соответствии между наказанием и преступлением»), XVIII («О денежных и телесных наказаниях»), XIX («О законе талиона»). Важнейшее место в его уголовно-правовой программе занимают следующие идеи.


Монтескье выступал за решительное ограничение круга уголовно наказуемых деяний, в особенности в религиозной сфере (при этом современному читателю уместно напомнить, что феодальное уголовное право беспощадно карало, чаще всего сожжением на костре, всякого заподозренного в ереси, магии и колдовстве) и в связи с так называемым оскорблением Величества, т. е. монарха. При этом он сформулировал важнейший принцип уголовного права о том, что уголовный закон должен карать «одни только внешние действия», решительно отвергая возможность уголовной ответственности за мысли и слова, не сопровождаемые действиями. Монтескье настаивал на том, чтобы каждое преступление было «определено точно» в уголовном законе и чтобы «судья не отступал от буквы закона». Им выдвинут и обоснован принцип соразмерности (соответствия) наказания совершенному лицом преступлению. Издержки нарушения этого принципа он показал на примерах Китая («В Китае разбойников рассекают на части, а простых воров — нет: благодаря этому различию там воруют, но не убивают») и Московского государства («В Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством. Мертвые, говорят там, ничего не расскажут»). Исходя из того, что смертная казнь была одним из распространенных наказаний эпохи феодализма, Монтескье выступил за ее решительное сокращение, в частности, против ее применения за религиозные преступления, за оскорбление Величества и с некоторыми оговорками за имущественные преступления. В целом он выступал за общее смягчение наказаний.


Монтескье пытался решить проблему причин преступности. При решении этой проблемы он был связан своей общеметодологической концепцией, согласно которой формы правления, законы и права людей (в том числе и преступность) находятся в решающей зависимости от климата. По его мнению, количество страстей и преступлений увеличивается по мере удаления от севера к югу. Несомненной его заслугой является выдвижение на первый план стоящей перед уголовным законом задачи предупреждения преступлений, а не их наказания. Предупреждение преступлений Монтескье связывал с улучшением нравов людей и общества.


Решающий вклад в развитие просветительно-гуманистического направления в уголовном праве внесла книга итальянского просветителя и гуманиста Чезаре Беккариа (1738–1794 гг.) «О преступлениях и наказаниях», вышедшая в свет в 1764 г. «История уголовного права и правосудия, да, пожалуй, и других правовых наук, — справедливо отмечает Ф. М. Решетников, — не знает труда, по силе и длительности своего воздействия на современников и последующие поколения равного этому произведению...».


Решетников Ф. М. (1930–1998 гг.) — крупнейший отечественный специалист по проблемам зарубежного уголовного права, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук. В 1962–1970 гг. — доцент, профессор Российского университета Дружбы народов. С 1970 г. по 1998 г. — заведующий Отделом иностранного уголовного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Основные работы: Современная американская криминология. М., 1965; Беккариа. М., 1977; Современное американское уголовное право. М., 1991; Правовые системы стран мира. М., 1993.


Развивая применительно к уголовному праву и уголовному процессу теорию разделения властей, Беккариа сформулировал принцип, в соответствии с которым область криминализации деяний, т. е. объявления их преступными, должна быть подвластна только законодателю, а решение вопроса о совершении или несовершении лицом преступления — только судебной власти. Беккариа подчеркивал, что «только закон может устанавливать наказания за преступления», что судья не только не может этого делать, но и не должен назначать «наказания, выходящие за пределы закона».


Развивая идеи Монтескье об основаниях уголовной ответственности, Беккариа считал, что уголовному преследованию должны подвергаться только действия людей, но не их намерения или слова. По его словам, «единственным и истинным мерилом преступлений является вред, который они приносят нации» или который наступает «для общественного блага». В проблеме наказания для него существуют два основных принципа — равенство наказаний для всех граждан и соответствие между совершенным преступлением и наказанием. В соответствии с последним он предлагал создать «точную и всеобщую лестницу преступлений и наказаний». Лестница преступлений — это не что иное, как их классификация по степени тяжести. В лестнице наказаний он не оставлял места для излишне жестоких наказаний. Беккариа сформулировал принцип, который оказал значительное влияние на все дальнейшее развитие уголовного права и продолжает оказывать такое влияние и в настоящее время, — «впечатление производит не столько строгость наказания, сколько его неизбежность». Принцип столь же актуален в наше время, как и более двухсот лет назад при его формулировании. Резко возражая против средневековой идеи устрашения как самостоятельной цели наказания, Беккариа считал, что цель наказания заключается в воспрепятствовании виновному повторного совершения преступления и удержании от совершения преступлений других.


Именно Беккариа впервые в истории выступил с убедительными аргументами против смертной казни, в частности, он обращал внимание на ее мнимое предупредительное значение. Он считал, что смертная казнь сама подает людям пример жестокости, огрубляет и ожесточает нравы и в конечном счете способствует совершению новых преступлений. Можно сказать, что под влиянием именно идей Беккариа впоследствии возникает движение сторонников отмены этого варварского наказания (аболиционистов).


Вольтер (1694–1778 гг.) — крупнейший представитель французского Просвещения XVIII в. Его книгами зачитывалась просвещенная Европа (они хорошо были известны, например, А. С. Пушкину). Не будучи профессиональным юристом, тем не менее он в своих работах много внимания уделил вопросам уголовного права и уголовного процесса. Наиболее полно его взгляды по этим проблемам выражены в двух книгах: «Комментарии к книге о преступлениях и наказаниях» (1766) и «Награда за справедливость и гуманизм» (1777).


В этих и других произведениях Вольтер выступил непримиримым противником католической церкви, обвиняя ее в жесточайшем преследовании инакомыслящих за религиозные убеждения. Он доказывал, что эти преследования противоречат человеческому разуму. «Христианские трибуналы, — писал он, — приговорили к смертной казни более ста тысяч мнимых колдунов. Если бы к этим судебным убийствам присоединить бесконечно превосходящее число принесенных в жертву еретиков, то эта часть света показалась бы огромным эшафотом, покрытым палачами и жертвами, окруженными судьями и зрителями».


В области уголовной политики Вольтер связывал совершенство уголовного законодательства с тем, опирается ли оно на развитую систему предупреждения преступлений. Так же как и его предшественники по просветительно-гуманистическому направлению в уголовном праве (Монтескье и Беккариа), Вольтер выступал за соразмерность между преступлением и наказанием, между тяжестью преступления и тяжестью наказания. «В Германии и во Франции, — писал он, — колесуют без всякого различия как тех, кто совершает кражи на больших дорогах, так и тех, кто совершает убийство с грабежом. Как же не понимают, что это значит толкать грабителя на убийство для уничтожения объектов и свидетелей их преступлений». Вслед за Беккариа он выступал против смертной казни.




Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. 6-е издание

Для студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, практикующих юристов и экономистов, предпринимателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/rossiyskoe_ugolovnoe_pravo_obshchaya_chast_kurs_lektsiy_6_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

389
 Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. 6-е издание

Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. 6-е издание

Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. 6-е издание

Для студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, практикующих юристов и экономистов, предпринимателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/rossiyskoe_ugolovnoe_pravo_obshchaya_chast_kurs_lektsiy_6_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. 6-е издание" (Наумов А.В.) охраняются законодательством!