Юридическая Кутафин О.Е. Российский конституционализм

Российский конституционализм

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146390
Язык:
Объем текста: 483 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Становление и развитие конституционализма в России. § 1. Понятие конституционализма

§ 2. Развитие идеи конституционализма и его становление в России

§ 3. Отказ от конституционализма в советский период

§ 4. Возрождение конституционализма в современной России

Глава II. Российское конституционное государство как воплощение идей конституционализма. § 1. Понятие конституционного государства

§ 2. Закрепление конституционного государства в конституции Российской Федерации

Глава III. Политические основы российского конституционного государства. § 1. Демократизм Российского государства

§ 2. Господство права

Глава IV. Экономическая, социальная и духовная основы Российского конституционного государства. § 1. Экономическая и социальная основы Российского конституционного государства

§ 2. Духовная основа Российского конституционного государства

Глава V. Гарантии конституционности Российской Федерации. § 1. Приоритет прав человека как гарантия конституционности государства

§ 2. Развитие и укрепление гражданского общества

§ 3. Принцип разделения властей

§ 4. Развитие конституционного правосудия



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 3. Принцип разделения властей


Одним из основополагающих принципов, гарантирующих организацию конституционного государства, является принцип разделения властей.


В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована английским философом Дж. Локком (1631— 1704) и французским просветителем Ш. Л. Монтескьё (1689— 1755). Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.


Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии; ни один из органов не мог получить преобладание над другими; каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность со стороны другого органа.


Организованные подобным образом различные власти не подчинены друг другу, но находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то силою вещей власти будут принуждены действовать, и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и является их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу. Разделение властей представляет собой разделение полномочий основных отраслей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной — при сохранении единства государственной власти.


Говоря о единстве государственной власти, следует подчеркнуть, что государственная власть едина в любом государстве. Однако если в тоталитарных государствах такое единство обеспечивается насилием и созданной с этой целью организацией власти, то в демократических государствах единство государственной власти строится на ее организации в соответствии с принципом разделения властей.


Разделение властей охватывает лишь основные власти, без которых немыслима демократическая организация государственной власти. Отдельные власти, выходящие за пределы основных властей, обычно характеризуются самостоятельностью и неподчиненностью другим органам государственной власти, а также специфичностью решаемых ими задач (например, органы прокуратуры).


Надо сказать, что идеи разграничения государственных органов и их функций высказывались еще античными мыслителями. Одну из первых попыток уравновесить власть между знатью и народом предпринял знаменитый законодатель Древней Спарты Ликург, который для прекращения споров между ними из-за власти составил закон о разделении властей, обеспечивающий соглашение между ними. По мнению Платона, основным принципом «идеального общества», представляющего собой «единый и неделимый организм», является разделение труда между различными сословиями: философами-правителями, воинами и работниками производительного труда, каждое из которых должно действовать в строго отведенной ему сфере, не вмешиваясь в чужие дела, и обеспечивать тем самым общие потребности полиса как совместного поселения.


Разделение труда в обществе возникает, по мнению Платона, из стремления к лучшему удовлетворению потребностей и по мере своего углубления обеспечивает рациональное осуществление каждого дела и общих задач государства. В общественном разделении труда Платон видел важное средство для обеспечения благосостояния своего идеального государства, существующего ради самого себя.


Главной причиной деления общества на сословия Платон считал природное неравенство людей, и поэтому разделение труда между сословиями в его идеальном государстве не означало разделения функций власти между ними. Он исходил из того, что бразды правления в государстве должны находиться в одних руках — у первого сословия, т. е. у людей, специально к этому подготовленных, постигших сложность и мудрость руководства государственными делами и наделенных для этого всей полнотой распоряжения в интересах господствующих аристократических кругов.


Платон выступал за такой вид государственного строя, в котором сочетались бы элементы двух основных форм государства (монархии и демократии) и обеспечивалось их равновесие. Позднее эти платоновские идеи были использованы Дж. Локком и Ш. Л. Монтескьё при обновлении концепции разделения властей и, в частности, необходимости равновесия между ними.


Аристотель, так же как и Платон, различал «три элемента» всякого политического устройства: законодательство, управление и правосудие. Он считал, что от их организации зависит благосостояние общества, да и само различие отдельных форм государственного строя.


Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании разделения государственных властей, считал Аристотель.


Основополагающий элемент в государстве — «законосовещательный». Аристотель исходил из того, что над всеми должен властвовать закон, а орган правительственный (управления) должен быть подзаконным. Обязательным условием организации судебных органов является избрание судей из среды всех граждан и строгое разделение судов на различные виды в зависимости от характера разбираемых дел. В такой организации труда Аристотель видел средство более совершенной работы всех органов государства.


Рассматривая организацию различных органов государства, Аристотель не ставил, однако, своей целью проанализировать характер их отношений, средства и формы регулирования их взаимодействия, что особенно важно для доктрины разделения властей.


Полибий считал наилучшей политической формой такую, где при разграничении полномочий власти между консулом, сенатом и народным собранием в их взаимоотношениях будет вместе с тем установлено динамичное равновесие, а каждый из этих органов будет оказывать друг другу взаимную поддержку и содействие, либо, наоборот, сможет сдерживать власть другого.


Политические симпатии Полибия были на стороне аристократических кругов, к которым он сам принадлежал, поэтому его концепция «разделения полномочий» была направлена на то, чтобы противопоставить «необузданности народных масс», «господству толпы» силу монарха, руководствующегося разумом и влиянием рабовладельческой знати.


Идеи античных авторов, связанные с разделением властей, породили высказанную в юридической литературе точку зрения о том, что «учение о разделении государственной власти так же спорно, как и само государство и право».


Однако эта позиция была подвергнута справедливой критике. В. С. Нерсесянц, сопоставив концепции разделения властей, выдвинутые античными авторами, и идеи, разработанные Дж. Локком и Ш. Л. Монтескьё, пришел к выводу, что «дифференциация целостной государственной жизни имела место уже в Древнем мире, и античная мысль отразила этот факт. Однако ввиду отсутствия в древности абстракции политического государства отсутствовала также и абстракция власти политического государства, о разделении которой, по существу, и идет речь в Новое время».


Как справедливо отмечает А. М. Барнашов, «существенное отличие политических взглядов древнегреческих мыслителей от буржуазной теории разделения властей состояло в том, что Джон Локк и особенно Шарль Луи Монтескьё провозглашали разделение властей не просто как техническое распределение функций между государственными органами, а как разделение властвования в целях достижения классового компромисса между различными социально-политическими силами, боровшимися в период буржуазных революций за господство».


Сегодня в нашей литературе вновь поставлен вопрос о древности доктрины разделения властей. П. Д. Баренбойм, рассматривающий разделение властей как важнейшую государственно-правовую доктрину, которая «предусматривает конституционный баланс для всегда несбалансированных самолюбий государственных чиновников», ставит вопрос о библейском происхождении разделения властей, которой в 1998 г. исполнилось 3 тыс. лет.


П. Д. Баренбойм указывает, что именно в Библии впервые независимая судебная власть противопоставлена власти царской.


«О разделении властей, — пишет П. Д. Баренбойм, — можно с уверенностью говорить только тогда, когда судебная власть (полностью либо частично) отделена от исполнительной и законодательной властей и пользуется достаточной независимостью. Еще одним из критериев разделения властей является, если так можно выразиться, «подсудность» главы государства, руководителя исполнительной власти. Авторы Библии в «Книге Судей» сформулировали важнейший доктринальный тезис о божественном происхождении судебной власти и ее независимости от царя. Божественное происхождение царской власти было важнейшим и идеологически доктринальным обоснованием монархической власти в течение многих десятков веков и вспоминалось в связи с этим в тысячу раз чаще, чем такое же происхождение судебной власти».


П. Д. Баренбойм не считает, что в Библии речь идет о развернутой теории разделения властей, которая была сформулирована в достаточно завершенном виде в XVII—XVIII вв. Но, по его мнению, доктрины начинают свое существование не с окончательной формулировки, а с первого четко письменно выраженного важнейшего доктринального тезиса. Судьи, описанные в «Книге Судей» и последующих книгах Ветхого Завета, занимались отправлением правосудия. У некоторых из них это совмещается с обязанностями священника или пророка, иногда в военные годы временного руководителя. В этом смысле судебные функции четко не отделены от других, и мы не видим современного разделения властей. Зато мы видим по тексту Библии, что судебная власть «установлена Богом» ранее власти царской и имела сама по себе божественное происхождение.




Российский конституционализм

Автор, основываясь на большом фактическом материале, анализирует понятие конституционализма, его становление и развитие в царской и современной России. Рассматривая российское конституционное государство как воплощение идей конституционализма, он анализирует политическую, экономическую, социальную и духовную основы конституционного государства, а также гарантии конституционности Российской Федерации.<br> Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить представление о конституционализме в России. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/rossiyskiy_konstitutsionalizm/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

349
Юридическая Кутафин О.Е. Российский конституционализм

Юридическая Кутафин О.Е. Российский конституционализм

Юридическая Кутафин О.Е. Российский конституционализм

Автор, основываясь на большом фактическом материале, анализирует понятие конституционализма, его становление и развитие в царской и современной России. Рассматривая российское конституционное государство как воплощение идей конституционализма, он анализирует политическую, экономическую, социальную и духовную основы конституционного государства, а также гарантии конституционности Российской Федерации.<br> Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить представление о конституционализме в России. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/rossiyskiy_konstitutsionalizm/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Российский конституционализм" (Кутафин О.Е.) охраняются законодательством!