Юридическая Кутафин О.Е. Российский конституционализм

Российский конституционализм

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146390
Язык:
Объем текста: 483 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Становление и развитие конституционализма в России. § 1. Понятие конституционализма

§ 2. Развитие идеи конституционализма и его становление в России

§ 3. Отказ от конституционализма в советский период

§ 4. Возрождение конституционализма в современной России

Глава II. Российское конституционное государство как воплощение идей конституционализма. § 1. Понятие конституционного государства

§ 2. Закрепление конституционного государства в конституции Российской Федерации

Глава III. Политические основы российского конституционного государства. § 1. Демократизм Российского государства

§ 2. Господство права

Глава IV. Экономическая, социальная и духовная основы Российского конституционного государства. § 1. Экономическая и социальная основы Российского конституционного государства

§ 2. Духовная основа Российского конституционного государства

Глава V. Гарантии конституционности Российской Федерации. § 1. Приоритет прав человека как гарантия конституционности государства

§ 2. Развитие и укрепление гражданского общества

§ 3. Принцип разделения властей

§ 4. Развитие конституционного правосудия



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 2. Духовная основа Российского конституционного государства


Важнейшей духовной основой конституционного государства в России служит идеологическое многообразие. Термин «идеология» впервые был введен в научный оборот французским философом и экономистом Деспотом де Траси в конце XVIII в. Он использовал его в своей работе «Этюд о способности мыслить», чтобы охарактеризовать науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления. Правда, уже через несколько лет Наполеон назвал идеологов оторвавшимися в своих мечтаниях и фантазиях от действительности. Это было связано с тем, что возглавляемая де Траси группа «идеологов» занимала оппозиционные позиции по отношению к режиму Наполеона. Поэтому он возложил на эту группу всю вину за просчеты во внутренней и военной политике, включая поражение в войне с Россией в 1812 г. Наполеон утверждал, что «учение идеологов — это туманная метафизика, повинная во всех ошибках и несчастьях прекрасной Франции». Тем самым было положено начало традиционной для многих мыслителей XIX—XX вв. критики идеологии как ложной, извращающей действительность формы сознания.


К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что идеология возникла еще в древности, когда произошло разделение труда на умственный и физический, когда сформировались первые антагонистические классы, а вместе с ними и государство, которое выступает как первая идеологическая сила над человеком, а «став самостоятельной силой по отношению к обществу, государство немедленно порождает новую идеологию».


К. Маркс и Ф. Энгельс подвергали резкой критике современную им немецкую идеологию за ее уход от реалий жизни, за бессилие в теоретическом и особенно в практическом смысле. Они связывали понятие «идеология» с представлением об извращенном отражении действительности, но они не ограничивались таким узким пониманием идеологии, а когда хотели подчеркнуть общую зависимость духовной жизни общества от экономических отношений, то относили к идеологии всю философию, так же как и политические, правовые и другие взгляды на общество.


В. И. Ленин не только придал термину «идеология» позитивный смысл, но и сам марксизм назвал «идеологией трудящихся масс». Он требовал развивать и применять на практике «научную социалистическую идеологию».


В советской научной литературе идеология определялась как специфическая форма отражения действительности, которая выступает в виде социально обусловленной теоретической системы понятий, образов, идеалов и в виде определенной системы функционирования идей, и является воплощением активной роли высших сфер человеческого сознания, которое осуществляется через «идеальные стремления», «идеальные силы», побуждающие человека к созидательной деятельности, отражающейся в его голове в идеологической форме.


В конце XX в. появились философы, которые заявляли о «конце идеологии». Ряд из них призывал к «реидеологизации» современного общества.


«После распада Советского Союза, — пишет Е. М. Бабосов, — многим показалось, что идеология навеки погребена под хаосом разрозненных, зачастую противостоящих, не объединяющих людей, а отталкивающих друг от друга идей, взглядов, концепций. Свойственные либералам-демократам постсоветской эпохи попытки перенести на родную почву заимствованные на Западе идеологические доктрины буржуазного либерализма не привели, да и не способны привести к ощутимым положительным результатам. Напротив, американизация взглядов, вкусов, образа жизни людей, живущих, формирующихся и действующих на постсоветском социально-экономическом и политическом пространстве, приводит к насаждению в их сознании и поведении культа денег, наживы, насилия и всех других неискоренимых болезней современной западной цивилизации.


Все больше наших сограждан отчетливо осознают, что материальное благополучие западных стран, которое, казалось бы, должно привести их к духовному расцвету, чаще всего оборачивается безудержной расчетливостью и эгоизмом, забвением и отвержением подлинных духовных ценностей, полным безразличием и пренебрежением к человеку.


Получившие широкое распространение националистические, нигилистические, консервативные, либеральные и иные настроения, вплоть до монархических, анархических и профашистских, породили такую сумятицу в умах и чувствах людей постсоветской эпохи, которая может быть названа не иначе как «ситуация идеологического безвременья».


Распространяемые идеологами в таких условиях разноречивые, противоречащие друг другу идеи и ценности, наслаиваясь на социально-экономическую дифференциацию индивидов, создают мозаичную панораму почти безбрежной плюрализации имеющих хождение в обществе мнений, предпочтений и социальных ожиданий...


И все-таки состояние разношерстного, противоречивого, коверкающего души людей идеологического конгломерата, подстегивающего и углубляющего экономическую и политическую атомизацию людей, проходящую в условиях рыночных преобразований общества, не может продолжаться бесконечно долго. Разработка и реализация в обществе теоретической модели становления социально ориентированной рыночной экономики при сохранении регулирующей роли государства в социально-экономической жизни общества ставит в повестку дня проблему преодоления идеологического хаоса».


Ведь для определения вектора дальнейшего развития России, ориентированного на высокое качество жизни людей, на формирование и активное действие духовной, социально богатой личности, созидающей свое будущее, нужен единый, объединяющий и консолидирующий наших граждан свод идей, ценностей и перспектив. Такой духовной силой может и должна быть идеология.


Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также выделяющуюся из этой системы программу действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.


Таким образом, сегодня идеология — это не только духовное образование, не только идеи, взгляды, теории, концепции и т. д., но также и политические решения, законы, экономические и социальные программы и другие явления во всех сферах жизни общества.


По мнению Е. М. Бабосова, идеология отличается своими особенностями:


1) в процессе своего формирования она вживает в себя существенные компоненты общественного сознания, социальных настроений и преобразует их в интегральное духовное образование. Именно это позволяет идеологии приобрести высокий уровень духовно-психологического воздействия на массы, активнее действовать в обществе;


2) является своеобразной формой общественного сознания, которая существует в системе других духовных явлений наряду и во взаимодействии с философией, нравственностью, искусством, наукой, религией, правом, политикой, с которыми идеология не смешивается, а выполняет только ей свойственную специфическую объединительную (интегративную) роль;


3) неразрывно связана с интересами определенных социальных классов, слоев и других социальных общностей, активно пропагандирует и отстаивает эти интересы, которые представляют собой активную направленность человека на те или иные объекты действительности, освоение и потребление которых представляется ему в качестве блага;


4) как способ осознания и оценивания действительности выражает потребности развития тех или иных социальных групп либо общества в целом; несет в себе цели такого развития, воплощенные в категориях смысла жизни, справедливости, гуманизма и т. д. Специфика идеологии здесь состоит в том, что призывы и требования идеологии выступают не в условных теоретических конструкциях, а в форме долженствования, вследствие чего сами желаемые и заявленные цели формулируются, например, как лозунг («Свобода, равенство, братство», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» и т. п.);


5) всегда представляет собой более или менее отчетливо сформулированное выражение чувств, настроений, побуждений социальных общностей (национальных, классовых, религиозных и др.) на языке объяснения настоящего и программы желаемого будущего, одухотворенной привлекательной мечтой;


6) не придумывается в тишине кабинетов ученым, политиком и экспертом, не заимствуется из чужого опыта, а вызревает из опыта народа, обозначается таким понятием, как «нравы», «обычаи», «традиции», «исторические судьбы»;


7) как система идей, ценностей, чувств и верований выполняет организующую и консолидирующую роль по отношению к той общности (нации, народу, классу, партии и др.), внутри которой она зародилась и сформировалась, интересы которой она выражает и отстаивает. Именно это позволяет идеологии стать основным фактором самосознания, самовыражения и самоутверждения данной социальной общности, ее сплочения в целостность;


8) непрерывно связана с общественной психологией, представляющей собой многогранную и многокачественную совокупность привычек, чувств, настроений, стремлений, побуждений, верований, сомнений, влечений, эмоций, психологических механизмов заражения и подражания, а также установок, выражающих готовность индивидов и (или) их групп к определенной активности, к созидательной или разрушительной деятельности;


9) в ее политической ориентированности заложены способности выражать коренные интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики — наций, классов, политических партий, общественных движений. Это превращает ее в специфическую форму санкционирования существующей в обществе системы господства и подчинения, определенного режима власти либо, напротив, их радикального преобразования;


10) она выступает в качестве специфического способа социализации, т. е. включается в общественно-политическую и социокультурную деятельность подрастающего поколения. Это осуществляется посредством внесения в формирующийся мир детей и юношества определенных идеалов;


11) она призвана обслуживать включение народа или страны в общемировой контекст цивилизационного социально-политического и социокультурного развития.


Все названные особенности идеологии проявляются в едином взаимодействии и взаимоусилении, образуя в процессе реализации сложную, динамично развивающуюся систему.


Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированным, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определенных социальных групп, идеология относится к вышему уровню общественного сознания.


Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития. Известно, что идеология французских просветителей XVIII в. в период Великой французской революции сыграла огромную роль в сплочении третьего сословия, выступившего против феодализма и абсолютизма.


Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологии, начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных и кончая левым экстремизмом. Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правого или левого толка представляют серьезную опасность для нормального существования отдельных стран или даже всего человечества.


Так, фашистская идеология, ядро которой составляют идеи военной экспансии, расового неравенства, классовой гармонии (теория народного сообщества и корпоративности), вождизма (принцип фюрерства), всевластия государственной машины (теория тоталитарного государства), сочетающиеся с крикливой демагогией, чтобы замаскировать истинное содержание этой идеологии, стала теоретической основой и программой действий мощного политического течения. Оно привело к власти в ряде стран (Германия, Италия и др.) в прошлом веке наиболее реакционные и агрессивные силы. В результате к середине 1930-х гг. фашизм представлял смертельную угрозу для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов и стран. Только разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР позволил остановить экспансию фашизма и насильственное распространение его идей.


Серьезной угрозой для демократических стран с их конституционным строем является также левый экстремизм, который под флагом революционности утверждает право и методы индивидуального террора.


Однако главная опасность тех или иных идеологий, прокладывающих путь к тоталитаризму, состоит не только и даже не столько в их привлекательности для отдельных социальных слоев или даже большинства населения некоторых стран, а в их монополизации, в превращении этих идеологий в государственные и обязательные.


Убедительным свидетельством тому может служить марксистская идеология. Пока марксизм был идеологией определенных политических течений в различных странах, он представлял интерес в основном для сторонников этих течений. Однако положение изменилось, когда в результате Октябрьской революции 1917 г. в России сторонники марксизма пришли к власти. С этого времени марксизм становится в России, а затем и в СССР, не только идеологией правящей партии, но и государственной идеологией советского государства, обязательной для всех ее граждан.


Уже в первой советской конституции — Конституции РСФСР 1918 г. в качестве основной ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах (ст. 3). Кроме того, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», советское государство лишало отдельных лиц и отдельные их группы прав, которые использовались ими в ущерб интересов социалистической революции (ст. 23). Поскольку среди этих прав значилась и свобода выражения мнений, то ни о какой иной идеологии, кроме марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.


9 ноября (27 октября) 1917 г. был принят Декрет Временного рабочего и крестьянского правительства (Совета Народных Комиссаров) «О печати», которым запрещались все оппозиционные советской власти издания. При этом Временное рабочее и крестьянское правительство обращало внимание населения на то, что «в нашем обществе за этой либеральной ширмой (имелись в виду оппозиционные издания. — О. К.) фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс». Следовательно, такого рода свобода Декретом сохранилась лишь за государством и господствующей в нем идеологией.


Конституция СССР 1936 г. предоставляла гражданам политические права и свободы (свобода слова, свобода печати и т. д.) только «в целях укрепления социалистического строя» (ст. 125). Это означало, что использование данных прав в иных целях, например в целях критики социалистического строя и его идеологии, запрещалось.


Однако наиболее откровенно идеология марксизма была объявлена официальной, государственной в Конституции СССР 1977 г. Уже в Преамбуле Конституции устанавливалось, что в СССР сложилось «идейное единство советского общества», советское общество — это общество высокой идейности, советский народ руководствуется идеями научного коммунизма. А ст. 6 устанавливала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза, существующая для народа и служащая народу. «Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия, — указывалось в этой статье, — определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».


Даже после исключения из Конституции 1977 г. статьи, предусматривающей руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, в ней были сохранены статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политические права и свободы — «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст. 50).


Действующая Конституция РФ 1993 г. закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной как обязательной идеологии. «Никакая идеология, — сказано в Конституции (ст. 13), — не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.


Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Оно является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа — отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т. д.


Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их опубликованию путем разработки программных документов, законопроектов и т. д.


Таким образом, отсутствие государственной как обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Совершенно очевидно, что это не соответствует действительности. Общество и государство не могут существовать без идеологии. Чтобы развиваться, они должны иметь концепцию развития, которая и является выбором определенных идеологических установок. Эти установки находят отражение в конституции и других законах.


Идеологическая функция — одна из важнейших функций государства. Объектом ее воздействия являются не только правосознание граждан, но и другие формы общественного сознания. Идеологическая деятельность государства помогает аккумулировать общенациональные интересы и реализовывать их в политике государства, способствует мобилизации материальных, финансовых и людских ресурсов для их использования в социально значимых целях.


«Ослабление идеологических основ государства и поддержки их населением, — пишет Ю. Б. Власова, — губительны для государства, так как это приводит к утрате связей между индивидом и государством, ослабляет национальную и государственную самоидентификацию. Поэтому в настоящее время актуальной является проблема поиска объединительной национальной идеи, способной сплотить и мобилизовать общество. Для этого необходимым является осознание общественных потребностей и интересов во всем их многообразии (как материальных, так и морально-нравственных, культурно-эстетических, научно-познавательных и других потребностей) как исходного пункта формирования государственной идеологии и соответствующей идейно-теоретической деятельности. То есть представляется необходимым изучение различных видов идеологий, существующих в обществе».




Российский конституционализм

Автор, основываясь на большом фактическом материале, анализирует понятие конституционализма, его становление и развитие в царской и современной России. Рассматривая российское конституционное государство как воплощение идей конституционализма, он анализирует политическую, экономическую, социальную и духовную основы конституционного государства, а также гарантии конституционности Российской Федерации.<br> Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить представление о конституционализме в России. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/rossiyskiy_konstitutsionalizm/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

349
Юридическая Кутафин О.Е. Российский конституционализм

Юридическая Кутафин О.Е. Российский конституционализм

Юридическая Кутафин О.Е. Российский конституционализм

Автор, основываясь на большом фактическом материале, анализирует понятие конституционализма, его становление и развитие в царской и современной России. Рассматривая российское конституционное государство как воплощение идей конституционализма, он анализирует политическую, экономическую, социальную и духовную основы конституционного государства, а также гарантии конституционности Российской Федерации.<br> Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить представление о конституционализме в России. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/rossiyskiy_konstitutsionalizm/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Российский конституционализм" (Кутафин О.Е.) охраняются законодательством!