Психология Давыдов Н.А., Аминов И.И. Психология в профессиональной деятельности. Учебник

Психология в профессиональной деятельности. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Психология
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.07.2017
ISBN: 9785392237616
Язык:
Объем текста: 264 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Деятельность юриста как психологический феномен

Глава 2. Особенности поисковой деятельности юриста

Глава 3. Характеристика реконструктивной деятельности юриста

Глава 4. Общение в профессиональной деятельности юриста

Глава 5. Юрист как организатор и управленец

Глава 6. Социальная ответственность в деятельности юриста

Глава 7. Культура удостоверительной деятельности юриста

Глава 8. Экстремальная и конфликтологическая компетентность юриста

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
Общение в профессиональной деятельности юриста


Практически любая подструктура деятельности юриста так или иначе связана с общением. Общение составляет основное содержание различных оперативно-розыскных мероприятий (опрос, проверочная закупка, оперативное внедрение и др.), следственных действий (допрос, очная ставка, опознание и др.), судебного процесса (судебный допрос, прения сторон и т.д.), а потому приобретает статус не повседневного, а профессионального. Социологами установлено, что в профессиональной деятельности юриста общение составляет около 80%, в то время как остальные 20% приходятся на оформление документации и организационно-технические мероприятия. Данное соотношение с определенной долей вероятности можно перенести на профессиональное общение всех социономистов, в том числе следователей, прокуроров, судей, адвокатов, юрисконсультов.


Важно отметить, что в профессиональное общение юрист не всегда вступает по своему усмотрению. В большинстве случаев оно строго формализуется и протекает в режиме соблюдения строго очерченных процессуальных форм коммуникации. Но юристу, помимо знания процессуального законодательства, необходимы еще и коммуникативные навыки, выражающиеся в получении (передаче) профессионально значимой информации; адекватном восприятии индивидуально-личностных и поведенческо-психологических особенностей партнера по общению; организации взаимодействия, установлении доверительных отношений или оказании воздействия на него; разрешении межличностных конфликтов и преодолении отрицательных эмоциональных состояний.


4.1. Понятие общения. Общение как обмен информацией


Общение — важнейшее условие существования человека, сложный, многоплановый процесс восприятия и понимания партнерами друг друга, установления и поддержания целенаправленного контакта, обмена информацией познавательного и/или аффективного характера.


Среди разновидностей общения выделяются: официальное, неофициальное, случайное, вынужденное, которые выражают характер отношений, проявляющихся в тех или иных ситуациях, и требуют не только психологических, но и культурологических знаний, умений и навыков.


Культура общения — это составная часть культуры личности вообще и юриста в частности. Основные формы культуры общения — культура поведения, культура речи и культура внешнего облика, объединяются сводами (кодексами) светского и делового поведения в общении. Светский кодекс включает:


• вежливость и такт (соблюдение интересов партнера);


• симпатию (доброжелательность, приветливость);


• согласие (избегание порицаний и возражений).


Деловой кодекс иной, он ориентирован на соблюдение принципов: 1) кооперативности — (принятие совместно выработанного направления разговора); 2) достаточности информации (целесообразная краткость и убедительность речи); 3) честности (обсуждаемая информация должна быть правдивой); 4) целесообразности (конструктивность ведения диалога); 5) психологичности (учет индивидуально-личностных и поведенческих особенностей партнера).


При изучении общения с позиции его структурных компонентов выделяют коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и понимание партнерами друг друга) и интерактивную (взаимодействие, воздействие) стороны, хотя в реальной ситуации общения все эти компоненты тесно переплетаются.


При обмене информацией (коммуникативная сторона общения) осуществляется не простое движение информации от одного собеседника к другому, а активный обмен ею. Характер такого обмена определяется тем, что посредством системы знаков общающиеся стороны могут повлиять, воздействовать друг на друга. В этом смысле знак в общении уподобляется орудию в трудовой деятельности, а эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Так, коммуникативная деятельность следователя может быть направлена на оказание целенаправленного психологического воздействия на допрашиваемого в целях изменения его взглядов, личностных установок, убеждений, мотивов поведения, психического состояния. Под влиянием психологического воздействия следователю порой удается добиться изменения противодействующей позиции обвиняемого, подозреваемого, получить от них искомую информацию, необходимую для раскрытия преступления.


Влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда субъект, направляющий информацию (коммуникатор), и субъект, принимающий ее (реципиент), обладают понятной друг другу системой кодификации (декодификации). Это особенно важно для диалогового режима общения, когда коммуникатор и реципиент постоянно меняются ролями. Для описания таких ситуаций социальной психологией заимствуются порой лингвистические термины, каким, например, является термин «тезаурус» (от греч. thesauros — сокровище). Этим понятием обозначается общая система значений, принимаемая всеми участниками взаимодействия. Однако в ситуациях общения нередко даже близкое знакомство со значением употребляемых партнерами слов может обернуться их разным толкованием.


В условиях коммуникации могут возникнуть барьеры («шумы») более глубокого плана, провоцируемые социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, несхожестью мировоззренческих позиций и типов мышления.


Другие барьеры, возникающие в сознании между общающимися сторонами, т.е. имеющие социально-психологический характер, могут быть связаны с:


• объемом, количеством информации;


• сложностью ее восприятия;


• степенью новизны информации;


• способом информационного обмена (темп речи, слабая увязка с решаемой проблемой, нелогичность и т.п.);


• игнорированием обратной связи;


• рассогласованием между вербальными и невербальными средствами;


• неумением «настроиться на волну» собеседника (низкая эмпатийность, т.е. эмоциональная неотзывчивость одного из партнеров, «психологическая глухота»);


• отсутствием партнерской привлекательности (недостаток аттракции) и т.д.


Как видно, эти барьеры имеют в большей степени либо чувственную, либо интеллектуальную окраску, и, в зависимости от того, могут успешно преодолеваться (см. ниже). Что же касается информации, исходящей от коммуникатора, то она может быть или побудительной, или констатирующей.


Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе, мольбе. Она нацелена на то, чтобы стимулировать какое-то действие.


Констатирующая информация выступает в форме сообщения, чаще всего характерна для деятельности преподавательского состава образовательных учреждений и не нацелена на непосредственное изменение поведения обучаемых.


Поскольку передача информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем), в зависимости от разновидности такой системы различают вербальную коммуникацию (знаковая система — речь) и невербальную коммуникацию (используется неречевая система знаков).


Вербальная коммуникация (лат. verbum — слово, сommunicare — делать общим, связывать) для того, чтобы быть понятной, не создавать барьеров, должна соответствовать требованиям, рассматриваемым ниже.


Точность речи — соответствие мыслям коммуникатора. По меткому выражению К. Федина:


«Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла».


Правильность речи заключается в ее соответствии принятым языковым нормам, т.е. общепринятым правилам грамматики, в частности орфоэпии. Не случайно известный французский специалист по искусству речи Поль Л. Сопер предупреждал:


«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».


Игнорирование данного требования может привести к тому, что выступающий утратит способность произносить живую, свободную, непроизвольную речь и расплатится за это тем, что слушатели заподозрят его в слабоумии.


Ясность речи проявляется в доходчивости, ее понятности для слушателя. Такое свойство речи достигается использованием общеупотребительных слов и выражений, взятых из повседневной жизни.


«Самая ясная речь, — писал Аристотель в “Поэтике”, — та, которая состоит из общеупотребительных слов».


В своей «Риторике» Аристотель также указывал на то, что использование общеупотребительных слов и выражений делает речь не только ясной, но и естественной. А это, в свою очередь, служит росту ее убедительности.


«…Естественное способно убеждать, а искусственное — напротив. Люди недоверчиво относятся к такому оратору, как будто он замышляет что-нибудь против них, точно так же как и к подмешанным винам… Хорошо скрывает свое искусство тот, кто составляет свою речь из выражений, взятых из обыденной речи…»


Логичность речи — ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления.


Не случайно адвокат Р. Гаррис рекомендовал судебным ораторам:


«…быть логически последовательным... Отдельные мысли могут быть усвоены слушателями, но вся речь останется набором слов и путаных понятий… Человеческий ум есть машина рассуждающая, и он легче усваивает доводы, изложенные в логической последовательности, нежели такие, в которых посылки и выводы представляются в исковерканном виде».


Простота речи — безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, напыщенности, «красивостей слога». Духовно богатые личности пользуются не столько красноречием, сколько магией слова. В ее образовании участвуют манеры, тон, голосовые контрасты, обаяние (шарм), притягательный взгляд. Воздействуя на слушателей, такие личности управляют их эмоциями, их восприятием смысла слов. Однако выступлению оратора, по меткому замечанию А. Ф. Кони, может быть придан и обратный эффект, если в голосе его «зазвучит» учительский тон — противный взрослым и скучный молодежи.


Богатство речи — разнообразие используемых в речи языковых средств, т.е. максимальное насыщение речи языковыми средствами. Данное качество, как, впрочем, и другие, возникает на основе соотношения речь — язык.


«Задачи, которые вы ставите перед собой, — говорил А. М. Горький, — неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их».


Чистота речи — отсутствие в речи слов нелитературных, а также слов, употребляемых без особой необходимости. К элементам, нарушающим чистоту речи, относят: слова-паразиты, диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы. Навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам профессионального общения. По меткому замечанию В. Г. Белинского:


«…употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».


И хотя представители правоохранительных органов должны быть знакомы с основами языка преступного мира, применять жаргонные слова и выражения им дозволено лишь в случае служебной необходимости.


Экспрессивность речи заключается в выразительности, образности, эмоциональности, отсутствии речевых штампов. Именно такая речь более всего поддерживает внимание и интерес слушателей, активизирует логическую и образную память, логическое и образное мышление, воображение. Восточная мудрость «3аговори, чтоб я тебя увидел» подчеркивает важность этой речевой характеристики. От экспрессивности речи зависит, какой именно смысл извлекут слушатели из произносимых фраз. Более того, она служит стимулом для размышления. По замечанию А. Ф. Кони, речи юриста может быть полезна яркая форма, в которой сверкает пламень мысли и искренность чувства.


Главная функция невербальной коммуникации — дублирование и подкрепление речи доказательствами. К ней относят многокомпонентную систему знаков:


1) оптико-кинетическую (мимику, жесты, экспрессию глаз, пантомимику);


2) паралингвистическую (качество голоса, его диапазон, тональность);


3) экстралингвистическую (паузы, покашливание, смех, плач).


Эти вкрапления в речевую коммуникацию помогают пониманию передаваемой информации, уточняют психологический смысл сказанного. Так, мимика в большей степени передает состояния человека; жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний; направленность взгляда сообщает о характере контакта, поза с большей очевидностью, чем другие элементы, демонстрирует отношение к собеседнику.


Пространство и время организации речевого процесса также включены в знаковую систему и несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативной ситуации. Размещение партнеров, например, лицом друг к другу способствует установлению психологического контакта, символизирует интерес к говорящему, в то время как окрик в спину расценивается, как правило, отрицательно.


К семантически значимой информации относятся и некоторые другие нормативы, встречающиеся в различных субкультурах. Своевременный визит к началу разговора символизирует вежливость и уважение к собеседнику. В некоторых специфических сферах деятельности (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях возможные «допуски» опозданий с соответствующими значениями.


В прошлом веке были даже разработаны этикетные нормы пространственной и временной организации общения, названные проксемикой (лат. proximus — ближайший), которая стала специфическим разделом кинесики. Ее основатель Э. Холл, исследовав интервалы приближения человека к партнеру по общению, выделил: интимное расстояние (0–45 см — дистанция, резервирующая пространство для обмена интимными посланиями: взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.); личное расстояние (45–120 см — реализующее коммуникационные процессы между хорошо знакомыми, близко общающимися людьми); социальное расстояние (120–350 см — необходимое для налаживания деловых, партнерских отношений); публичное расстояние (350–750 см — дистанция, разделяющая докладчика (лектора) от его слушателей. Каждая из этих норм может меняться в зависимости от степени экстремальности общения.


Не полагаясь полностью на признаки невербальной коммуникации, тем не менее можно утверждать, что их язык более правдив, чем язык слов, поскольку неречевые проявления значительно хуже поддаются волевому контролю, чем содержание высказываний. В таблице представлены те невербальные аспекты поведения собеседника, которые, как правило, положительно (П), либо негативно (Н) воспринимаются слушателями (табл. 4.8).


Таблица 4.8


Отношение к невербальному поведению собеседника


1

Приподнятые брови

Н

2

Улыбка

П

3

Кивки головой

П

4

Корпус сидящего на стуле партнера слегка наклонен вперед

П

5

Наморщивание лба

Н

6

Взгляд мимо, «сквозь» собеседника

Н

7

«Бегающий» взгляд

Н

8

Свободная, раскрепощенная поза

П

9

Руки на затылке

Н

10

Малая подвижность

П

11

Беспрестанное хождение

Н

12

Наклон головы во время слушания речи оппонента в бок

П

13

Зрительный контакт

П

14

Вздохи

Н

15

Нахмуренные брови

Н

16

Обращение к слушателю

П

17

Скрещенные на груди руки

Н

18

Покачивание головой

Н

19

Прищуривание глаз

Н

20

Критическое выражение лица

Н

21

Взгляд, направленный прямо на слушателя

П

22

Постукивание пальцами

Н

23

Пожатие плечами

Н

24

Надувание щек

Н

25

Опушенные вниз уголки рта

Н

26

Покачивание мыском ноги

Н

27

Дрожащие пальцы рук

Н



Психология в профессиональной деятельности. Учебник

В учебнике раскрываются психологические особенности деятельности юриста, конкретизируются профессионально-психологические качества, необходимые следователям, судьям, оперативным сотрудникам, судебным экспертам, консультантам и др., предлагаются пути их развития и совершенствования. Учебник основан на обобщении и систематизации разнообразных психолого-юридических фактов и содержит многочисленные рекомендации по улучшению деятельности тех, кто решил посвятить себя этим профессиям.<br /> Содержание настоящего издания разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, программами изучения психологии в профессиональной деятельности и юридической психологии в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина (МГЮА) и других вузах юридического (правоохранительного) профиля.<br /> Издание адресовано обучающимся по направлениям подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) выпускника «бакалавр»), 031003 «Судебная экспертиза» (квалификация (степень) выпускника «специалист»), а также юристам-практикам.

209
Психология Давыдов Н.А., Аминов И.И. Психология в профессиональной деятельности. Учебник

Психология Давыдов Н.А., Аминов И.И. Психология в профессиональной деятельности. Учебник

Психология Давыдов Н.А., Аминов И.И. Психология в профессиональной деятельности. Учебник

В учебнике раскрываются психологические особенности деятельности юриста, конкретизируются профессионально-психологические качества, необходимые следователям, судьям, оперативным сотрудникам, судебным экспертам, консультантам и др., предлагаются пути их развития и совершенствования. Учебник основан на обобщении и систематизации разнообразных психолого-юридических фактов и содержит многочисленные рекомендации по улучшению деятельности тех, кто решил посвятить себя этим профессиям.<br /> Содержание настоящего издания разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, программами изучения психологии в профессиональной деятельности и юридической психологии в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина (МГЮА) и других вузах юридического (правоохранительного) профиля.<br /> Издание адресовано обучающимся по направлениям подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) выпускника «бакалавр»), 031003 «Судебная экспертиза» (квалификация (степень) выпускника «специалист»), а также юристам-практикам.