Философия Под ред. Чумакова А.Н. Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов

Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.02.2015
ISBN: 9785392184316
Язык:
Объем текста: 212 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Россия в глобальном мире и задачи интеллигенции

Раздел I. Ретроспектива. Российская интеллигенция прошлое и настоящее

Философские и социально духовно–нравственных политические идеи русской интеллигенции социальный радикализм шестидесятников

Ф.М. Достоевский об интеллигенции, идеале народа и человека

Вклад художественной интеллигенции в победу советского народа в Великой Отечественной войне

Критика интеллигентского сознания в истории отечественной мысли

Земство и его роль в либерализации российского государства

Раздел II. Рефлексия. Интеллигенция: реальность или фантом?

Феномен интеллигенции: социально–эпистемологический подход

Философская рефлексия как методология самоопределения в социальном пространстве

Морализм и демонофания русской интеллигенции

Интеллигентность как необходимое качество сотрудника силовых органов России

Неуместность интеллигента

Офицерский состав как социально–типический представитель военной интеллигенции

Раздел III. Перспектива. Россия в XXI веке и будущее российской интеллигенции

Интеллигенция как носитель духовно–нравственных норм

Интеллигенция и патриотизм в фокусе глобализации

Раздел IV. Взгляд извне. Интеллектуальный синкретизм от Гурджиева до Баттиато и Сгаламбро

Об интеллигенции, о вечном и настоящем

Роль русской интеллигенции в становлении современной науки в Узбекистане



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Чернышова Л. И.,
кандидат философских наук,
доцент кафедры «Философия»
Финансового университета
при Правительстве РФ


Философские и социально духовно–нравственных политические идеи русской интеллигенции социальный радикализм шестидесятников


Русская интеллигенция и особенности ее мировоззрения


Возникновение интеллигенции как общественной группы, наделенной особым самосознанием, можно датировать не ранее второй половины ХIХ века. Именно к этому времени относится появление в русском языке самого термина «интеллигенция» (его ввел в оборот писатель П. Д. Боборыкин). Феномен интеллигенции – чисто русское явление, продукт специфических условий социального развития России. В Европе были люди «свободных профессий», люди умственного труда, но интеллигенции как особого социального слоя со своим миросозерцанием не было.


Формирование интеллигенции совпадает с началом нового периода в истории России, который был связан с окончанием «николаевской эпохи», закончившейся поражением в Крымской войне. Общество жило в ожидании перемен. Завершалось время жесткой цензуры, политических гонений на малейшее инакомыслие, запрещения изданий провинившихся журналов, изгнания из университетов провинившихся профессоров.


Общенациональный кризис, в первую очередь связанный с существованием крепостного права, с новой силой обострил социальный вопрос: «Что же делать?». В популярных журналах на первый план выходят наболевшие общественно-политические, нравственные проблемы. Философии в ту эпоху была отведена роль «мировоззренческого основания» суждений и оценок по социально-политическим и этическим вопросам.


Историю русской философии тех лет сложно понять, не уяснив того места, которое в общественной и культурной жизни России занимала интеллигенция, которая по своей идейной направленности представляла либерально-демократическую и революционно-демократическую оппозицию су­щес­твующему строю.


Какие же признаки определяли принадлежность к интеллигенции? По своему социальному составу интеллигенция была разночинной: в нее входили выходцы из разных сословий. Интеллигенцию как особый социальный слой нельзя отождествлять ни с образованными людьми, ни с людьми умственного труда. Принадлежность к интеллигенции была свидетельством нравственного выбора человека. Интеллигенция возникла как духовное движение, как направленность умов и воль.


Наиболее краткое и точное определение интеллигенции дал выдающийся историк отечественной культуры Г. П. Федотов: «Русская интеллигенция, – пишет он, – “идейна” и “беспочвенна”. Идейность интеллигенции выражалась в том, что догматически воспринятые идеи радикальных течений европейской социально-философской мысли и европейской науки стали замещать собой религиозную веру и выступать в качестве идеала, определяющего жизненные цели. Эти идеи отлились для них в новый символ веры, были приняты как безусловная истина, то есть религиозно-догматически.


Характерная для интеллигенции «беспочвенность» выражалась в отрыве от религии, культуры, национального быта и прямой враждебности по отношению к православной вере и церкви. Руководствуясь «научно обоснованным миросозерцанием» и утратив связь с «почвой», интеллигенция испытывала равнодушие или даже враждебность ко всем явлениям русской жизни, которые существовали в силу традиции. В силу своей беспочвенности и идейности, интеллигенция была настроена на революционное или же постепенное, эволюционное (у либералов) переустройство общества, на активное социальное и политическое действие, нацеленное на преобразование жизни в соответствии с выдвигаемы ми идеалами.


По своему основному настроению русская интеллигенция была весьма далека и от научного, и от философского подхода к действительности. Ее идеализм был догматическим и утопическим. Вера в идеал, а вовсе не знание, давала ей энергию для борьбы за демократию и социализм.


Носителей нового мировоззрения именовали по-разному: их звали и «шестидесятниками», и «реалистами», и «нигилистами».


Наименование «шестидесятники» связано со временем 60-х годов ХIХ века, в которые разночинная интеллигенция заявила о себе публично, определив своим особым поведением и образом жизни облик первого пореформенного десятилетия.


Наименование «реалисты», автором которого является Д. Писарев, принадлежит самой интеллигенции, и его можно рассматривать как выражение ее самосознания. Реализм указывал на положительный идеал молодого поколения: на его веру в науку, в здравый смысл, в важность тех знаний, профессий и действий, которые способны принести реальную пользу людям.


Наименование «нигилисты» вошло в широкий обиход с легкой руки Ивана Сергеевича Тургенева, изобразившего «нового человека» в образе нигилиста Базарова. Термин «нигилизм» (от латинского слова nihil – ничто), употреблялся и в Европе, и в России задолго до этого времени, но именно в 60-е годы он получил распространение. В работах Писарева нигилизм трактуется как отрицание старого, отжившего, ставшего тормозом на пути нового, прогрессивного. По их убеждению устаревшим было все: православная вера, привычная мораль, сложившийся в стране политический и социальный порядок, искусство, ориентированное на идеал «чистой красоты». В действительности нигилизм тогдашней интеллигенции был обнаружением ее интеллектуальной и культурной незрелости. Недаром Ф. М. Достоевский считал нигилизм «болезненным явлением».


Кризисные явления в российском обществе при всем их своеобразии в определенной мере имели и общеевропейские черты: большой популярностью в России пользовались такие течения западноевропейской мысли, как материализм и позитивизм – умонастроения и философия, доверявшая только непосредственному опыту и позитивным, то есть естественным наукам.


Следуя за характерной для европейской культуры того времени критикой немецкого идеализма, которая в самой Европе проходила в разных формах, шестидесятники остановились на самой простой и наглядной форме его отрицания: на материалистической философии. Мировоззренческие ориентиры идеологов интеллигенции в значительной степени задавали материализм и атеизм Л. Фейербаха, а также идеи ученых, названных Ф. Энгельсом вульгарными материалистами, к которым относятся немецкие ученые К. Фохт и Л. Бюхнер, голландец Я. Молешотт. Защита в качестве философского знамени вульгарного материализма свидетельствовала о враждебности к философии как таковой, была выражением воли к простым и ясным решениям и стремления не мыслить, а действовать. Вульгарный материализм соблазнял вчерашних семинаристов своей ясностью и простотой и представлялся им подходящим теоретическим фундаментом «в борьбе за правое дело», за практическое переустройство жизни.


На первый план выдвигались естественные и общественные (политэкономия, социология, история) науки. Примечательно, что реализм и опору на науку и научные методы анализа жизненных явлений пропагандировали люди, от естественных наук весьма и весьма далекие. В курсе лекций по истории русской философии С. А. Лишаев обратил внимание на тот факт, что не только Писарев, но все «столпы реализма» получили гуманитарное образование. Ни в семинарии, ни в классической гимназии, ни на историко-филологических факультетах, где учились Добролюбов, Чернышевский и Писарев, они не могли получить глубоких знаний в области естественных наук. Их знакомство с естественными науками было только «книжным» и поэтому крайне поверхностным, дилетантским. Очевидно, что глубокого понимания естественнонаучных проблем не могло быть в силу отсутствия образования в данной области. Естествознание в мировоззрении радикальной интеллигенции играло роль идеологического догмата, было частью реалистического символа веры и никак не было связано с личным опытом его апологетов, поскольку они не были учеными. Поприще журналиста, публициста, общественного трибуна требует от человека совсем других дарований, чем деятельность ученого – будь то ученый-гуманитарий, естественник или математик.




Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов

Основу сборника составляют статьи участников междисциплинарного круглого стола научной школы «Философия глобализации» Финансового университета. В центре внимания исследователей – сложная судьба интеллектуальной элиты России, рассматриваемая в историческом контексте. На фоне анализа конкретных проблем современной культуры России раскрываются основные причины творческих успехов и неудач российской интеллигенции, показаны возможные пути и способы преодоления препятствий на пути духовного развития российского общества.<br> Издание рассчитано на преподавателей философии, культурологии, социальных и гуманитарных наук, аспирантов, магистрантов и всех интересующихся проблемами философии и культуры в России.<br> Публикуется в авторской редакции. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/proshloe_i_budushchee_rossiyskoy_intelligentsii_sbornik_nauchnykh_trudov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

139
Философия Под ред. Чумакова А.Н. Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов

Основу сборника составляют статьи участников междисциплинарного круглого стола научной школы «Философия глобализации» Финансового университета. В центре внимания исследователей – сложная судьба интеллектуальной элиты России, рассматриваемая в историческом контексте. На фоне анализа конкретных проблем современной культуры России раскрываются основные причины творческих успехов и неудач российской интеллигенции, показаны возможные пути и способы преодоления препятствий на пути духовного развития российского общества.<br> Издание рассчитано на преподавателей философии, культурологии, социальных и гуманитарных наук, аспирантов, магистрантов и всех интересующихся проблемами философии и культуры в России.<br> Публикуется в авторской редакции. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/proshloe_i_budushchee_rossiyskoy_intelligentsii_sbornik_nauchnykh_trudov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов" (Под ред. Чумакова А.Н.) охраняются законодательством!