|
ОглавлениеРоссия в глобальном мире и задачи интеллигенции Раздел I. Ретроспектива. Российская интеллигенция прошлое и настоящее Ф.М. Достоевский об интеллигенции, идеале народа и человека Вклад художественной интеллигенции в победу советского народа в Великой Отечественной войне Критика интеллигентского сознания в истории отечественной мысли Земство и его роль в либерализации российского государства Раздел II. Рефлексия. Интеллигенция: реальность или фантом? Феномен интеллигенции: социально–эпистемологический подход Философская рефлексия как методология самоопределения в социальном пространстве Морализм и демонофания русской интеллигенции Интеллигентность как необходимое качество сотрудника силовых органов России Офицерский состав как социально–типический представитель военной интеллигенции Раздел III. Перспектива. Россия в XXI веке и будущее российской интеллигенции Интеллигенция как носитель духовно–нравственных норм Интеллигенция и патриотизм в фокусе глобализации Раздел IV. Взгляд извне. Интеллектуальный синкретизм от Гурджиева до Баттиато и Сгаламбро Об интеллигенции, о вечном и настоящем Роль русской интеллигенции в становлении современной науки в Узбекистане Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуМамедзаде Ильхам, Об интеллигенции, о вечном и настоящемНа постсоветском пространстве сложился стойкий миф об интеллигенции, подпитываемый якобы ее блестящим прошлым, российским или советским, и реже надеждами на будущее. Российским философам, на наш взгляд, будет интересно узнать, что азербайджанцам также свойственны эти мифы и надежды. Исходя из того, что наши философии тесно связаны между собой, хотелось бы поделиться своими размышлениями по этому поводу. Во-первых, мы (философы) все еще в большей степени хотим узнать прошлое, надеясь на то, что оно нам подскажет наше настоящее и будущее. Такой пиетет перед прошлым объясним многими причинами. И прежде всего тем, что в советские годы авторитет истории философии явно довлел над другими философскими дисциплинами, не говоря уже о том, что плохо понималась западная философия ХХ века, а социология, политические науки, культурология, по существу, не имели серьезных в теоретическом срезе контактов с философией (и историей). Это проблема большого исследования, ее мы затрагивали в нашей книге «О философии: современные подходы, тенденции и перспективы» (2011), но в данном случае нас интересует несколько иное. В одной из своих книг Р. Рорти отмечает, что философы обратились к образам будущего лишь тогда, когда оставили надежду познать вечность. Мы все еще надеемся узнать, понять, адекватно воспроизвести прошлое и повторить его, т. е. уловить, познать вечность. Философы (не все, конечно) все еще хотят мира, где ничего не меняется, где все крутится вокруг духовности, а вообще-то вокруг нас. Мир меняется столь стремительно, что все меньше остается ожиданий, что будущее будет повторением прошлого, все меньше ожиданий, что сохранятся «касты», творящие разумное, доброе, вечное. Об этом размышлял не только Рорти, но и М. Фуко в своих интервью «Интеллектуалы и власть» (2006), где он подчеркивал, отвечая на вопрос об оппозиции между разумом и историей, что история предохраняет нас от историцизма – от историцизма, воскрешающего прошлое, чтобы разрешить проблемы настоящего. Внимание! Авторские права на книгу "Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов" (Под ред. Чумакова А.Н.) охраняются законодательством! |