|
ОглавлениеРоссия в глобальном мире и задачи интеллигенции Раздел I. Ретроспектива. Российская интеллигенция прошлое и настоящее Ф.М. Достоевский об интеллигенции, идеале народа и человека Вклад художественной интеллигенции в победу советского народа в Великой Отечественной войне Критика интеллигентского сознания в истории отечественной мысли Земство и его роль в либерализации российского государства Раздел II. Рефлексия. Интеллигенция: реальность или фантом? Феномен интеллигенции: социально–эпистемологический подход Философская рефлексия как методология самоопределения в социальном пространстве Морализм и демонофания русской интеллигенции Интеллигентность как необходимое качество сотрудника силовых органов России Офицерский состав как социально–типический представитель военной интеллигенции Раздел III. Перспектива. Россия в XXI веке и будущее российской интеллигенции Интеллигенция как носитель духовно–нравственных норм Интеллигенция и патриотизм в фокусе глобализации Раздел IV. Взгляд извне. Интеллектуальный синкретизм от Гурджиева до Баттиато и Сгаламбро Об интеллигенции, о вечном и настоящем Роль русской интеллигенции в становлении современной науки в Узбекистане Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРаздел I. РетроспективаСамсонова Н Г., кандидат философских наук, Российская интеллигенция прошлое и настоящееИстоком термина «интеллигенция» является латинское intelligens, означающее «понимающий, смыслящий, обладающий способностью рассудочного восприятия реальности». Именно в этом смысле употреблял его М. Т. Цицерон. «Интеллигенция — это то, посредством чего душа познает каковы вещи, каков окружающий мир», — считал он. Затем у А. М. С. Боэция и далее у схоластов термин использовался в значении «божественного разума», одновременно усваивающего как основы вещей, так и собственные основания. Такое истолкование стало обязательным и для европейской философии Нового времени. Новый акцент в трактовку понятия внес протестантизм с его учением о предопределении и представлением об уникальности взаимоотношений человека с Богом. Отсюда возможность появления в истории философии различных вариантов понимания проблемы, т. е. вопроса о согласовании детерминизма и моральной ответственности индивида. Термин «интеллигенция», безусловно, важен для Ф. В. Шеллинга, рассматривающего интеллигенцию как переход от мира природы к субъективному в познании. Она обеспечивает интеллектуально-эстетическое познание природы и Я. Он противопоставлял учение логицизму Г. В. Гегеля, у которого также интеллигенция означала способность духа сводить многообразие бытия непосредственно данного, обеспечивая возможность самопознания. Идеи Шеллинга имели значение для России не меньшее, чем для Германии, и в первую очередь благодаря деятельности любомудров, называвших Шеллинга «Колумбом XIX века», который в период «господства Локковых рапсодий… открыл человеку неизвестную часть его мира… — его душу». Стремясь выявить предназначение России, они видели свою задачу в разработке новой мировоззренческой основы национальной культуры, считая возможным создание синтетической теории, с помощью которой можно было бы удовлетворить все духовные потребности индивида, начертить проект совершенного общества. Искания В. Ф. Одоевского, Д. В. Веневитинова и др. говорят о достаточно высоком уровне философской рефлексии интеллигенции, возникшей как социальный феномен во второй половине XVIII столетия вследствие реформ Петра I. Новые люди и были тем «окном, прорубленным в Европу, через которое к нам входит западный воздух одновременно и живительный, и ядовитый», — писал С. Н. Булгаков. Веер оценок инициатив Петра с точки зрения судеб интеллигенции и народа весьма широк и неоднозначен: от негативной до восторженной. Но в любом случае деятельность Петра вызвала в образованной части общества интерес к общественным, государственным вопросам. Вместе с тем петровские реформы еще более оторвали от народа элиту общества. Петр создал знаменитую «Ученую дружину», кружок интеллектуалов, призванных помогать ему в организации новой государственности. Представления о реорганизации государственной власти были изложены Феофаном Прокоповичем, руководителем Святейшего синода, представителем Ученой дружины, ее теоретиком, который с 1709 года активно участвовал в разработке разного рода указов, регламентов, распоряжений-программ внутренней и внешней политики. Среди проектов реорганизации монастырской жизни у него содержались рассуждения о создании Петербургской Академии наук — это был церковный иерарх новой формации, отстаивавший идеи «секуляризации общественной мысли», «освобождения ее от богословского гнета», развивавший принципы «естественного права». Новые воззрения были обобщены им в двух книгах: «Слово о власти и чести царской» и «Духовный регламент». Внимание! Авторские права на книгу "Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов" (Под ред. Чумакова А.Н.) охраняются законодательством! |