|
ОглавлениеРоссия в глобальном мире и задачи интеллигенции Раздел I. Ретроспектива. Российская интеллигенция прошлое и настоящее Ф.М. Достоевский об интеллигенции, идеале народа и человека Вклад художественной интеллигенции в победу советского народа в Великой Отечественной войне Критика интеллигентского сознания в истории отечественной мысли Земство и его роль в либерализации российского государства Раздел II. Рефлексия. Интеллигенция: реальность или фантом? Феномен интеллигенции: социально–эпистемологический подход Философская рефлексия как методология самоопределения в социальном пространстве Морализм и демонофания русской интеллигенции Интеллигентность как необходимое качество сотрудника силовых органов России Офицерский состав как социально–типический представитель военной интеллигенции Раздел III. Перспектива. Россия в XXI веке и будущее российской интеллигенции Интеллигенция как носитель духовно–нравственных норм Интеллигенция и патриотизм в фокусе глобализации Раздел IV. Взгляд извне. Интеллектуальный синкретизм от Гурджиева до Баттиато и Сгаламбро Об интеллигенции, о вечном и настоящем Роль русской интеллигенции в становлении современной науки в Узбекистане Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуКротков Е. А., Неуместность интеллигента1. Интеллигенцию ищут давно (с середины или второй половины XIX века). Как только ее ни называли: общественная группа людей, слой, прослойка общества, часть жителей; социокультурная общность. При этом выделяемое таким образом множество людей наделялось свойствами, присущими его элементам (критический способ мышления, высокая степень рефлексии, способность к систематизации знаний и опыта, озабоченность судьбами своего отечества, порядочность, способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным», оппозиционность властям, жертвенность и т. п.), но не как надындивидуальному субъекту влияния, как это имеет место в отношении сословий, партий, церкви, образовательных учреждений. Интеллигенции как влиятельного общественного субъекта влияния в истории России не было: обладая символическим ресурсом, ей тем не менее никогда не удавалось выработать единую идеологию. Нет интеллигенции и в нынешней России. Но всегда были и все еще есть интеллигенты – люди, являющиеся носителями интеллигентности, т. е. интеллигентные люди. 2. Множественность проявлений интеллигентности создает некоторые трудности в подборе ее основных признаков. Думается, что эта задача должна решаться с учетом тех социальных и политических проблем в обществе, которые являются наиболее актуальными на данном этапе нашего развития. Интеллигентность, как я полагаю, включает в себя такие качества, как образованность, профессионализм, озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность), развитое чувство собственного достоинства, самостоятельность в суждениях, скромность в самооценке, порядочность. Считаю также необходимым определиться с основным принципом противостояния нынешнего интеллигента социальному злу. Его содержание удивительно точно и просто сформулировал в свое время А. И. Солженицын: «Пусть ложь все покрыла, всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!» Он обращался к соотечественникам с призывом не высказывать ни единой фразы, «искривляющей правду», не следовать ни единому лозунгу, которые они искренне не разделяют, не голосовать за тех, кто не достоин быть избранным, не присутствовать на собраниях, лекциях, спектаклях, киносеансах, как только прозвучит ложь. Да, в период жесткого противостояния партийно-государственного тоталитаризма и нарождающейся российской демократии это был действительно «самый легкий и доступный» способ выражения гражданской позиции. Но многие ли из нас способны даже на такую «малость», когда период «натиска и бури», слава богу, уже позади, но обещанного света в конце тоннеля так и не видно? Принципиальный и последовательный отказ от публичной лжи как средство борьбы рассматривал уже Л. Н. Толстой. «Средство это, коротко выраженное, состоит в том, чтобы всем просвещенным и честным людям стараться быть как можно лучше, и лучше не во всех отношениях, а только в одном, именно соблюсти одну из самых элементарных добродетелей – быть честным, не лгать <…>. Средство это кажется очень слабым, а между тем я убежден, что только одно это средство двигало человечество с тех пор, как оно существует». Поэтому интеллигента не встретишь на «болотных» сборищах, в стройных партийных рядах в их борьбе за власть «от имени народа» – это не его амплуа. Внимание! Авторские права на книгу "Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов" (Под ред. Чумакова А.Н.) охраняются законодательством! |