Юридическая Аминов И.И. Основы юридической педагогики. Учебник для аспирантов

Основы юридической педагогики. Учебник для аспирантов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.08.2017
ISBN: 9785392254750
Язык:
Объем текста: 314 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Научные основы юридической педагогики

Глава 2. История становления и развития отечественной юридической педагогики

Глава 3. Правовое и нравственное воспитание в системе социального регулирования

Глава 4. Педагогическая система юридического образования

Глава 5. Развитие профессиональных качеств юриста в контексте компетентностного подхода

Глава 6. Педагогические аспекты в деятельности правоохранительных органов, судов и адвокатуры

Глава 7. Педагогика в деятельности учреждений, исполняющих наказание

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Правовое и нравственное воспитание в системе социального регулирования


Известно, что на успешность в образовании, воспитании, обучении конкретного гражданина, влияют не только индивидуально-педагогические, но и социальные факторы. Любое подразделение, любой коллектив входит в более крупную организацию, учреждение, а последние, в свою очередь, в орган, управление, министерство, соединение, субъект РФ, федеральный округ. Это означает, что любой человек, любая группа находятся в фокусе многих социально-педагогических влияний. Попытка решать педагогические задачи, занимая индивидуально-личностную позицию, зачастую обречено на неудачу.


Здесь, так же как и во многих других случаях, мы сталкиваемся с особенностями взаимодействия человека с социальными явлениями, которое к тому же осуществляются не в вакууме, а на фоне духовно-нравственного состояния всего общества, максимально возможной самореализации личности в социально позитивных видах деятельности.


Правоохранительная, правоприменительная, правотворческая деятельность юриста теснейшим образом смыкается с закономерностями социальной педагогики, ее механизмами и явлениями, что позволяет выделить самостоятельный раздел юридической педагогики, изучающий и разрабатывающий рекомендации по их учету и использованию при разрешении проблем нравственного и правового воспитания (самовоспитания) граждан.


Изучение этого раздела способствует налаживанию конструктивных связей юристов с религиозными объединениями, со средствами массовой информации, производителями рекламной продукции, представителями творческих союзов, общественностью, в целях популяризации социально одобряемых образцов поведения, почтительного отношения к закону, суду, государству, правам человека и гражданина.


§ 1. Религия, мораль и правовое воспитание личности


Педагогический подход к пониманию сущности религии, морали и права. Религия, мораль и право — древнейшие, авторитетные, близкие и взаимосвязанные регуляторы общественных отношений. Любая религия — свод не только чисто моральных, но и общесоциальных норм и правил. Религия на протяжении всей истории человечества объединяла людей, оказывала влияние на жизнь государства, воспитывала и взрослых, и подрастающее поколение. Она не только определяла и определяет отношения человека с Богом и церковью, но и регламентирует отношения людей друг с другом в самых разнообразных сферах общественной жизни. Система регулятивных норм и правил действует даже в самой церкви. Эта система включает основанное на Божественном законе кононическое право, обязательное для соблюдения всеми членами церкви, религиозную мораль. Церковь в некоторых странах играет существенную роль в укреплении морального авторитета государственной власти, становится силой, влияющей на политическую систему общества, принятие законов, назначения кандидатур на основные посты в органы исполнительной и судебной власти, отправление правосудия, воспитания и образования. Осуществляя свою деятельность, современная церковь исходит из того принципа, что людям необходимы не только духовность и вера, но и религиозное обоснование их стремления к нормальному (не противоправному) удовлетворению обычных земных потребностей.


Несмотря на то, что в Российской Федерации государство и церковь не вмешиваются в дела друг друга, у них имеется общая цель — нравственное, а значит, и правовое воспитание граждан. Ведь не случайно нормы христианской морали сплетены с повседневным бытом многих народов («не убей», «не укради», «не лги») и находят свое непосредственное отражение в нормативных актах. Таким образом, роль правового воспитания значительно усиливается в контексте воспитательной функции религии, поскольку человек, преступивший религиозную заповедь и правовую норму, знает, что понесет двойную ответственность. При этом наибольшее воспитательное воздействие оказывает сам процесс наказания — осуждение церковью и вынесение приговора в открытом судебном заседании.


Конечно, такой педагогический подход возможен лишь в правовом, демократическом государстве, где свобода совести и вероисповедания — одно из основных гражданских прав человека, где церковь не только не должна быть формальным образом отгорожена от государственной системы, но и не должна быть формально «вписана» в нее.


Свобода совести и вероисповедания не только закреплена в ст. 28 Конституции Российской Федерации, но и существует в России реально. За последние 15 лет открыты тысячи храмов, мечетей, синагог, дацанов, молитвенных домов и других культовых зданий. По данным государственного реестра юридических лиц, в настоящее время в России зарегистрировано более 60 конфессий, которые насчитывают 22 500 религиозных организаций. Из них 11 300 православных, около 5000 протестантских, более 3500 исламских, приблизительно по 300 иудейских и католических. К этому следует прибавить новые религиозные движения и объединения без образования юридического лица — в форме религиозных групп. Такая многоконфессиональная картина абсолютно объективно отражает многонациональный характер нашего государства. При этом социальные нормы могут иметь отличия в разных религиозных системах.


Воспитательные начала мировых религий. Воспитательное начало присутствует в самой идее веры в Бога, поскольку Бог наделен высшими, совершенными моральными качествами и воплощает те нравственные требования, которым обязаны следовать все верующие. Не случайно австрийский психолог В. Франкл (1905–1997), иудей по исповеданию, назвал Бога «персонализированной совестью».


Иудаизм — древнейшая из трех основных монотеистических религий, наряду с христианством и исламом провозглашает сотворение человека Богом по своему образу и подобию, следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку, уверенность в конечной победе Добра (Книга Даниила, 12:2). Бог понимается как абсолютно Совершенный и Всемогущественный, как источник Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. Высоким нравственным духом проникнуто утверждение, что каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.


Хранительницами нравственных идеалов человечества являются мировые религии — христианство, ислам, буддизм, которые на протяжении тысячелетий играют важную роль в нравственном и правовом воспитании.


Ценности христианской морали и светской жизни едины. И в религии, и в морали отправной точкой сознания является отдельная человеческая личность и ее взаимоотношения с общим (Богом, Миром или обществом). В христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована. Моральная суть этой мировой религии выражается лаконичной формулой «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8, 16). Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый. В ипостаси Отца Бог предстает заботливым защитником, покровителем, хранителем. В ипостаси Сына Бог приемлет на Себя грехи людей и отдает Себя в жертву за них. Святой Дух (третья ипостась) вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров.


Христианство учит, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный нравственный закон, к которому христианину надо прислушиваться и следовать ему.


Христианская идеология также особое внимание уделяет воспитанию, целью которого считает «чистоту сердца», т. е. свободу от «дурных» греховных мыслей, являющихся причиной асоциальных поступков человека. Принцип христианской морали, заключающийся в отношении к ближнему, как к самому себе («Золотое правило»), является главным в нравственном воспитании человека. На его основе сложились постулаты христианского воспитания: человек должен сострадать другим людям, не оставлять на произвол судьбы страдающих, нести мир и благоденствие, безвозмездно творить добро, не держать в сердце злобу и ненависть, не заниматься материальным стяжательством, быть правдивым и бороться за правду любовью и истиной.


Христианская церковь утверждает основы морали через богослужения, проповеди, молитвы, таинства, библейские предписания, оказывающие сильное воздействие на эмоционально-чувственную и волевую сферу человека. Есть в Библии предписания о нравственном облике судьи:


«…Усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть… Пусть они судят народ во всякое время… И дал я повеление судьям вашим: “…судите справедливо,…не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте…”».


В Библии, по оценке Н. С. Гаспаряна, можно увидеть ростки института адвокатуры.


«Господь увидел это, и противно было очам его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника» (Ис. 59. 15–16).


Эта цитата свидетельствует о том, что суд и защита, согласно Библии, должны действовать одновременно, бездейственность суда приравнивается к отсутствию защищенности всех и каждого.


В исламе моральное начало пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, воплощения добра, всесильного и мудрого существа. Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Все суры (главы) Корана (кроме девятой) начинаются со слов: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Это свойственно и шариату — своду религиозно-этических и правовых предписаний ислама, в котором огромная роль принадлежит вере в торжество добра и справедливости.


Особые отношения складываются между моралью и буддизмом. Буддизм, являясь политеистичной религией, отрицает существование единого и всемогущего Бога-творца, а мир считается «никем не созданным и никем не управляемым». В основе буддизма лежит идея о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях есть страдание (дуккха), проявляющееся в разных формах: неудовлетворенность, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокая неудовлетворенность непостоянством. Буддийский «путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной — терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панчашилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя).


Эти примеры красочно иллюстрируют то, что взаимодействие морали и религии имеет много точек соприкосновения и часто способствует усилению благоприятного воздействия со стороны созвучных правовых ценностей и норм. Служители религии всегда оберегали сложившиеся в практической жизни общества нравственные установления, проповедовали их, осуществляли духовный надзор за соблюдением заповедей, нередко личным примером способствовали поддержанию моральных и правовых норм.


Однако в сложных вопросах уголовно-процессуальной деятельности, где знание одновременно религии и права, религии и морали перестает быть общим достоянием, без юридически образованных защитников не обойтись. Рассказывает А. В. Пчелинцев — один из немногих юристов, специализирующихся по вопросам вероисповедования и религиозных объединений в Российской Федерации.


«…Вспоминаю молодого солдата, который отказывался принимать военную присягу по религиозным убеждениям. Командование воинской части в назидание другим настаивало на его привлечении к уголовной ответственности. Я же из беседы с ним вынес твердое мнение, что он не представляет общественной опасности. Он уклонялся не от военной службы, а лишь от принесения присяги, имеющей исключительно моральные, а не правовые последствия. В возбуждении уголовного дела… было отказано, а солдат этот честно и добросовестно отслужил два года».


Сотрудничество Русской православной церкви с органами правопорядка. В настоящее время, когда в Российской Федерации складывается новая система духовных ценностей, тема взаимодействия светской и религиозной морали оказывается очень важной в деле правового воспитания. Исполняя миссию по спасению рода человеческого, РПЦ не только делает это посредством проповеди, но и реализует конкретные программы, нацеленные на улучшение духовно-нравственного климата в обществе. В силу чего она вступает во взаимодействие с государством, различными общественными организациями, с государственными органами и негосударственными учреждениями. И общество, и Церковь понимают, что земное благополучие недостижимо без следования правовым и нравственным нормам — тех самых, которые необходимы не только для спасения человека в вечности, но и для достойной жизни здесь, на земле. Такое содружество может восстановить и сохранить в людях верность богоданным нравственным нормам, подвигнет общество к миру и согласию.


Представители Церкви оказывают помощь в воспитательной и социально-реабилитационной работе с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в профилактике беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних; осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина в области противодействия проявлениям религиозной ненависти и вражды, профилактики межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Возможно объединение усилий в борьбе с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, наркоманией, маргинализацией общества, с деятельностью тоталитарных, деструктивных сект, а также с другими негативными тенденциями.


Формами сотрудничества правоохранительных, правоприменительных органов и Русской православной церкви могут быть:


— участие в проведении мероприятий общенационального значения, посвященных памятным событиям истории Российского государства и РПЦ;


— участие в региональных семинарах и симпозиумах по проблемам вероисповедания, роли религии и права в повышении эффективности защиты прав, свобод верующих;


— организация и проведение духовно-нравственного просвещения работников правоохранительной и правоприменительной систем;


— организация встреч с гражданами и проведение совместной разъяснительной работы.


Так, например, целями сотрудничества Федеральной службы судебных приставов и Русской православной церкви могут выступать:


— гармонизация в сознании граждан представлений о правах человека и ответственности перед своим ближайшим окружением, перед обществом;


— пробуждение сознания граждан, являющихся должниками по исполнительным производствам, побуждение их к исполнению судебных решений и актов других органов;


— воздействие на освободившегося из мест лишения свободы гражданина с обязательством возмещения материального и морального ущерба;


— оказание помощи в реабилитации социально-неблагополучных лиц с учетом их дальнейшей социализации и погашения задолженностей;


— формирование устойчивых стереотипов поведения граждан, связанных с исполнением взятых на себя трудовых, семейных обязательств.


Духовное воздействие может осуществляться в епархиях, приходах, монастырях и иных канонических подразделениях Русской православной церкви. Во время богослужений, церковнослужители могут проповедовать о порочности принципа жизни взаймы, безнравственности стяжательства, потребительского отношения к жизни и к людям, о том, что невозвращение долгов по церковным правилам приравнивается к присвоению чужого имущества, т. е. воровству.


Возможно проведение совместной разъяснительной работы и в территориальных отделах судебных приставов. На чтения, беседы, встречи приглашать стороны исполнительного производства, как по вопросам взыскания алиментов, учитывая интересы несовершеннолетних граждан, так и содействия трудоустройству лиц, являющихся должниками, возможности организации воссоединения семьи в тех случаях, когда ребенок проживает в приюте при монастыре, а родитель трудится в монастыре на временной или постоянной основе.


Совместная с государственными органами воспитательная деятельность священнослужителей способна стать важным фактором изменения отношения людей к нравственным и правовым ценностям.


Учитывая важность понимания юристами сложных вопросов взаимодействия религиозно-нравственных и правовых норм, еще в 1999 г. А. В. Пчелинцевым, практикующим адвокатом и ученым, была разработана новая учебная дисциплина — юридическое религиоведение, преподаваемая в качестве спецкурса на юридическом факультете МГУ. Этот предмет внедрен также в учебный процесс многих духовных образовательных учреждений России. Будущие юристы в обязательном порядке должны изучать данную дисциплину, чтобы иметь соответствующие знания и навыки применения законодательства в этой непростой сфере общественных отношений.


Особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и, одновременно, своеобразной форме сотрудничества образовательных и религиозных организаций посвящена ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ч. 3 этой статьи образовательные программы, нацеленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, традициях мировых религий, проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации, в соответствии с ее внутренними установлениями. Здесь, на наш взгляд, было бы уместно привести слова британского философа, общественного деятеля, педагога Б. Рассела (1872–1970):


«Все важные выводы вне логики и чистой математики индуктивны.., единственными исключениями являются юриспруденция и теология, каждая из которых выводит свои исходные принципы из неподлежащего сомнению текста…»


Таким образом, объединившись под сводами юридической педагогики, религия и право способны значительно эффективнее противодействовать любым формам экстремизма и прочим выпадам, посягающим на общественную мораль, правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.


§ 2. Искусство, литература и нравственно-правовое воспитание личности


Уровни формирования нравственно-правового сознания личности. Восприятие и усвоение правовых и нравственных норм, их принципов, духовных ценностей может происходить стихийно и целенаправленно. Как правило, процессы нравственно-правового формирования личности протекают на трех уровнях:


1) восприятие и изучение нравственно-правовых норм и принципов;


2) превращение нравственно-правовых норм в убеждения личности;


3) приобретение умений и навыков творчески применять эти знания и убеждения на практике.


Первый уровень формирования нравственно-правового сознания личности обеспечивается изучением этики и правовых дисциплин в образовательных организациях, на занятиях в системе служебной подготовки и повышения квалификации. До этого правовые и этические знания приобретаются стихийно, порой эклектично, в окружающей нас среде: в семье, школе, кругу друзей и знакомых. Однако только этих знаний оказывается далеко не достаточно для приобретения нравственно-правовой культуры. Ближайшая окружающая среда способна лишь создать предпосылки для надлежащего нравственно-правового формирования личности, заложить ее основу в виде знаний о том, «что такое хорошо и что такое плохо».




Основы юридической педагогики. Учебник для аспирантов

Учебник раскрывает педагогические стороны профессиональной подготовки юристов; конкретизирует качества, необходимые следователям, судьям, оперативным сотрудникам, судебным экспертам, консультантам и т. п. С позиции компетентностного подхода предлагает пути развития и совершенствования этих качеств; способствует пониманию юридической педагогики как целостной, прикладной, достаточно новой области научного знания; обосновывает широту и многогранность ее значения для повышения эффективности правоохранительной, правоприменительной и других видов деятельности.<br /> Содержание настоящего издания разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, программами изучения юридической педагогики в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина и других вузах юридического профиля.<br /> Учебник адресован обучающимся по направлению подготовки 40.06.01 «Юриспруденция».

249
 Аминов И.И. Основы юридической педагогики. Учебник для аспирантов

Аминов И.И. Основы юридической педагогики. Учебник для аспирантов

Аминов И.И. Основы юридической педагогики. Учебник для аспирантов

Учебник раскрывает педагогические стороны профессиональной подготовки юристов; конкретизирует качества, необходимые следователям, судьям, оперативным сотрудникам, судебным экспертам, консультантам и т. п. С позиции компетентностного подхода предлагает пути развития и совершенствования этих качеств; способствует пониманию юридической педагогики как целостной, прикладной, достаточно новой области научного знания; обосновывает широту и многогранность ее значения для повышения эффективности правоохранительной, правоприменительной и других видов деятельности.<br /> Содержание настоящего издания разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, программами изучения юридической педагогики в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина и других вузах юридического профиля.<br /> Учебник адресован обучающимся по направлению подготовки 40.06.01 «Юриспруденция».

Внимание! Авторские права на книгу "Основы юридической педагогики. Учебник для аспирантов" (Аминов И.И.) охраняются законодательством!