|
ОглавлениеГлава 1. Структура и развитие общества. Что такое общество Социальные сдвиги середины XX столетия Субкультура в групповом контексте Социальная организация и стратификация Специфика молодежной субкультуры Неформальные молодежные объединения Йиппи: анархическая контркультура Яппи — молодые городские профессионалы Глава 3. Мир человеческих отношений. Социальное взаимодействие Конфликт и протестное движение Отклоняющееся и противоправное поведение Глава 4. Политическая система общества. Политика и ее виды Формы и механизмы политического участия Глава 5. Экономическая сфера общества. Что такое товар и деньги Противоречие между функциями денег Покупательная способность денег Инфраструктура рыночной экономики Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуМировое сообществоКогда анализируешь исторические воззрения на общество, то неизбежно замечаешь такую особенность: начиная с античности понятие общества постоянно расширялось — от семьи и союза племен до мировой державы. Сегодня оно разрослось до мирового сообщества. Рис. 2. Эволюция представлений Древние римляне, создавшие мировую империю, расширили понятие общественного и социального. Уже не союз племен, а огромная держава должна была именоваться римским обществом, ибо и столица, и далекие окраины управлялись по одним законам, жители придерживались единых законов, традиций и идеалов. Но можно ли мировую державу, каковой являлась Римская империя, строить по образцу общества? В свое время Платон полагал, что 5040 семейств достаточно для образования настоящего политического общества. Аристотель назвал его чрезмерным. Много позже, а именно в XVIII в., Райналь назвал чудовищным общество в 20—30 млн человек. А как быть с современными сверхдержавами (США, Китай, Россия) или древнеримской империей, в которой Азия и Африка скромно числились в провинциях? Понятно, что в сверхдержавах иным должен быть тип отношений между населением и властью. Власть императора устанавливается сверху им самим, поэтому ее зовут самодержавной. Но в греческом полисе или римской республике власть вырастала снизу — из общества. В автократических государствах правители царствуют не волей народа, а Божьей милостью. Они — лишь наместники. Они восседают на вершине огромной пирамиды власти, которая по нисходящей иерархии чинов очень косвенно связана с населением. Можно ли назвать такие отношения между властью и населением социальными? В античном смысле слова — нет. Скорее государственными или политическими. Государство все больше отдалялось от общества, которое относимо скорее к населению, нижней части пирамиды. Древние римляне не смогли решить для себя вопроса о том, где начинаются и заканчиваются границы общества. На него попытались ответить современные мыслители и ввели в обиход новое понятие — мировое сообщество. Под мировым сообществом сегодня понимают все народы, обитающие на нашей планете. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле. Почему? Дело в том, что восемь признаков Э. Шилза применимы не только к локальному, но также к глобальному обществу. Действительно, мировое сообщество не является частью более крупной системы; браки заключаются только между членами данного объединения, и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свою территорию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органами управления мирового сообщества является ООН. Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы («Голубые каски» ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн человек, объединенных экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет Министров и Европарламент. Мировое сообщество именуют также мировой системой. Мировую систему надо понимать в узком и широком значениях. Видный американский социолог и политолог Иммануил Валлерштайн (1976) предложил различать: а) мировые империи, б) мировые экономические системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже — религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются. Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание" (Кравченко А.И.) охраняются законодательством! |