Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Новый век криминалистики. Часть 2

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2017
ISBN: 9785392261291
Язык:
Объем текста: 371 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Ничто не проходит бесследно

Глава 2. Преступник оставляет след

Глава 3. Такие разные следы

Глава 4. Микросвидетель дает показания

Глава 5. Чего только нет в пыли!

Глава 6. Волос обретает голос

Глава 7. Гимн человеческой руке

Глава 8. Становление дактилоскопии

Глава 9. Все как на ладони

Глава 10. Такие разные узлы… и зубы

Глава 11. Стреляли…

Глава 12. И как бабахнуло!

Глава 13. Киберпространство и следы в нем



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 7.
Гимн человеческой руке


Как без рук


Окружающий нас мир вещей рукотворен. Все, с чем мы имеем дело в повседневной жизни, без чего не могли бы существовать, — от элементарных орудий до сложнейших компьютерных систем — создано человеческими руками. Рука — самый совершенный инструмент, каким обладает человечество.


Некогда, миллионы лет назад, конечность обезьяны в процессе эволюции преобразилась в человеческую руку. С тех пор человек имеет в своем распоряжении сложнейший по своему устройству инструмент, творческие возможности которого безграничны. В тончайшей игре и слаженном взаимодействии с мозгом этот инструмент, который философ Иммануил Кант назвал орудием духа, познает мир и придает ему новые очертания.


А теперь давайте продолжим разговор о папиллярных узорах. Понимание значения папиллярных линий на ладонях и пальцах рук и ступнях ног, их индивидуальных свойств было достигнуто еще в Ассирии и Вавилоне. Знала о рисунках папиллярных линий и индийская культура. Очень давно в Японии и Китае в торговых сделках отпечатки пальцев использовали в качестве подписи. В Японии при заключении преступников под стражу у них для подписания документов брали отпечаток левого большого пальца. В Европе значение папиллярных линий было оценено и понято значительно позднее.


В начале ХХ в. при раскопках руин одного китайского храма был найден манускрипт, пролежавший в песке около 11 столетий и хорошо сохранившийся. В нем говорилось, что некий солдат взял взаймы у монаха храма 1 тыс. монет серебром. Монах этот был настоящий живодер: проценты составляли 100 монет в месяц, а в обеспечение долга он забрал волов и остальную скотину, принадлежащую семье солдата. Выданное монаху долговое обязательство было скреплено отпечатками пальцев сторон. Подобный обычай существовал не только в Древнем Китае, но и в других странах.


Таким оттиском вместо подписи пользовались в Вавилоне, Индии, Тибете. О том, какое важное значение придавали китайцы узору на пальцах, говорит следующий обычай. Если какая-либо бедная китаянка решалась подкинуть своего новорожденного ребенка богатым людям, она прежде всего снимала с пальчика младенца отпечаток и оставляла у себя. На всякий случай, чтобы иметь возможность в будущем разыскать свое дитя и заявить материнские права на него. В Китае снимали отпечатки пальцев и у детей, которых принимали в приюты. Стало быть, знали, что нет более надежного способа опознать человека, чем по узорам на его пальцах.


Человек не задумывается над тем, как он ходит. С тем же привычным автоматизмом он пользуется рукой как инструментом. Однако достаточно хоть раз обратить внимание на многообразие функций, которые выполняет наша передняя конечность, чтобы понять, каким чудом природы мы наделены. Рука не только хватает, поднимает, держит, бросает, ловит (этот ряд можно продолжать еще долго), рука — это и уникальный орган осязания, способный до мельчайших нюансов оценить поверхность и фактуру любого предмета. На кончике каждого пальца — тысячи связанных с мозгом осязательных клеток, реагирующих на силу давления, температуру, боль.


Подсчитано, что на 1 квадратный сантиметр кожи приходится 100–200 болевых точек, 12–15 холодовых, 1–2 тепловые и около 25 точек давления. Эти кожные органы чувств позволяют нам ориентироваться в окружающей среде, помогают нашим рукам, пальцам выполнять тонкие и сложные работы. Они предупреждают нас об опасности. Трудно представить, что случилось бы с человеком, потеряй он кожную чувствительность!


Все нити управления и координации работы пальцев, связок, суставов и костей ведут в мозг. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за наши движения, непосредственно связана с руками. Что же касается ноги, инструмента для наших диких предков не менее важного, то для нее в мыслительном аппарате отведено места не больше, чем для двух пальцев руки. Работа рук контролируется еще и зрением: глаза играют важную роль в ситуациях, когда надо взять предмет и найти для него новое место.


Чем бы ни были заняты наши руки — жонглируют ли они шарами, месят ли тесто, дирижируют ли оркестром или вырезают из дерева игрушку для ребенка, движения их точны и совершенны. Секрет невоспроизводимости человеческой руки, ее превосходства над любыми копиями заключен в человеческом мозге, который управляет механизмами моторики, тотчас обрабатывая данные, поступающие от органов зрения и осязания. Взаимодействие мозга и его инструмента — руки — в ходе эволюции отточено до совершенства. Да, месить тесто — дело нехитрое, но и для него нужна специальная программа, выработанная мозгом.


Рельеф человеческой ладони неповторим, как прихотливый ландшафт. Рука — важнейший орган чувств. Он «видит» в темноте и «за углом» — то, что не лежит перед глазами. Многие тысячи осязательных клеток и нервных окончаний на пальцах и ладонях воспринимают и осваивают окружающее пространство, передавая головному мозгу важнейшую информацию о мире. В «увиденном» с помощью осязания неосвещенном пространстве можно поймать мяч или проехать на велосипеде. Одно прикосновение руки способно приласкать и успокоить ближнего, а порою — даже исцелить болезнь.


Двигательный аппарат и наши чувства тонко взаимодействуют. Наши пальцы — это высокочувствительный инструмент, прикосновения которого способны передавать всю палитру эмоций. Через бороздки на коже сенсоры различают маленькие выпуклости набранных шрифтом Брайля букв.


Рука столь чувствительна, что слепой наощупь определяет достоинство той или иной банкноты и пальцами читает специальный шрифт. Вдоль бороздок на коже есть потовые поры, расположение которых делает еще более характерным неповторимым узор — знаменитый «отпечаток пальца».


Каких только коллекций не бывает! На интересные мысли наводит коллекция следов человекоподобных, количество которых давно перевалило за тысячу... Среди следов есть такие экземпляры, которые дали возможность антропологам предположительно реконструировать скелет стопы подобных существ и найти принципиальные отличия ее от человеческой. Но самыми удивительными были следы с четко отпечатавшимися папиллярными узорами, характер которых свидетельствует о том, что оставившие их существа по уровню эволюционного развития находятся где-то между человекообразными обезьянами и человеком разумным.


В НИИ и Музее антропологии МГУ к 1987 г. сформировалась огромная коллекция... отпечатков рук: многие тысячи оттисков ладоней и пальцев, сделанных типографской краской на листах бумаги. Им уже более 100 лет, но по-прежнему отчетливо, до мельчайших деталей видны на них складки, дуги, петли, завитки — все особенности кожного рисунка, составляющие неповторимый узор человеческой руки. На каждом отпечатке помечен возраст, национальность, местность, где проживал тот, у кого взяли этот «автограф». Для чего же нужны такие коллекции?


«Для исследований, — поясняет старший научный сотрудник института Т. Гладкова. — Это лишь непосвященному все руки — «на одно лицо». Специалисту тоненькая сеточка складок и морщин на них может поведать о многом. Ну, к примеру, какой расы обладатель отпечатка. Не болен ли серьезной наследственной болезнью. Или даже не состоит ли предположительно в близком родстве с человеком, «портрет» руки которого сделан на соседнем листе...»


Права ли правая рука?


Структура нашего мозга активнейшим образом влияет и на то, какой рукой мы предпочитаем действовать. Правое, «творческое» полушарие управляет левой рукой. Возможно, поэтому многие великие художники — левши. В списке великих левшей мы находим имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Гольбейна и более близких к нам по времени Пабло Пикассо, Чарли Чаплина, Пола Маккартни. Уже Платон и Руссо боролись за узаконение прав левой руки, но и они не победили укоренившийся предрассудок: «правый» — синоним слов «правильный», «хороший»; верно то, что сделано правой рукой. «Левый» же, наоборот, во многих языках, религиях и культурах — «нечестный», «нечестивый»; левша подчас вообще «посланник дьявола».


Как показывают труды российских и английских ученых, анализировавших срезы и сколы древних каменных орудий, homo sapiens уже более 2 млн лет назад был правшой. Это подтверждают данные и других исследований. Животные, выполняя сложные движения лапами, тоже тяготеют к односторонности. Если, например, положить полоску бумаги на голову жабе Буфо, то она постарается спихнуть ее правой лапкой. Курица разгребает землю в поисках зерен правой ногой. В какой степени предрасположенность к ведущей роли той или другой руки передается по наследству — пока точно не установлено. Канадские ученые пришли к выводу, что леворукость передается по линии матери, но при этом если оба родителя — левши, то ребенок обычно рождается правшой.


Причиной левосторонности может быть и различная степень развития полушарий мозга. Среди левшей особенно много людей тех профессий, для которых нужны творческие, ассоциативные способности, определяемые правым полушарием. Криминалистика тоже не обходит стороной эту тему. Не только «король револьвера» Билли Кид любил стрелять левой рукой. По статистике, среди малолетних преступников левшей вдвое больше, чем тех, кто орудует правой. Среди людей, страдающих заиканием, ночным недержанием мочи, среди шизофреников и умственно отсталых левшей тоже очень много. По-видимому, обе крайности — гениальность и помешательство — чаще встречаются у левшей. Но среди талантливых выпускников университетов левшей в 2 раза больше, чем в среднем среди всего населения.


Формирование хватательного рефлекса восходит к временам, когда прачеловеческие детеныши держались за шерсть матери. Пять вытянутых пальцев выдерживают нагрузку в 57 кг, а согнутые пальцы — и гораздо большую.


Пальцы — это великая сила. Рука человека с самого рождения обладает большой физической силой. Младенцы, которым всего несколько дней от роду, способны удерживать собственный вес. Самые сильные пальцы — указательный, средний и безымянный. Чем ближе они пригнуты к ладони, тем сильнее, благодаря короткому рычагу, оказывается хватка. Среди множества рекордов, которые поставлены при помощи руки, есть и весьма необычные. Некий англичанин, к примеру, перенес в руках четырехкилограммовый кирпич на расстояние 99,4 км. Один австриец прошел на руках за 55 дней 1 400 км — от Вены до Парижа. Его соотечественник одним пальцем протащил на 3 м нагруженный пивом тринадцатитонный грузовик с двумя водителями.



Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.

179
Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.