Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Новый век криминалистики. Часть 2

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2017
ISBN: 9785392261291
Язык:
Объем текста: 371 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Ничто не проходит бесследно

Глава 2. Преступник оставляет след

Глава 3. Такие разные следы

Глава 4. Микросвидетель дает показания

Глава 5. Чего только нет в пыли!

Глава 6. Волос обретает голос

Глава 7. Гимн человеческой руке

Глава 8. Становление дактилоскопии

Глава 9. Все как на ладони

Глава 10. Такие разные узлы… и зубы

Глава 11. Стреляли…

Глава 12. И как бабахнуло!

Глава 13. Киберпространство и следы в нем



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Ничто не проходит бесследно


Так ли это?


Однажды мне пришлось читать в заводском клубе лекцию о том, как современные криминалистические средства и методы помогают раскрывать преступления. Тема заинтересовала слушателей. Посыпались вопросы. Вдруг поднялся молодой человек и заявил:


— Конечно, криминалистика может многое. Но я думаю, она окажется абсолютно беспомощной, если преступник не оставит на месте происшествия никаких следов.


— А вы уверены, что это возможно? — спросил я.


— Если преступник опытный, то это не составит особого труда. Вон сколько преступлений остаются нераскрытыми!


Прав ли мой случайный оппонент? В самом деле, достаточно преступнику предусмотреть все до мелочей — и он не оставит никаких следов, получив, таким образом, шанс уйти от справедливого наказания. Нет, ему это не удастся. На какие бы ухищрения ни пускался злоумышленник, он в любом случае оставит следы. Причем речь идет не только об отчетливо видимых следах рук, ног и тому подобном — именно их прежде всего стараются уничтожить преступники, что, впрочем, им тоже не всегда удается. Они оставляют множество других следов, которые порой настолько малозаметны, что и не различишь невооруженным глазом. А криминалисты, имея в своем распоряжении современные технические средства, могут их увидеть и прочесть…


Кажется очевидным: надел перчатки — и следов рук не останется. Ан нет! Недаром один остроумный француз заметил: «Кража только начинается в перчатках, а кончается в рукавицах», имея в виду работы в тюрьме. Криминалисты установили, что в мире нет двух абсолютно одинаковых перчаток. Взаимное расположение, форма, размер швов, морщин, повреждений, бороздок и других признаков каждой перчатки строго индивидуальны. Как и пальцы, кожаные и нитяные перчатки оставляют следы, имеющие большую ценность для следователя. Следы образуются потому, что сам материал перчаток содержит некоторое количество жира, а в процессе носки еще и собирает на себе грязь, пыль, впитывает пот. Нитяные перчатки нередко насквозь пропитываются потом.


Пожалуй, только в плохих детективных фильмах уголовники, собираясь на «дело», демонстративно натягивают на руки перчатки, чтобы не оставить следов. В реальности перчатки не только не гарантируют преступника от возмездия за содеянное, но и сами порой являются уликой. Об этом убедительно свидетельствует такой случай из следственной практики.


Глухой ночью двое неизвестных, воспользовавшись отсутствием сторожа, взломали замок и проникли в универмаг. Прихватив с собой несколько мужских костюмов и часть выручки, оставшейся в кассовых аппаратах, преступники скрылись. Осмотр места происшествия практически ничего не дал, кроме... двух пар резиновых медицинских перчаток седьмого размера. Брошенные ворами у дверей универмага, они красноречиво свидетельствовали о том, что их владельцы внимательно смотрели зарубежные детективные фильмы и переняли опыт у киношных злодеев.


Тщательно осмотрев эти единственные вещественные доказательства по делу, следователь увидел на наружной стороне одной из перчаток в местах, соответствующих расположению подушечек пальцев, довольно четкие линии папиллярных узоров. Образовались они потому, что тонкая резина как бы обволакивает каждую папиллярную линию кожного узора и на наружную поверхность перчатки передается не только узор, но даже его особенности. При соприкосновении рук с предметами на выступающий рельеф наслаиваются инородные частицы, а в результате снаружи образуется видимая копия узора, т. е. своеобразные отпечатки пальцев на перчатке.


Этого коварного (естественно, для преступников) свойства резиновых перчаток обокравшие универмаг рецидивисты Михнов и Слепнев не знали, а потому были очень раздосадованы, когда их вскоре задержали. Вроде бы все сделали не хуже, чем в кино, а опять оказались на скамье подсудимых.


Случаи обнаружения и исследования следов, оставленных руками в перчатках (кожаных, резиновых, трикотажных), являются близкими к выявлению и фиксации следов, оставленных различными частями тела человека. По этому вопросу зарубежными криминалистами проведено уже немало исследований. Так, еще в 1964 г. немецкий криминалист Нейман на основе экспериментов и анализа примеров из следственной практики пришел к выводу, что по признакам, отображенным в следах перчаток (характер расположения пор кожаных перчаток, особенности шва, следы изношенности, повреждений и т. п.), можно однозначно идентифицировать перчатки.


«Преступники, совершающие противозаконные деяния в перчатках, не могут надеяться, что они избегнут наказания», — заявил в начале 1985 г. заведующий отделом юридической идентификации лозаннской больницы. В Швейцарии с 1931 г. ведется картотека следов перчаток, и местные суды принимают их отпечатки в качестве доказательств виновности. Судебная практика показывает, что удачливые жулики нечасто меняют перчатки, выходя на «операцию», а потому попадают в руки полиции.


Возможность оставления следов перчатками определяется, с одной стороны, особенностями следоносителя (запылен, окрашен, отполирован), а с другой — состоянием перчаток (промаслены, пропитаны потом, покрыты грязью, кровью и т. п.). По наблюдениям Неймана, следы перчаток могут быть оставлены как на гладких полированных, так и на относительно шероховатых поверхностях. Следы, оставленные перчатками, выявляются средствами, применяемыми для обнаружения следов пальцев. Особенно хорошо — посредством окапчивания сажей. Зарубежные криминалисты проявляют интерес к возможности обнаружения и использования в целях идентификации отпечатков папиллярных узоров, оставленных на внутренней стороне резиновых перчаток.


На заводе резиновых изделий в немецком городе Плауэн работает машина, внешний вид которой довольно странен: она похожа на многорукого индусского бога Шиву. Иначе говоря, у нее множество фарфоровых рук различного размера. Они последовательно погружаются в жидкий латекс, проходят вулканизацию, и в конце пути с каждой из них снимают хирургическую резиновую перчатку. Так они «рождаются».


Можете себе представить изумление хирурга одной из уфимских больниц, удалявшего грыжу, а извлекшего из брюшной полости пациента... медицинскую резиновую перчатку! Понятно, что проглотить ее оперируемый никак не мог. Носил же он эту злосчастную перчатку «благодаря» другому хирургу, оставившему пациенту на память часть своей спецодежды аж 18 лет назад! Любопытно и то, что перчатка неплохо сохранилась и не потеряла эластичности. Умеют же делать вещи...


Большое по объему проделанной работы исследование для определения возможности идентификации человека по отпечаткам губ провели японские криминалисты. При анализе таких отпечатков 1 364 человек, среди которых было 607 женщин, повторений рисунка бороздок и морщин на коже губ установлено не было. Такие же результаты получили и при изучении отпечатков губ 49 пар близнецов. У группы лиц на протяжении трех лет ежемесячно снимали отпечатки губ, при этом каких-либо изменений, препятствующих отождествлению, не наступало. На основе этого японские криминалисты делают вывод, что идентификация человека по следам губ так же достоверна, как и по следам пальцев. Общий характер рисунка на коже губ, места пересечений морщин и их ответвлений, слияний, характер начал и окончаний может помочь уверенно идентифицировать человека.


Наука о следах


Все, что существовало и существует, оставляет следы. Следы в памяти, следы в истории, следы-отпечатки на предметах, следы на Земле и во Вселенной. Следы материальные и нематериальные, давние и сиюминутные. Там, где жизнь и движение, — там всегда остаются очень разные следы.


Любой след содержит информацию, в этом его главная ценность для человека. Окаменелые следы — отпечатки на известняковых плитах в каменоломнях Золенгофена (Бавария) — поведали современным людям о летающих ящерах и первоптицах, живших на Земле более 10 млн лет назад. Огромное информационное богатство хранят следы, оставляемые предметами и явлениями окружающего мира на фото-, кино-, видео- и других чувствительных материалах. Белый след самолета, пролетевшего в вышине, содержит сведения о характере воздушных потоков по трассе полета, о самом самолете. Микроскопические бороздки на грампластинке — следы запечатленных звуков — сделали достоянием миллионов и сохраняют для нас и будущих поколений голос Шаляпина, игру Рахманинова... А заменившая ее цифровая запись звука и изображения вообще кажется чудом.


Продолжительность жизни следов разная. Иногда это лишь мгновение — столько живет след быстролетной космической частицы. В других случаях — сотни миллионов или даже миллиарды лет. Так долго, например, сохраняется в метеоритном веществе след пролетевшего сквозь него заряженного ядра. Мгновение и вечность! И всегда это рассказ только о том, что уже было. Пока не обнаружено следов будущего. В то же время следы, помогая познавать былое, перекидывая мост между прошлым и настоящим, позволяют проникать в будущее. Об этом уже был разговор.


Следы помогают находить затерянные во времени и пространстве предметы и явления, познавать тайны истории и раскрывать загадки природы, сохранять память о прошлом. Однако сами следы не всегда удается легко и просто обнаруживать. Поиск следов, особенно затерянных в далеком прошлом, бывает делом весьма и весьма сложным. Вспомните, как Генрих Шлиман искал следы легендарной Трои. Не менее сложно бывает найти и многие «современные» следы. Известно, например, какую сверхсложную технику и хитроумную методику применяют ученые для того, чтобы обнаружить следы вездесущих, но неуловимых частиц нейтрино!


Часто бывает непросто распознать уже обнаруженные следы. Заключенная в них информация нередко основательно «зашифрована» и не всегда доступна непосредственному восприятию. Поэтому поиск следов, раскрытие законов их образования, выявление и расшифровка содержащейся в них информации — задачи очень трудные. Успешно решать эти задачи можно лишь на научной основе.


Специалистам известно, что изучением разнообразных следов занимается трасология — отрасль криминалистики. Делает она это в целях использования следов для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Из бесконечного разнообразия предметов и явлений материального мира криминалистика выделяет те объекты, которые так или иначе причинно связаны с каким-то преступлением. И только! Весь остальной бесконечно разнообразный огромный мир следов остается далеко за рамками трасологии. Широкая фундаментальная наука о следах (ее можно было бы назвать следоведением) пока еще только начала формироваться.


Вероятно, раньше всех к следам стали присматриваться наши первобытные предки — охотники, выслеживавшие зверя. По следам они определяли привычные пути движения крупных животных, строили на этих путях ловчие ямы, делали засады. С тех пор люди накопили огромный опыт в поиске и расшифровке следов. Следы используют в своей работе палеонтологи и лингвисты, археологи и натуралисты, географы и криминалисты, этнографы и пограничники, физики и историки, искусствоведы и медики, астрономы и кинорежиссеры, разведчики и инженеры, охотники и туристы...



Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.

179
Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.