Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Новый век криминалистики. Часть 2

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2017
ISBN: 9785392261291
Язык:
Объем текста: 371 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Ничто не проходит бесследно

Глава 2. Преступник оставляет след

Глава 3. Такие разные следы

Глава 4. Микросвидетель дает показания

Глава 5. Чего только нет в пыли!

Глава 6. Волос обретает голос

Глава 7. Гимн человеческой руке

Глава 8. Становление дактилоскопии

Глава 9. Все как на ладони

Глава 10. Такие разные узлы… и зубы

Глава 11. Стреляли…

Глава 12. И как бабахнуло!

Глава 13. Киберпространство и следы в нем



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 10.
Такие разные узлы… и зубы


Узлы развяжем!


Среди трасологических экспертиз особое место занимают исследования узлов. Они могут быть обнаружены следователем на месте происшествия по делам об убийстве, самоубийстве, изнасиловании, в случаях связывания преступником потерпевшего, перевязывания различных упаковок (в частности, с расчлененными частями трупа).


Известны разные виды узлов, многие из которых характерны для определенных профессий. Это обстоятельство позволяет по узлу судить о профессиональных навыках человека, который завязал его, или исключить то или иное лицо из числа подозреваемых.


Проведите маленький тест, попросив кого-либо быстро связать две веревки. Можете быть уверены: в 99 случаях из 100 ваш знакомый или знакомая затянет один над другим два полуузла. Эта простейшая конструкция, оказывается, тоже имеет свое название — «бабий узел», и если упоминается в специальных справочниках, то лишь в качестве примера того, как узлы завязывать не нужно.


Бабий узел и развязыванию не поддается: вспомните, сколько трудов стоит снять ботинок, если шнурки на нем затянулись подобным образом! Да и крайне ненадежен этот узел: если связанные им веревки разной толщины, то непременно соскочит даже под умеренной нагрузкой. Кстати, и за рубежом он носит довольно пренебрежительные названия: «бабушкин», «телячий» и даже «дурацкий».


Для того чтобы связать концы, обвязать пакет или сверток, существует немало других узлов с вполне почтенной репутацией. Вот хотя бы плоский узел. Моряки издавна считали его одним из самых надежных узлов, в том числе и для связывания разных по толщине тросов и канатов. Он достаточно прост, а развязывается весьма легко сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Не нужно пугаться того, что под нагрузкой только что завязанный узел некоторое время ползет и перекручивается: остановившись, плоский узел держит очень прочно.


Не менее надежен и столь же прост рыбацкий узел. Ходовой конец каждой из соединяемых веревок обвязывается узелком вокруг коренного конца, затем узлы сдвигаются вместе и затягиваются. Соединение, правда, получается «неразъемное»: развязать рыбацкий узел трудно, и это следует учитывать тем, кто намерен им пользоваться. Название узла точно указывает на сферу его применения, однако скользкую синтетическую леску завязывать им все же не рекомендуется.


Для синтетических снастей рыболовам послужит другой узел, который называется «змеиный», вероятно, из-за достаточно большого количества переплетений. Именно переплетения и не позволяют концам связываемой лески выскользнуть. Этим узлом можно завязывать даже порванные струны. Несмотря на кажущуюся сложность, способ вязки змеиного узла запоминается едва ли не с первого раза. Затянутый узел симметричен и вполне компактен.


Рассказывая об узлах для соединения двух веревок или бечевок, невозможно не упомянуть и о таком замечательном по простоте и надежности узле, как ткацкий. Говорят, что опытные ткачихи буквально за секунду связывают этим узлом порвавшуюся нить, не останавливая станка. В быту, возможно, такая скорость не понадобится, ну а сам узел пригодится несомненно.


При обнаружении на месте происшествия узлов необходимо сделать их масштабные фотоснимки, затем отрезать узлы и свободные концы скрепить ниткой. В таком виде узлы отправляют в криминалистическое экспертное учреждение для исследования.


Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы: к какому виду относятся данные узлы? не завязаны ли узлы профессиональным способом и для какой профессия они характерны? каким способом завязаны узлы (особенности вязки — правосторонняя, левосторонняя)? к одному или к разным видам относятся представленные узлы?


Если есть подозреваемые, эксперту-криминалисту необходимо предоставить выполненные ими экспериментальные узлы. Проверяемые завязывают несколько узлов на материале, аналогичном упомянутому в уголовном деле (на простыне, шнуре, ремне, бечевке, шпагате и т. п.).


Перед экспертами могут быть поставлены и другие вопросы, касающиеся материала с узлом. Так, в процессе экспертизы по делу об убийстве Куропяткина не только исследовались узлы, но и устанавливалось тождество объектов по их частям. Ноги и руки трупа были связаны веревкой, а шея перетянута тесьмой. При осмотре квартиры подозреваемого в ванной комнате была обнаружена веревка, конец которой был отделен путем разреза, а в кухне — тесьма, свободный конец которой отделили тем же способом. Эксперту предстояло выяснить: не составляли ли ранее единое целое веревка, снятая с рук и ног трупа, и веревка, изъятая из ванной комнаты, и тесьма, снятая с шеи трупа и изъятая из кухни соответственно?


Трасолог установил, что узлы на веревке и тесьме имеют элементы морских узлов, для завязывания которых необходимы специальные навыки. Как выяснилось, подозреваемый обладал такими навыками. Веревка, снятая с трупа, и веревка из ванны ранее составляли единое целое. Такой же вывод был сделан и в отношении тесьмы.


При экспертизе ножа, обнаруженного в квартире подозреваемого, на клинке были найдены волокна, однородные с теми, из которых состояли исследуемые тесьма и веревка. В последующем удалось полностью доказать виновность подозреваемого в убийстве Куропяткина. Убедительные выводы эксперта-криминалиста позволили следователю получить от подозреваемого правдивые показания о том, что веревка и тесьма были взяты убийцей из его квартиры.


Таким образом, изучение узлов в совокупности с другими исследованиями способствует установлению истины по уголовным делам.


Сколько существует морских узлов? В «Атласе такелажных работ» указано около 50. А вот Л. Н. Скрягин собрал дома почти 500 и рассказал в своей книге «Морские узлы» о 150 из них. Книга — ценное пособие не только для моряков, но и для альпинистов, ткачей, дельтапланеристов, криминалистов.


«С морем связаны многие годы моей жизни, — рассказывает Лев Николаевич. — Я трижды обогнул земной шар, посетил 26 стран, 74 порта в качестве представителя объединения «Судоимпорт». В молодости плавал матросом на Севере. И прадед, и дед мой тоже служили на флоте. Так что интерес к коллекционированию морских узлов у меня не случайный...»


Вот и отставной британский моряк Томас Морфи почти 50 лет провел на судах, избороздил практически все океаны и моря. Плавая на различных судах, он научился виртуозно вязать морские узлы. Выйдя на заслуженный отдых, Морфи может завязать 102 вида морских узлов. Этому непростому искусству он охотно обучает всех желающих. Для этого в доме Морфи имеется целая коллекция канатов, в том числе прочнейший манильский трос, который не тонет в воде, обычные пеньковые канаты, китайские плетеные тросы из морской травы, светящиеся в темноте, нейлоновые канаты и т. д.


Как тут не вспомнить события, о которых рассказывает известная легенда про гордиев узел? Происходили они в Малой Азии, во Фригийском царстве. Древняя Фригия располагалась на территории современной Турции, там, где текла и течет река Сакарья, которая 2 тыс. лет назад, когда родилась легенда об узле, называлась Сангария. Фригийцы были выходцами из Европы. Они отличались высокой культурой, занимались земледелием и ремесленничеством. Фригия дала Древнему миру немало выдающихся личностей, чьи имена дошли до наших дней, среди которых мудрец Эзоп и философ Диоген.


Головной убор этого народа тоже вошел в историю. Фригийский колпак в Древней Греции и Древнем Риме надевали на освобожденных рабов. Якобинцы возродили этот символ свободы и ввели его в моду в годы Французской революции.


За 700 лет до н. э. Фригию терзала междоусобица. И как это бывает, власть духовная вмешалась в дела власти светской. Важную роль в жизни государства в то время играли оракулы — особая родовая каста, представители которой жили при храмах и занимались пророчествами, толковали явления природы, вершили суд. К ним обращались со всеми вопросами, казавшимися простым смертным неразрешимыми.


Легенда говорит, что измученный смутой народ Фригии обратился за помощью к оракулу. Тот сказал: «Идите за городскую стену, и тот, кто первый встретится вам едущим на повозке, пусть будет вашим царем и прекратит междоусобицу». Выйдя из города, горожане увидели человека, который ехал на обычной крестьянской повозке, запряженной двумя волами. Звали его Гордий.


Гордий оказался энергичным, деятельным государем. Царство его разбогатело, и он построил для Фригии новую столицу, которая получила его имя — Гордион. В главном храме — храме Зевса — Гордий велел поставить ту самую повозку, которая привезла его к власти. Для этого, как утверждал оракул, было веское основание. Однажды, когда Гордий пахал в поле, орел сел на ярмо его быков и сидел на нем до захода солнца. Оракул истолковал это как предсказание богов о будущей власти Гордия.


Поэтому, как повествует легенда, в храм было помещено и ярмо, которое когда-то понравилось царю птиц. Ярмо было привязано к дышлу (оглобле) повозки очень сложным, запутанным узлом, и оракул, явно благоволивший Гордию, не замедлил возвестить, что тот, кто сумеет развязать узел царя Гордия, станет властелином мира.


Шли годы. В 738 г. до н. э. Гордий умер, оставив сына, которого звали Мидас. Отцу не повезло с наследником. Его имя, как и имя Гордия, знакомо нам из истории. Мидас тоже стал героем легенд, но каких? Одна из них рассказывает, что бог Дионис за освобождение из плена своего слуги — сатира предложил Мидасу исполнить любое его желание. Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото, и в результате чуть не умер с голоду, оттого что и его пища тоже становилась металлом, который он так любил. На этом беды Мидаса не закончились. Согласно следующей легенде за плохое судейство на конкурсе музыкантов он получил ослиные уши и до конца жизни прятал их под фригийским колпаком.


Бежало время. Минуло более 400 лет с тех пор, как Гордий завязал свой узел. Все так же стояла в храме его повозка, нетронутым оставался узел. Неизвестно, пытался ли кто-нибудь его развязать. За прошедшие века Фригия потеряла свою независимость, войска разных владык неоднократно сменяли друг друга в стенах крепости Гордион. Фригию и ее столицу спасало то, что она предусмотрительно не оказывала сопротивления сильнейшему. В 334 г. до н. э., когда к Гордиону подошло чужеземное войско, ворота города были открыты. То шла армия Александра Македонского.


Александр — ему исполнилось 22 года — впервые был в Азии. Энергичный, интересующийся историей и культурой народов, до 16 лет воспитывавшийся самим Аристотелем, он знал о знаменитой повозке и захотел увидеть ее. Вот как описывает дальнейшие события римский историк Курций Руф: «Когда жители города сказали Александру, что, по предсказанию оракула, Азию покорит тот, кто развяжет запутанный узел, им овладело страстное желание выполнить то, что предсказано. Вокруг царя собралась толпа фригийцев и македонцев: первые напряженно ждали, а вторые испытывали страх из-за безрассудной самоуверенности царя. И действительно, ремень был так плотно связан узлами, что было невозможно ни рассчитать, ни увидеть, где начинается и где кончается сплетение. Попытки царя развязать узел внушали толпе опасение, как бы неудача не оказалась плохим предзнаменованием. Долго и напрасно провозившись с этими запутанными узлами, царь сказал: «Безразлично, каким способом будут они развязаны», и, разрубив все узлы мечом, он не то посмеялся над предсказанием оракула, не то выполнил его».



Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.

179
Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.