Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Новый век криминалистики. Часть 2

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2017
ISBN: 9785392261291
Язык:
Объем текста: 371 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Ничто не проходит бесследно

Глава 2. Преступник оставляет след

Глава 3. Такие разные следы

Глава 4. Микросвидетель дает показания

Глава 5. Чего только нет в пыли!

Глава 6. Волос обретает голос

Глава 7. Гимн человеческой руке

Глава 8. Становление дактилоскопии

Глава 9. Все как на ладони

Глава 10. Такие разные узлы… и зубы

Глава 11. Стреляли…

Глава 12. И как бабахнуло!

Глава 13. Киберпространство и следы в нем



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Преступник оставляет след


Осторожно, следы!


Конечно, я расскажу лишь о небольшой части следов, изучение которых помогает современным следопытам распутывать самые сложные преступления.


Сразу должен подчеркнуть, что многие из остающихся на месте происшествия следов недолговечны и легко могут быть уничтожены. Недопустимо также, чтобы на месте происшествия были оставлены следы посторонними людьми, которые потом могут быть приняты за следы преступника. В этой связи хотелось бы разрушить существующее у некоторых людей ошибочное мнение, что о следах преступления обязаны знать только работники следственных органов. Это неверно. Ведь очень часто первыми с такими следами сталкиваются не следователи, а люди, не имеющие к следственной работе никакого отношения. Тогда от них зависит сохранение в неприкосновенности следов и обстановки на месте происшествия до прибытия следователя. Чем лучше это будет выполнено, тем вероятнее быстрое раскрытие преступления и обезвреживание преступника.


Самая характерная черта современной эпохи — научно-технический прогресс, оказывающий огромное воздействие на все стороны человеческой деятельности. Не остается в стороне от достижений науки и техники и следственный аппарат, стоящий на переднем крае борьбы с преступностью в стране.


С тем, какие современные средства и методы применяются ныне работниками учреждений судебной экспертизы, пресса знакомит читателей довольно регулярно. Мне же хотелось бы рассказать о некоторых современных научно-технических средствах, применяемых самими следователями в ходе расследования преступлений. Ведь прежде чем попасть в лабораторию эксперта, документ, вещественное доказательство либо другой объект со следами преступления должен быть обнаружен, изъят, осмотрен следователем и приобщен к уголовному делу. Это работа далеко не из простых. Зачастую она ничуть не легче поисков иголки в стоге сена. Представьте себе, что из бухгалтерского архива большого предприятия или учреждения необходимо отобрать платежные ведомости или иные документы, достоверность которых вызывает сомнения, либо обнаружить и изъять с одежды потерпевшего микроскопические частицы одежды преступника. Кропотливая, ювелирно тонкая работа, от качества которой зависит успех всего расследования, определяется «судьба» уголовного дела.


Умышленные тяжкие преступления совершаются, как правило, без свидетелей. Правонарушитель старается оставить как можно меньше следов, применяет порой довольно хитроумные приемы, чтобы сбить следователя с толку, навести его на ложный след. Следователю, стремящемуся проникнуть в суть намерений и действий правонарушителя, распутать хитросплетение фактов и обстоятельств уголовного дела, важнее всего уже на первых порах найти именно ту нить, потянув за которую удастся развязать замысловатый узел преступления.


Использование технических средств и достижений науки в расследовании должно осуществляться не за счет дополнительной загрузки следователя, а путем создания специализированных служб. Следователь не должен, просто не имеет права тратить время на применение технических средств, поиски специалистов, ревизоров, экспертов. Его задача — максимально быстрое, полное и точное расследование. А вот с этим-то в последние годы почти везде напряженка.


Криминалисты давно установили, что совершить преступление, не оставив следов, нельзя. Каким бы хитрым и опытным ни был преступник, как бы он ни изощрялся, заметая следы, последние непременно остаются. Это могут быть следы ног, транспортных средств, зубов, ногтей, орудий взлома и многие другие. Но все же наиболее часто при осмотре мест происшествия следователи обнаруживают следы пальцев рук, которые имеют особое значение в борьбе с преступностью, так как позволяют быстро и точно установить личность правонарушителя.


Поясню, почему следы пальцев находятся на особом положении среди других следов. Начну издалека. В стародавние времена, почти 3,5 тыс. лет назад, правил древнеегипетским государством молодой фараон Тутанхамон. Следуя священной традиции, уже при жизни оборудовал он себе гробницу, где после скорой смерти и был погребен. Прошли годы, века. Только во втором десятилетии ХХ в. усыпальница Тутанхамона была случайно обнаружена английским археологом во всем ее сказочном богатстве и великолепии.


Но не золотой саркофаг, не ювелирные изделия и драгоценности более всего заинтересовали в данном случае представителей криминалистики, дающей следственным органам наиболее совершенные приемы, методы и средства борьбы с преступностью. Нет! Наибольшую ценность для них представляли узоры на пальцах мумифицированного тела фараона. Едва ли сам Тутанхамон, обремененный государственными делами, когда-нибудь интересовался узорами кожи на концах своих пальцев. Вероятно, и вы, уважаемые читатели, не все обращали на них внимание. А между тем узоры того заслуживают, так как имеют совершенно удивительные свойства индивидуальности, устойчивости и восстанавливаемости.


Посмотрите внимательно на ногтевые фаланги своих пальцев. Возвышения на коже, называемые папиллярными линиями, образуют сложный узор в виде петель, завитков или дуг. Если вы сравните папиллярные узоры своих пальцев с узорами на пальцах другого человека, то убедитесь, что они неодинаковы. Более того, на всем земном шаре нельзя найти человека, который имел бы точно такой рисунок кожи на пальцах, как у вас. Такие папиллярные узоры на пальцах (вглядитесь в детали!) свойственны только одному конкретному человеку, и никому другому. Это-то свойство криминалисты и называют индивидуальностью.


В 1892 г. ученый Френсис Гальтон вычислил вероятность наличия двух лиц, обладающих одинаковыми папиллярными узорами на пальцах рук, как 1/(64 × 109) — один случай из 64 млрд. Медик Виктор Бальтазар позднее вывел вероятность как 1/10 в 60-й степени. Криминалист Эдмон Локар разработал пороскопический метод установления человека по отображениям пор в следах пальцев, особо ценный в тех случаях, когда имеется не полный отпечаток, а лишь небольшой его фрагмент.


Закладка папиллярных узоров на ладонях и пальцах рук происходит между 8-й и 12-й неделями внутриутробного развития. Их формирование заканчивается к 5–6-му месяцу, причем на подушечках пальцев, ладонях и ступнях ног узоры формируются не одновременно. Кожа на ступнях образует 17 типов рисунков.


Узор кожи на человеческих пальцах не повторяется не только в определенное время, но и по прошествии веков. Чтобы доказать это, и были сняты отпечатки пальцев у мумии Тутанхамона и с рук мумий других древних египтян, найденных при раскопках в Долине царей. Отпечатки пальцев людей, живших тысячи лет назад, сравнили с накопленными картотеками пальцевых отпечатков и одинаковых не нашли.


Не идентичны папиллярные рисунки на пальцах у детей и родителей, братьев и сестер — близнецов. В Польше, например, в одной семье несколько лет назад родилось пятеро близнецов. Внешне они очень похожи друг на друга, а вот узоры кожи на пальцах у них различаются.


Отсюда следует непреложный вывод, что если на месте происшествия обнаружены следы пальцев, то можно абсолютно точно определить, кто именно их оставил.


Устойчивость папиллярного узора — это его способность оставаться неизменным на протяжении всей человеческой жизни. На ногтевых фалангах пальцев узоры возникают на 3–4-м месяце внутриутробного развития плода, окончательно сформировываются на 6-м месяце, и в течение всей жизни человека, вплоть до разрушения кожного покрова после смерти, их строение практически не изменяется. Значит, если сравнить отпечатки пальцев, полученные сразу после рождения человека и в старости, то узоры будут различаться между собой только по размерам, ибо вследствие роста и развития организма увеличиваются лишь длина, ширина и высота папиллярных линий, но их количество, узор, его детали остаются теми же.


Редкая удача выпала на долю египетских археологов, проводивших весной 1989 г. раскопки вблизи пирамиды Хеопса. В групповом захоронении они обнаружили полностью сохранившуюся мумию древнеегипетской принцессы, забальзамированную, как полагают, 4,5 тыс. лет назад. «Почтенного возраста принцесса» имеет рост около 150 см, на ней надеты бронзовая корона, инкрустированная золотыми пластинами, различные ювелирные украшения и тонкой выделки кожаные пояса. Папиллярные узоры на ее пальцах сохранились.


Чтобы избавиться от своих, хорошо известных полиции пальцевых узоров, боссы гангстерских сообществ в западных странах готовы были на любые жертвы. За большие гонорары они нанимали опытных хирургов, которые срезали с подушечек их пальцев кожу и на ее место пришивали кусочки кожи, снятые с другой части тела пациента. Такая болезненная операция, длящаяся не один час, ожидаемого результата, однако, не давала. Спустя довольно непродолжительный срок, достаточный для окончательного приживления пересаженных участков, на них отчетливо проступал тот самый узор, который был ранее. Так проявило себя еще одно удивительное свойство папиллярных узоров — их восстанавливаемость.


Как уже отмечалось, чаще всего следы преступника — это следы пальцев его рук, образующиеся в результате отслоения от поверхности кожи частичек потожирового вещества, выделяемого в процессе жизнедеятельности человеческого организма. Эти слабо видимые или вообще невидимые следы остаются на бумаге, дереве, картоне, резине, пластмассе, стекле, металле и разных других поверхностях. Найти их и сделать различимыми можно только при помощи специальных веществ, наносимых на исследуемую поверхность особыми приемами.


Потому усилия следователя или специалиста-криминалиста по отысканию на месте происшествия следов пальцев рук очень редко оказываются безрезультатными. Обычно такие следы находят, а по ним устанавливают преступника. Причем и в этом следователям все большую помощь оказывают технико-криминалистические средства. В последние годы российские и зарубежные криминалисты, проведя широкие исследования, переложили кропотливую работу — отождествление человека по пальцевым отпечаткам — на плечи компьютеров.


Впрочем, они уже давно помогают в решении многих сложнейших криминалистических задач. Вот пример из следственной практики. Несколько лет назад в большом портовом городе группа из трех преступников похитила крупную сумму денег. Грабители скрылись, а перед следственными органами со всей остротой встала проблема скорейшего раскрытия преступления. Медлить было нельзя. Похитители были вооружены. В их руках оказались большие деньги. В любой момент, ободренные удачей, они могли пойти на новое преступление, либо скрыться, либо, наконец, просто растратить похищенные деньги. Однако быстро раскрыть преступление было очень и очень трудно. Следов рук при осмотре места происшествия, несмотря на все старания, не обнаружили. Лица преступников закрывали маски, действовали они молниеносно, уверенно. Здесь чувствовался почерк опытных уголовников. Одним словом, данных о грабителях было слишком мало, чтобы по ним раскрыть преступление в короткий срок. Тогда следственные органы решили использовать для этой цели служебный компьютер.


Всю собранную следствием информацию о преступниках после соответствующей кодировки ввели в качестве исходного материала и задали компьютеру программу на предположительное установление виновных в ограблении. Буквально через несколько минут, потребовавшихся на «размышления» — анализ и синтез полученных сведений, компьютер сообщил данные, по которым можно было отыскивать подозреваемых. И благодаря этому группа была вскоре обезврежена, материальный ущерб полностью возмещен.


Раскрытие преступления — сложный и трудоемкий процесс. Вина преступников должна быть обязательно доказана. Собирание доказательств — очень трудное и ответственное дело. Я не погрешу против истины, если скажу, что в основном рабочее время следователя затрачивается не на «увлекательные» осмотры мест происшествия и головоломные поединки умов — допросы и очные ставки, а на «скучное» многочасовое изучение материалов ревизий и экспертиз, анализ изъятых бухгалтерских документов и т. п.


Напрашивается вопрос: «Неужели следователь только тем и занят, что пишет, пишет и еще раз пишет?» Да, он в основном занят именно этим. Ведь деятельность следователя строжайше регламентирована уголовно-процессуальным кодексом; все следственные действия должны быть отражены в процессуальных документах: протоколах, постановлениях и т. д. В противном случае доказательства, собранные по уголовному делу, не могут быть приняты во внимание, т. е. работа следователя пойдет насмарку.


Уголовно-процессуальное законодательство прямо устанавливает, что все неописанное, или, как точнее говорят юристы, не зафиксированное в материалах уголовного дела, уличающей силы не имеет, а значит, и не может служить доказательством виновности подсудимого. Но попробуйте описать хотя бы квартиру, в которой живете. Кажется, все в ней известно и знакомо до мельчайших деталей, но описание, по которому можно было бы наглядно представить обстановку в одной комнате, не спутать ее ни с какой другой, составить совсем непросто. А ведь следователь должен описать следственное действие именно так, достигнув зрительной наглядности, не упустив ни единой детали.


Проведя такой несложный эксперимент, вы ощутите, как трудно бывает следователю при описании, например, обстановки на месте крушения железнодорожного состава или авиакатастрофы, даже автотранспортного происшествия — столкновения нескольких автомобилей. Картина в таких случаях бывает очень сложной, сроки осмотра — сжатыми, видит место происшествия следователь впервые, а должен заметить и запечатлеть все.


Ведь на месте происшествия следователь заранее не знает, что важно, а что нет, поэтому ни одна, пусть самая мельчайшая, деталь не может быть им оставлена без внимания или забыта при составлении протокола осмотра. Чтобы подчеркнуть важность этого обстоятельства, замечу, что при расследовании одного убийства преступник был установлен по волоску, прилипшему к рукоятке орудия убийства — топора. В другом случае виновного в наезде на пешехода нашли по микроскопически малой частице краски, отколовшейся от автомашины во время ДТП.


Мог следователь при осмотре сложной и психологически трудной обстановки места происшествия не заметить в первом случае волоска, а во втором — чешуйки краски? Нет и еще раз нет. Не мог, не имел права! Ибо тогда оба тяжких преступления остались бы нераскрытыми, а преступники ушли бы от наказания.


Нельзя не упомянуть, что более полутора веков назад были сформулированы следующие «Правила личного осмотра преступления и следов его»: 1) личный осмотр необходим во всех случаях, когда имеются «наружные признаки» и следы преступления; 2) он должен производиться со всякой скоростью, какая только нужна для того, чтобы устранить всякое возможное изменение в предмете осмотра; 3) осмотру подлежат как «главный предмет исследования», так и все то, что с ним связано («инструменты, вещи и предметы, близкие к осматриваемому предмету»); 4) нужно детально исследовать и зафиксировать «произведенные уже или происшедшие перемены с предметом осмотра»; 5) описание хода и результатов осмотра должно быть подробным и точным, «чтобы те, которые должны воспользоваться этим актом, могли получить посредством него столь ясное и полное представление о предмете осмотра, как будто б они сами производили его».


В осмотре и описании обстановки места происшествия значительную помощь современным следователям оказывает криминалистическая техника. Это сложные аналитические и поисковые приборы, научно-технические средства фиксации. Одно из старейших средств запечатления важных для установления истины обстоятельств — фотографический аппарат. На фотоснимках, изготовленных способами судебно-оперативной фотографии, все видно и понятно без особых комментариев даже неспециалисту. Сейчас следователи применяют судебно-оперативную фотосъемку по многим уголовным делам, причем практически повсеместно изготавливаются цветные фотографии, которые позволяют запечатлеть снимаемый объект в натуральных цветах. Произведенная наряду с описанием хода и результатов следственного действия цифровая фотосъемка повышает наглядность и убедительность полученных доказательств, а это облегчает раскрытие преступления.


Казахстан. Щучинский район, с. Успено-Юрьевка. Кража из продмага. Взломано окно над дверью, поскольку саму дверь взломать не удалось. Осмотр места происшествия производился ночью. На одном из фотоснимков из-за ящика с водкой виден уголок предмета, похожего на бумажник. При повторном осмотре бумажник с документами взломщика был найден. В бумажнике оказались его паспорт и водительское удостоверение. Тотчас же был задержан Виктор Амринов, ранее судимый, украденное изъято в целости и сохранности.



Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.

179
Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.