Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Новый век криминалистики. Часть 2

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2017
ISBN: 9785392261291
Язык:
Объем текста: 371 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Ничто не проходит бесследно

Глава 2. Преступник оставляет след

Глава 3. Такие разные следы

Глава 4. Микросвидетель дает показания

Глава 5. Чего только нет в пыли!

Глава 6. Волос обретает голос

Глава 7. Гимн человеческой руке

Глава 8. Становление дактилоскопии

Глава 9. Все как на ладони

Глава 10. Такие разные узлы… и зубы

Глава 11. Стреляли…

Глава 12. И как бабахнуло!

Глава 13. Киберпространство и следы в нем



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 11.
Стреляли…


Как народ вооружался


8945 единиц боевого огнестрельного оружия находилось в розыске в 1989 г. Открывшаяся статистика, ранее секретная, свидетельствовала, что рост преступности с применением огнестрельного оружия — горькая реальность. Но как пистолеты и автоматы попадали в бандитские руки? Вот что рассказал тогда заместитель Главного военного прокурора В. Васильев: «Увы, оружия на руках у преступников действительно много. А попадает оно к ним разными путями. Особенно массовым хищение оружия было во время беспорядков в Фергане и Абхазии. В Западной Грузии только за одни сутки были разгромлены 8 райотделов милиции и все ВОХР, в результате чего недосчитались 1441 единицы оружия. Из них 56 автоматов, 40 пистолетов, 3 ручных пулемета были захвачены без единого выстрела в результате прямого предательства сотрудников милиции. Если же говорить об источниках, то вот объемы оружия, находящегося в розыске: МВД СССР потеряло 1562 ствола, КГБ — 138, ДОСААФ — 617, учебные заведения — 2069, ВОХР — 439, сберкассы и предприятия связи — 296, «Аэрофлот» — 28 и т. д. Что же касается Министерства обороны СССР, то в розыске находятся 1952 единицы огнестрельного оружия, принадлежавшего этому ведомству. Это 21% от того, чем владеют преступники и что находится в розыске».


Эти цифры, полученные в Главном информационном центре МВД СССР, я напомнил отнюдь не для того, чтобы пощекотать нервы читателей. Цель иная: граждане России должны знать, откуда оружие попадает в руки преступников. А их вооруженность существенно не изменяется уже многие годы.


Каналов утечек огнестрельного оружия, принадлежащего Министерству обороны, несколько. Известны случаи, когда при появлении на посту посторонних лиц часовые, вместо того чтобы выполнить свой долг, вступали с этими людьми в переговоры. Результат — разбойное нападение на часового. Немало фактов грубого нарушения правил караульной службы, когда при смене постов несвоевременно обнаруживают повреждения заборов, печатей. Так создается возможность хищения оружия самими караульными. Сюда можно отнести и утрату оружия военнослужащими при самых, казалось бы, обыденных ситуациях: в поездах кладут его на верхние полки, забывают на вокзалах. Но вот что особенно опасно: нередки случаи нападения на военнослужащих. Так, в окрестностях Пскова были убиты трое солдат, а их оружие — похищено. Преступление осталось нераскрытым.


Однако вооружались тогда не только преступники, но и начинающие бизнесмены, желавшие сами оказать сопротивление рэкетирам. Так, официантка одного из ресторанов Читы Климова, надумав приобрести пистолет для самозащиты, уговорила знакомого капитана Дорофеева достать ей оружие. И офицер... похитил в части пистолет. Преступление раскрыли, офицера осудил военный трибунал.


А вот случай, тогда не имевший прецедента. Со складов НЗ было похищено 640 пистолетов ТТ, 2560 патронов к ним и 2420 патронов к пистолету Макарова, несколько боевых гранат. Немедленно начался поиск. Выяснилось, что хищение организовал лейтенант Чеботарев. В преступную группу вошли младший сержант Булаев, рядовой Мальчер, водитель таксомоторного парка Москвы ранее судимый Тубальцев и бывший военнослужащий Терентиев. Всех участников хищения арестовали. Цель его, как они пояснили, — продать оружие за большие деньги.


Вот еще факт. 18 августа 1989 г. в караульном помещении часовой Веселов застрелил из автомата начальника караула Хоровенко, рядовых Преображенского, Каурова, Громова, а также зашедшего в помещение на звук выстрелов помощника дежурного по части Филина. После расстрела своих товарищей Веселов вскрыл склад НЗ и похитил 5 автоматов, 3 пистолета, 2 гранаты, патроны. Перед уходом он включил электроплитку, на которую положил гранату. Из гранат же выложил «дорожку» к помещению склада с боеприпасами... К счастью, взорвалась только та граната, что лежала на плитке...


Складская база в стране и сейчас ненадежна. Нет средств на сооружение капитальных хранилищ. Поэтому боеприпасы и оружие лежат в старых зданиях. Не было сил реагировать на все случаи хищения оружия ввиду их многочисленности. К тому же командиры избегали огласки фактов хищения. Зная об этом, подчиненные им военные дознаватели решительности тоже не проявляли. В результате многие факты хищения оружия замалчивались. Бывало, что о пропаже оружия и боеприпасов становилось известно спустя несколько месяцев. Эффективность поиска, конечно, снижалась. И все же более 94% преступлений, связанных с хищением оружия, военные следователи раскрывали, стремясь к тому, чтобы перед законом ответ держал каждый: и вор, и покупатель оружия, и тот, кто способствовал созданию условий для его хищения. Все это и подхлестнуло преступность.


Говорят, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Раскаты выстрелов из похищенного оружия уже слились в канонаду. Что еще должно произойти, чтобы мы, наконец, ее услышали?


Стрельбой под окнами домов были встревожены жители улицы Уральской. Рота патрульно-постовой службы задержала нигде не работающего тагильчанина. Он оказал сопротивление сотрудникам милиции и тяжело ранил одного из них. Два милиционера, отражая нападение, сделали по два прицельных выстрела. Преступник скончался на месте. Оказалось, его оружие было краденым и числилось в розыске с января 1992 г.


Огнестрельное оружие с тех пор применяется все чаще и все бездумнее. В одной из деревень Заинского района Татарстана на несколько дней прекратили электроснабжение, а значит, была обесточена и сигнализация. Но никто в средней школе даже не вспомнил о ставшей беззащитной комнате, где хранилось оружие. А преступники не забыли. В результате похищены 3 винтовки, пистолет и патроны. Через день в другой школе пропали пневматические пистолеты и учебные гранаты. Беда в том, что умельцы научились быстро превращать их в боевые. Еще один подпольный оружейник обезврежен сотрудниками отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия МУР в начале 2000 г. Криминальный левша превращал газовые пистолеты в стрелковые.


Большой подарок криминальному миру сделала отечественная промышленность, выпустив газовый пистолет на базе пистолета Макарова. У него даже ствол был нарезной, оставалось только убрать перемычку. Теперь подобные пистолеты выпускают с учетом криминальной обстановки, но специалисты говорят, что можно переделать для боевых целей и новые модели.


Сейчас подлинные самоделки встречаются уже редко. Их вытеснили — как бы назвать? — скорее, «переделки». С 1991 г. в Москве стали появляться партии газового оружия. Оно открыто продавалось в палатках, на рынках без всякого учета и регистрации. Потом спохватились, учет ввели и стали реализовывать такое оружие в специализированных магазинах, но заинтересованные граждане уже успели приобрести, что хотели, и сообразили, как переделать газовый револьвер в настоящий. Делов-то — расточить каморы, переделать боек под патрон 5,6 мм и убрать перемычку в стволе, мешающую стрелять пулей.


До сих пор ходят по России дробовые пистолеты и револьверы, хоть они и запрещены к обороту. Даже без переделки это оружие убивает, если стрелять в упор в живот или голову. К тому же его легко приспособить для пуль. В руках мастера смертельным может стать учебное оружие. Не случайно из школ и других учебных заведений, бывает, похищают калашниковых. Из винтовок и охотничьих ружей делают обрезы. Для охоты они после этого совсем не годятся, переходя в разряд ручного боевого оружия.


Этот музей оружия знают очень немногие и лишь по служебной надобности. На стендах — разнокалиберные пистолеты. Одни изготовлены известнейшими фирмами мира, другие — подпольными умельцами. На полу выстроился ряд пулеметов — от знаменитого дегтярева до современных легких и грозных «ручников». Поблескивает сталь автоматов — выпущенных еще в довоенную пору ППШ и новеньких калашниковых.


Музей предназначен отнюдь не для любопытствующей публики. Он нужен криминалистам. Оружие в нем действующее, и это — первая его особенность. Осталась, скажем, на месте преступления стреляная гильза. У следователя сразу же возникает вопрос: «Каким оружием пользовались?» Узнать — значит получить важную ниточку к разгадке преступления. По стреляной гильзе определяют калибр, тип и модель оружия. А потом, как правило, и его владельца.


Сердце музея — коллекция специального учета огнестрельного оружия и боеприпасов экспертно-криминалистического управления (ЭКУ) УВД Тульской области. Здесь собраны стволы, произведенные не только на отечественных и зарубежных заводах, но и уникальные самоделки. Как правило, все они проходили по конкретным уголовным делам.


«В 1994 г. милиция изъяла у туляков 767 единиц различного огнестрельного оружия, — рассказывал начальник ЭКУ подполковник С. Степанов. — За 6 месяцев 1995 г. — 319. Естественно, не все орудия смерти мы оставляем у себя. Часть возвращаем на завод-изготовитель, что-то уничтожаем. “Самое-самое” — на полку. Так за многие годы и создалась солидная коллекция более чем из нескольких сотен образцов. Вот пистолетики бельгийского производства, — Станислав Алексеевич легко подбрасывает на ладони оружие чуть ли не игрушечных размеров. — Вот этот называется «Леново». Особенность его в том, что он складывается, как перочинный нож».


На стеллажах соседствуют бывавшие в «делах» наганы и обрезы, браунинги и маузеры, вальтеры и парабеллумы. Особое место отведено так называемому атипичному оружию, замаскированному под разные бытовые предметы. Даже строительно-монтажные пистолеты ухитряются приспособить для стрельбы боевыми патронами. Убойная сила у этих мелкокалиберных стволов достаточная, чтобы лишить человека жизни. Одной из безобидных на вид «авторучек» совершено самоубийство. Рядом — похожее на трость однозарядное ружье 16-го калибра. После выстрела наконечник можно использовать как стилет-штык.


Но настоящей гордостью коллекции стали изделия одного мастера-туляка. Его кустарный арбалет — получше хранящегося здесь же фирменного, американского производства. Несколько дульнозарядных «пушек», в том числе и четырехствольная, напоминают оружие XVIII в., украшены инкрустацией...


Любопытная судьба у подпольного мастера. Работал он на тульском оружейном. Однажды отказали ему в профессии лекальщика, весьма здесь почитаемой. Обиделся, ушел на один из машзаводов. Но раз руки, как говорят туляки, «затесаны» на оружие, не смог бросить любимое дело. Стал мастерить исключительно для себя. Да как-то поддался уговорам и продал револьвер. Оружие «засветилось» весьма ярко: из него был ранен сотрудник милиции. Задержанный назвал изготовителя.


Летом 1998 г. в Заречье, устроив шумную пальбу с ограблением, скрылся бандит. После себя оставил только стреляные гильзы. Эксперты-баллисты рассматривали небогатый «трофей» в микроскопы, рылись в справочниках, но гильза нe подходила ни к какому известному виду оружия. А потом подобрали в криминальном музее подходящий ствол. Пристреляли. Оказалось, преступник был вооружен чешским пистолетом «Зброевка» модели 1927 г. По нему отыскали и владельца — матерого уголовника...


Вторая отличительная особенность этого музея состоит в том, что все имеющееся здесь оружие, включая и ружье для подводной охоты, переделанное для охоты на людей, изъято у преступников. Держу в руках револьвер, на котором нет заводского клейма. Очень похож на уменьшенный наган. Сделан под мелкокалиберный патрон. Ствол взят от укороченного автомата, который делают на Тульском оружейном заводе. Сработан на редкость чисто и аккуратно, сразу виден опытный и талантливый мастер. Вот только талант свой употребил во зло: оружие это принадлежало рэкетиру В. Добрынину и было изъято в тот момент, когда он держал на мушке человека, вымогая у него деньги. Револьвер был на боевом взводе, еще мгновение — и бандит мог открыть огонь по сотрудникам милиции. Но те действовали молниеносно, и револьвер перекочевал в музей.


В полузабытой песне-марше говорится: «Тула веками оружье ковала». Кует и сейчас. И в весьма немалых количествах, в том числе кустарное. Целое семейство револьверов и автоматических пистолетов попало сюда из тайников заместителя председателя ООО «Лада» Ю. Мухина и его приятелей. А куплены они были у слесаря-инструментальщика производственного объединения «Кран» Юкова. Вместе с пятью своими «сподвижниками» он, имея свободный доступ к высокоточному оборудованию и пользуясь полным отсутствием контроля со стороны администрации, в течение полутора лет делал здесь револьверы, которые сбывал перекупщикам по дешевке, лишь бы на водку заработать.


Однако револьверы — это слишком хлопотно. Можно и попроще, лишь бы убить. Беру в руки коротенькую стальную трубку, похожую на авторучку. У нее оттягивается головка, сделанная из простого винта. Конец винта заточен — это боек. В трубку вставляют капсюль и картечину, которая с расстояния в 10 см запросто пробивает толстенную доску.


Обхожу стеллажи этого специфического музея, и не отступает мысль: как беззащитна человеческая жизнь и как мало надо, чтобы ее прервать. Вот самый обычный газовый пистолет, который попал сюда после трагедии, разыгравшейся в одном из сельских магазинов. Молодой человек, разговаривая со своей знакомой продавщицей, решил имитировать у нее на глазах самоубийство. Вынул этот пистолетик, приставил к виску и, улыбаясь, нажал спусковой крючок. Хлопнул выстрел, имитатор рухнул замертво.


Разные мысли вызывает это своеобразное путешествие в криминалистическую баллистику. И не последняя из них о том, как все же талантлив наш русский народ! Вот ведь могли же из любви к чистому искусству сделать зажигалку в виде пистолета. Точная копия, произведение большого мастера. И не его вина, что этой вещицей пользовались, чтобы грабить прохожих. Наверняка не для убийства был сделан и удивительный арбалет, изъятый у одного из жителей Красногорска. Его конструктор Нельмин работал на Тульском оружейном заводе. Он часто ходил в местный музей, изучал метательное оружие старины. С завода вынес ореховое дерево для приклада и боевую пружину. Можно охотиться на дичь, а при желании можно подстрелить человека. Суд предпочел увидеть последнюю возможность, и арбалет изъяли. Так он попал в музей.


...На выходе из музея я столкнулся с последним экспонатом — могучей входной дверью. Она должна была защищать вход в жилище — сработанная из толстой доски, укрепленная железом, украшенная виньетками. Вся ее поверхность бугрилась шрамами пробоин. При ограблении квартиры в дверь стреляли в упор из одного из здешних экспонатов. Не защитила. Не так ли порой и мы пытаемся отгородиться от того, с чем следует вести уж никак не пассивную борьбу?


Сотрудники Сарапульского ОВД летом 1991 г. задержали работников радиозавода Файзрахманова, Бесова и Курочкина. У них на квартире было обнаружено и изъято 13 самодельных пистолетов, изготовленных в форме авторучек, для стрельбы мелкокалиберными патронами, самодельные гранаты, два ружья системы Бердана, два ружья ИЖ-27-Е, ствол нарезного оружия неизвестной системы, приборы ночного видения, переносная радиостанция, а также множество патронов к различному оружию всех калибров. Откуда у слесарей все эти боеприпасы — выясняло следствие.


На черном рынке в 1991 г. появились стреляющие авторучки. Эти миниатюрные изделия фигурировали уже не в одном уголовном деле. Ими пользовались разного рода преступники — от хулиганов до убийц. Наибольшее хождение это огнестрельное оружие получило в Подмосковье.


Так, в Сергиевом Посаде у гостиницы «Дружба» был задержан 19-летний местный житель. У него обнаружили и изъяли 26 «авторучек», приспособленных для стрельбы мелкокалиберными патронами. Позднее выяснилось, что на территории Сергиево-Посадского района действует группа, специализирующаяся на кустарном изготовлении оружия и боеприпасов к нему. Эта специфичная продукция продавалась здешним уголовникам, а также различным вояжерам из ближнего зарубежья.


Вскоре подмосковные сыщики напали на след подпольных оружейников. Они действовали на заводе пиротехнических средств. Неучтенная продукция служила основой для сборки стреляющих авторучек. Оперативники выяснили, что преступники планируют осуществить оптовую продажу большой партии оружия и боеприпасов. Сделка должна была состояться в одном из гаражно-строительных кооперативов на окраине Красногорска. Покупатели в стреляющих авторучках изъянов не нашли и отправились за деньгами. Нужно было привезти 950 тыс. руб. Но тут в дело вступила группа захвата: через мгновение трое сообщников уже стояли лицом к стенке.



Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.

179
Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.