Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Новый век криминалистики. Часть 2

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2017
ISBN: 9785392261291
Язык:
Объем текста: 371 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Ничто не проходит бесследно

Глава 2. Преступник оставляет след

Глава 3. Такие разные следы

Глава 4. Микросвидетель дает показания

Глава 5. Чего только нет в пыли!

Глава 6. Волос обретает голос

Глава 7. Гимн человеческой руке

Глава 8. Становление дактилоскопии

Глава 9. Все как на ладони

Глава 10. Такие разные узлы… и зубы

Глава 11. Стреляли…

Глава 12. И как бабахнуло!

Глава 13. Киберпространство и следы в нем



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 13.
Киберпространство и следы в нем


Киберпреступность в киберпространстве


Бурное развитие современных информационных технологий, широкое внедрение цифровых средств видео- и звукозаписи, фотосъемки и мобильной связи привели к тому, что следователи в последние годы постоянно сталкиваются с новой средой отражения преступных посягательств — киберпространством, образованным носителями дискретной компьютерной информации. Через Интернет эти информационные технологии постепенно формируют новую сферу для общения и в целом жизни членов человеческого сообщества, число которых постоянно увеличивается.


Рост числа активных пользователей сети Интернет за период с 2000 по 2011 г. составил 528%. В России уровень проникновения Интернета в общественную жизнь достиг 47%, что соответствует охвату 54,5 млн человек. При этом к наиболее активным интернет-пользователям можно отнести каждого второго россиянина — 56%. По данным аналитиков, численность интернет-пользователей к концу 2014 г. составила 80 млн россиян, или 71% населения страны в возрасте старше 18 лет.


Поэтому представляется обоснованным суждение, что повышение роли и значения киберпространства как интерактивной информационно-коммуникационной среды влечет за собой появление целого комплекса новых криминальных рисков и угроз, связанных с ростом уязвимости информационной инфраструктуры, разрушительным информационным воздействием на людей через киберпространство для совершения различных уголовно наказуемых деяний.


Это легко объяснимо, поскольку многие процессы производственного и финансового характера, которые традиционно производились вручную, теперь просто немыслимы без применения компьютерных технологий. Если вредоносная программа вмешается, например, в работу локальной или глобальной информационной сети, то прекратятся банковские операции, начнутся отключения электроэнергии, перестанут работать светофоры, останутся без мест на поезда и самолеты пассажиры. И это лишь очень незначительная часть возможных вредных последствий.


В соответствии с рекомендациями экспертов понятие «киберпреступность» включает в себя любое преступление, которое может совершаться с помощью компьютерной системы или сети, в рамках такой системы или сети, против компьютерной системы или сети. Иначе говоря, к киберпреступлениям относятся такие уголовно наказуемые деяния, которые совершаются в киберпространстве против компьютерных данных с помощью или посредством компьютерных систем или сетей, а также иных средств доступа в киберпространство. Следовательно, к киберпреступлениям может быть отнесено любое преступление, совершенное в виртуальной среде.


В более конкретном контексте киберпреступность — это преступления в сфере высоких информационных технологий, совершаемые злоумышленниками, использующими эти технологии для достижения противоправных целей. По УК РФ к проявлениям киберпреступности относятся: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272); создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273); нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274). Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступных посягательств, совершаемых в киберпространстве, стало в сфере компьютерной информации (ст. 159.6). В связи со сравнительно недавним приобщением России к киберпространству перечень киберпреступлений пока невелик.


Если взять для сравнения Уголовный кодекс ФРГ, то в нем к киберпреступлениям отнесены: действия лиц, неправомочно приобретающих для себя или иного лица непосредственно не воспринимаемые сведения, которые могут быть воспроизведены или переданы электронным, магнитным или иным способом (§ 202а); нарушение тайны телекоммуникационной связи (§ 206); действия лиц, учиняющих подделку или использующих поддельные технические записи, под которыми в числе иного понимаются данные, полностью или частично регистрируемые автоматическими устройствами (§ 268); аналогичная подделка данных, имеющих доказательственное значение в суде (§ 269); действия лиц, уничтожающих, изменяющих или утаивающих технические записи (§ 274); действия лиц, противоправно аннулирующих, уничтожающих, приводящих в негодность или изменяющих данные (§ 303а);


действия лиц, нарушающих обработку данных путем разрушения, повреждения, приведения в негодность установки для обработки данных или носителей информации (§ 303b); незаконное вмешательство в деятельность телекоммуникационных установок (§ 317).


Кроме того, уголовное законодательство ФРГ устанавливает строгую ответственность за компьютерное мошенничество, под которым понимаются умышленные деяния с намерением получить для себя или третьих лиц имущественную выгоду, заключающиеся в причинении вреда чужому имуществу путем воздействия на результат обработки информации посредством неправильного создания программ, использования искаженных данных, неправомочного их использования или иного воздействия на результат обработки данных (§ 263а).


В зависимости от того, с какой целью злоумышленник вторгается в компьютерные информационные системы, можно выделить три основных типа киберпреступлений:


1) криминальные посягательства, когда компьютер используется как предмет преступления, т. е. неразрешенный доступ к информации, ее повреждение или уничтожение; кража важных сведений и т. д.;


2) деяния, в которых компьютер выступает в роли орудия преступления, например при цифровых хищениях;


3) преступления, при совершении которых компьютеры выполняют роль интеллектуальных средств, к примеру создание порнографических или суицидальных сайтов, размещение на них информации, могущей повлечь межрелигиозную или национальную вражду, и т. п.


Общественная опасность противоправных деяний в сфере и высоких (киберпреступлений) состоит в том, что они могут повлечь за собой грубое нарушение деятельности и контроля различных важных объектов, а также работы ПК, их систем и сетей, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию и , иные формы незаконного вмешательства в , которые способны вызвать тяжкие необратимые последствия, связанные не только с , но и с физическим вредом множеству людей.


Если внимательно приглядеться к происходящему и оценить его с более общих позиций, то нельзя не констатировать, что современная цивилизация активно движется в сторону виртуального бытия. Люди, находящиеся на острие этого феноменального процесса, не сомневаются: наш мир уйдет в киберпространство. Вопрос времени (похоже, совсем недалекого), когда он там окажется. Тогда и возникнет ситуация, аллегорически описанная во многих древних текстах: конец одного мира (нашего) и начало другого мира (виртуального), который довольно быстро тоже становится нашим, привычным. Киберпространство уже сегодня очень во многом формирует реальную действительность, потому впору говорить о некой совмещенной реальности, в которой мы живем.


С развитием компьютерных технологий реальность и виртуальность стали неумолимо сближаться и переплетаться. Сознание человека, пребывающего в киберпространстве, очень заметно меняется. Дело не только в моральной и нравственной деградации людей. Рассматривая человечество как целое, нельзя не видеть: социум повсеместно и стремительно деградирует, в то время как материально-техническая база столь же быстро прогрессирует. Тенденция достаточно очевидна: материя трансформируется в нематериальную субстанцию. Возникающий ныне новый мир представляет собой промежуточную ступень, оттолкнувшись от которой будет возникать (и уже очень интенсивно и практически повсеместно возникает) новое, виртуализированное бытие, воспринимаемое абсолютным большинством людей как данность.


Замечу, что психологическими проблемами искусственной реальности занимается виртуальная психология, предметом исследования которой стала система «человек — киберпространство». Исследования психологов показывают, что пристрастие к Интернету и сетевым играм является способом ухода от насущных жизненных проблем, трудностей и конфликтов, что, в свою очередь, приводит к психическим отклонениям. Если заболевшие люди лишаются своего увлечения хотя бы на несколько дней, то обычно испытывают симптомы абстиненции наркоманов. У них происходит своеобразная ломка, и плохо становится тем, кто пытается помешать им снова уйти в виртуальные миры. Ныне это один из факторов, порождающих насильственные преступления.


А ведь еще 15–20 лет назад «киберпространство» было неким абстрактным понятием, никак не затрагивающим следственную деятельность. Однако в последнее время оно прочно вошло в обыденную жизнь, стало очень распространенным (можно сказать, вездесущим), поскольку компьютерные системы и отдельные ПК связаны между собой через Интернет, который является в том числе и местом совершения самых различных преступлений, число и разнообразие которых постоянно увеличиваются. В частности, Интернет все больше становится ареной ведения коммерческой деятельности и, соответственно, мошеннических операций, хищений чужой собственности.


Интернет сегодня предоставляет пользователям широкий ассортимент сервисов, позволяющих увеличить скорость обработки данных, подготовки документов и осуществления финансово-хозяйственных операций, расширить клиентурную сеть, повысить мобильность виртуальных взаимоотношений во времени и киберпространстве. Миграция в это пространство как отдельных операций и рабочих мест, так и бизнес-процессов в целом обусловила возникновение множества новых направлений предпринимательской деятельности (интернет-банкинг, интернет-трейдинг, электронные биржи и торговые площадки, интернет-аукционы и т. д.).


Через Интернет стремительно развивается система денежных расчетов (электронные кошельки), позволяющая получать в виртуальном пространстве реальные неконтролируемые доходы. Очень широкое распространение получили криптовалюты: Bitcoin, Ethereum, Ripple, Litecoin и др. По состоянию на март 2015 г. насчитывалось более 2 тыс. криптовалют.


Нужно подчеркнуть, что Интернет ликвидирует границы и территориальность, ибо люди, сидящие с ПК, планшетом, смартфоном в одной стране, имеют широкие возможности по противоправному воздействию на аналогичные устройства, находящиеся в других государствах. Неудивительно, что преступники, особенно организованные, быстро осознали масштабы супервозможностей, предоставляемых им цифровыми телекоммуникациями.


В последние годы стала вполне реальной опасность так называемых разветвленных атак на закрытые сайты, при проведении которых используется большое количество компьютеров. Поэтому отнюдь не случайно 150 государств мирового сообщества разрабатывают меры по борьбе с кибератаками, а киберпространство все чаще рассматривается как четвертая площадка ведения военных действий (наряду с сушей, атмосферой и морем). Владельцы компьютеров, пораженных различными типами вирусов, запрограммированных на уничтожение вирусного кода после завершения атаки, могут быть как сознательными соучастниками криминальных кибератак, так и невольными сообщниками. Такие атаки очень непросто отследить, а уж тем более установить конкретных виновников содеянного. Для рядового следователя это пока совершенно непосильная задача.



Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.

179
Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Юридическая Ищенко Е.П. Новый век криминалистики. Часть 2

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.