Юридическая Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 28.09.2014
ISBN: 9785392169870
Язык:
Объем текста: 368 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Категория неприкосновенности в праве и ее историческое развитие. § 1. Понятие неприкосновенности

§ 2. Происхождение и историческое развитие категории неприкосновенности в публичном праве

Глава 2. Неприкосновенность территории Российской Федерации. § 1. Территория государства

§ 2. Обеспечение неприкосновенности территории Российской Федерации

Глава 3. Неприкосновенность в системе прав и свобод человека и гражданина. § 1. Личная неприкосновенность

§ 2. Неприкосновенность частной жизни

§ 3. Неприкосновенность жилища

§ 4. Неприкосновенность в системе других прав и свобод граждан

Глава 4. Неприкосновенность в системе органов государственной власти и местного самоуправления. § 1. Неприкосновенность президента рф

§ 2. Неприкосновенность в системе представительных органов государственной власти и местного самоуправления

§ 3. Неприкосновенность в системе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления

§ 4. Неприкосновенность в системе судебных органов государственной власти

Глава 5. Неприкосновенность иностранцев и лиц без гражданства. § 1. Дипломатические и другие привилегии и иммунитеты

§ 2. Неприкосновенность других иностранцев и лиц без гражданства



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 4. Неприкосновенность в системе других прав и свобод граждан


В России только отдельные конституционные права и свободы всегда традиционно формулировались с использованием категории «неприкосновенность». В Основных государственных законах 1906 г. речь шла о неприкосновенности жилища (ст. 33) и собственности (ст. 35). В Конституции РСФСР 1937 г. говорилось о неприкосновенности личности (ст. 131) и жилища (ст. 132). В Конституции РСФСР 1978 г. также закреплялись неприкосновенность личности (ст. 52) и жилища (ст. 53). Наконец, в действующей Конституции РФ говорится о личной неприкосновенности (ст. 22), неприкосновенности частной жизни (ст. 23) и неприкосновенности жилища (ст. 25).


Думается, что это объясняется не спецификой содержания этих прав и свобод, отличающей их от всех других, а общепринятыми международно-правовыми формулировками, которые нередко воспринимались российским законодательством и воспроизводились в нем.


Между тем категория «неприкосновенность» неразрывно связана не только с упомянутыми правами и свободами, но и с рядом других.


Так, согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Эта формулировка означает не что иное, как то, что в Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность достоинства личности, которое охраняется государством. Ничто, указывается далее в Конституции, не может быть основанием для умаления достоинства личности.


Конечно, личное право человека, связанное с обеспечением и охраной достоинства личности, можно сформулировать как право на охрану государством достоинства личности или как-нибудь еще. Однако несомненно, что это личное право неразрывно связано с категорией неприкосновенности, обеспечение которой составляет основное содержание этого права, его главную и единственную цель.


Как видно из текста ст. 21 Конституции РФ, понятие достоинства она не определяет. Не определяется это понятие и другими правовыми актами. Этим обусловлена известная трудность в определении юридического смысла этого понятия. В этой связи в литературе даже отмечалась невозможность дать определение достоинства.


Оригинальное решение этого вопроса предлагала Е. А. Флейшиц. Не давая определения понятия достоинства, она полагала, что вопрос о том, являются ли те или иные сведения порочащими честь и достоинство гражданина, должен решаться судом исходя из требований не только законов, но и правил социалистического общежития и моральных принципов общества. Аналогичная точка зрения была высказана и Верховным Судом СССР в обзоре судебной практики по применению ст. 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в котором, в частности, указывалось, что гражданин или организация «вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».


Между тем представляется, что при реализации права на неприкосновенность достоинства личности, при его защите нельзя полагаться на ту или иную оценку фактов. Каждый человек, желающий воспользоваться этим правом, а также государство, охраняющее право, должны иметь четкое представление о том, что понимают Конституция РФ и основанные на ней другие законодательные акты под достоинством личности. Поэтому в юридической литературе предпринимались неоднократные попытки дать определение достоинству личности. Так, Н. А. Придворов полагает, что достоинство — это этическая категория, «выражающая моральную ценность и общественную значимость личности и осознание ею этой значимости». По его мнению, человеческое достоинство — продукт и выражение не только личных неимущественных отношений, но и широкого круга различных общественных отношений имущественного и неимущественного характера, опосредуемых отраслями права, выражающих и отражающих социальную сущность человека. Идея достоинства зарождается и существует там, где существует отношение: человек — коллектив — общество. Он считает, что в юридическом плане достоинство, или ценность человеческой личности, обеспечивается закрепляемым за нею комплексом субъективных прав и свобод, составляющих правовой статус личности, а не только правами и свободами, обеспечивающими неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, свободу совести и т. п. в сфере личных неимущественных отношений. Вопрос о человеческом достоинстве — это прежде всего вопрос о субъективных правах личности в различных сферах государственной и общественной жизни: социально-экономической, общественно-политической, личной; это вопрос об осуществлении и реальном обеспечении прав и законных интересов человека.


Анализ юридического инструментария, закрепляющего правовой статус личности, отмечает Н. А. Придворов, показывает, что правовое положение личности в обществе непосредственно связано с конкретным общественным бытием. «Он может быть рассмотрен как продукт и функция реальных общественных отношений, выражающих высокую ценность (достоинство) человека. При этом в правовом статусе в различных его видах (конституционном, отраслевых, в зависимости от социального назначения, специальном или индивидуальном) реализуются различные значения, грани человеческого достоинства (общее человеческое достоинство, достоинство представителя определенной общности, личное достоинство и т. д.). Каждый вид правового статуса имеет целью обеспечить реализацию определенной грани достоинства. По своей роли и специфическим функциям в механизме правового регулирования конкретный вид правового статуса как чисто юридическая категория определяет границы и специфический характер устойчивых нравственных характеристик человека, его духовных и физических качеств, ценных с точки зрения потребностей общества и государства и составляющих конкретный вид (грань) человеческого достоинства. Конкретизирующая роль различных правовых статусов в процессе реализации разных граней человеческого достоинства проявляется в отраслях советского права».


Н. А. Придворов подчеркивает, что уважительное отношение к человеческой индивидуальности, ее достоинству в каждой отрасли права обеспечивается особенностью ее регулятивных свойств, способами и приемами правового воздействия на общественные отношения. В каждой отрасли права, закрепляющей в той или иной форме ценность личности, имеются свои правовые средства для достижения данной цели.


Другие представители общей теории права идею достоинства чаще всего трактуют в качестве законного интереса, основы социальной справедливости и т. д.


Важный вклад в решение этого вопроса внесли государствоведы. По мнению В. Е. Гулиева и Ф. М. Рудинского, достоинство — понятие морального сознания, этическая категория, многозначное, полисемантическое понятие. Оно отождествляется с ценностью человека (человека вообще или конкретной личности) или с осознанием им этой ценности либо с поведением человека, выражающимся в достойном образе жизни. Важнейший аспект содержания достоинства — в сознании отсутствия принуждения, т. е. сознании свободы.


Л. Д. Воеводин рассматривал достоинство личности как совокупность таких качеств, которые характеризуют и определяют ее социальную ценность и общественную значимость.


М. В. Баглай считает, что достоинство личности — это качество человека, равнозначное праву на уважение и обязанность уважения других, которое достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. По его мнению, достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства, которое дает человеку право на самооценку, на «самоопределение» и охраняет его выбор жизненных ценностей.


В. В. Невинский видит в достоинстве человека универсальную философско-правовую категорию, олицетворяющую и одно из личных прав человека, и основу всего многообразия прав человека и гражданина. Он солидарен с теми, кто рассматривает достоинство человека в качестве источника его прав и свобод, а право на неприкосновенность человеческого достоинства—как основную цель всех остальных прав человека.


Большинство цивилистов и криминалистов сужают понятие достоинства человека до одного из личных неимущественных прав, выступающего в неразрывном единстве с понятием чести и репутации. Достоинство рассматривается преимущественно в плане субъективного права, связанного с охраной индивида от порочащих его достоинство сведений и иных унижающих и оскорбляющих действий. При этом авторы акцентируют внимание на субъективном моменте, «самооценке» человека. Так, С. Н. Братусь определял понятие достоинства как отражение в сознании гражданина его социальной оценки обществом, т. е. самооценку личностью этой общественной оценки.


Вместе с тем в правовой литературе высказывается мнение о том, что достоинство человека (личности) либо является неопределенным, имеющим конкретную теоретическую ценность, но не объясняющим достоинство личности «как юридическую категорию» феноменом, либо употребимо лишь в сочетании с понятием чести и репутации как одно из личных прав неимущественного характера, либо сводится к требованию запрета пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, проведения над человеком без его согласия медицинских, научных или иных опытов.


В юридической, а также философской литературе в понятии достоинства обычно выделяется как объективный момент — признание ценности личности, так и субъективный момент — чувство и осознание своей нравственной ценности. При этом в объективном моменте этого понятия выделяются такие аспекты, как человеческое достоинство, ценность человека вообще независимо от его конкретных качеств и особенностей; личное достоинство, т. е. ценность конкретного индивида, совокупность его положительных духовных и физических качеств; достоинство, связанное с принадлежностью к определенной социальной общности, группе и т. п. (например, достоинство ученого, рабочего, национальное достоинство, достоинство женщины).


Субъективный момент достоинства — осознание индивидом своей ценности как человека вообще, как конкретной личности, как представителя определенной социальной группы (нации, класса и т. д.).


Рассматриваются и другие аспекты общего понятия «достоинство». Оно отождествляется с нравственным поведением, достойным образом жизни и т. п.


Однако с какой бы стороны ни оценивать эту категорию, представляется очевидным, что понятие достоинства нельзя сводить ни к самооценке личности, ни к общественной значимости конкретной личности. Человеческое достоинство — это категория, не зависящая от конкретных качеств и особенностей человека. Достоинство — это ценность человеческой личности. Оно является неотъемлемым атрибутом любого человека от рождения и до смерти, а в ряде случаев и после смерти (защита личного достоинства умершего).


Вопрос о человеческом достоинстве — это прежде всего вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Само же достоинство по своей объективной природе неспособно выступать в качестве объекта юридического нормирования. Оно может быть только объектом правовой охраны.


Другое дело — субъективное право на неприкосновенность достоинства личности. Пределы его осуществления определяются границами прав и обязанностей, предусмотренных законодательными нормами. Однако правовой характер отношений, связанных с достоинством, до их нарушения, как отмечал С. Н. Братусь, совершенно не чувствуется. Это обстоятельство и позволяет думать, что ч. 1 ст. 21 Конституции РФ выполняет не столько регулятивную, сколько правоохранительную функцию.


Говоря о достоинстве личности, нельзя смешивать его с достойностью личности. Достойность личности — это совокупность иных качеств, которые характеризуют и определяют ее социальную ценность и общественную значимость. В зависимости от этих качеств та или иная личность может быть признаваема более или менее достойной. Достоинство не может быть большим или меньшим. Оно в равной мере присуще всем людям. Равенство перед законом является неотъемлемым свойством достоинства личности.


Заботой о достоинстве человека пронизаны многие российские правовые нормы. Уже УК РСФСР 1922 г. предусматривал посягательства на личность и ее достоинство, которые карались разными видами наказания: оскорбление, нанесенное кому-либо действием, словесно или в письме (ст. 172); оскорбление, нанесенное в распространенных или публично выставленных произведениях печати или изображениях (ст. 173); клевета, т. е. оглашение заведомо ложного и позорящего другое лицо обстоятельства (ст. 174); клевета в печатном или иным образом размноженном произведении (ст. 175); хулиганство, т. е. озорные, бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия (ст. 176).


Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. устанавливал (ст. 136), что следователь не имеет права домогаться показания или сознания обвиняемого путем насилия, угрозы и другими подобными мерами.


Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. предусматривал наказания за систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие характер истязания (ст. 113); клевету, т. е. распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений; клевету в печатном или иным способом размноженном произведении либо средстве массовой информации, в анонимном письме; клевету, соединенную с обвинением в совершении государственного или иного тяжкого преступления (ст. 130); оскорбление, т. е. умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, а также оскорбление в печатном произведении или средстве массовой информации (ст. 131).


В УПК РСФСР 1960 г. указывалось (ст. 172), что личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым. Освидетельствование в тех случаях, когда это следственное действие сопровождается обнажением освидетельствуемого лица, производится в присутствии понятых того же пола; следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением этого лица. При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181).


В ст. 183 устанавливалось, что производство следственного эксперимента допускается при условии, если при этом не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасности для их здоровья.


Первый ГК РСФСР 1922 г. не предусматривал охраны личных неимущественных прав. Разработка советской цивилистикой возможности обеспечения гражданско-правовой охраны такого рода прав относится к концу 30-х — началу 40-х гг.


Однако уже в ГК РСФСР 1964 г. такая защита предусматривалась. В ст. 7 устанавливалось, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если указанные сведения распространены в печати, они в случае несоответствия их действительности должны быть опровергнуты также в печати. Порядок опровержения устанавливается судом. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взимаемый в доход государства. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренные решением суда действия.


В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. право на судебную защиту от посягательств на достоинство становится конституционным правом граждан (ст. 57). Аналогичное право было закреплено и в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 55).


В отличие от Конституции РСФСР 1978 г., предусматривавшей лишь право на судебную защиту от посягательств на достоинство, действующая Конституция РФ (ст. 21) говорит об охране достоинства личности государством. Это существенно усиливает гарантии права на неприкосновенность достоинства личности, а также существенно меняет представление о том, что следует понимать под категорией достоинства личности. Если применительно к формуле, содержащейся в советских конституциях, можно было признать приемлемой точку зрения цивилистов о том, что достоинство личности отражает в сознании индивида его социальную оценку обществом, т. е. самооценку индивидом этой общественной оценки, пользуясь которой, он и защищал свое достоинство, прибегая к услугам суда, то применительно к формуле, закрепленной в Конституции РФ, с такой точкой зрения согласиться нельзя, поскольку здесь не может быть самооценки — здесь есть защита достоинства личности государством независимо от самооценки, а в определенных случаях и вопреки ей.


Право на неприкосновенность достоинства предоставляется каждому человеку, включая несовершеннолетних и недееспособных. Носителем человеческого достоинства является любой человек, в том числе и правонарушитель.


В Конституции указывается, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Это означает, что ни преступления, повлекшие заключение правонарушителя в тюрьму или колонию, ни обездоленность или нищета, ни позорная с точки зрения общепринятых представлений болезнь — ничто не может служить основанием для умаления достоинства личности. Особенно остро вопрос о защите достоинства личности стоит в тех случаях, когда человек становится объектом воспитания, образования, лечения, армейской или иной службы и т. д. Человек, ограниченный в той или иной степени в правах, находящийся в служебной или иной зависимости, особенно нуждается в уважении его достоинства.




Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

В монографии на большом фактическом материале исследуются вопросы обеспечения неприкосновенности территории Российской Федерации, в системе прав и свобод человека и гражданина, в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также неприкосновенности иностранцев и лиц без гражданства. В работе показана характерная для современной России тенденция к расширению использования категории неприкосновенности во всех областях жизни страны.<br /> Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить глубокие знания о конституционном праве России.

349
Юридическая Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

Юридическая Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

Юридическая Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

В монографии на большом фактическом материале исследуются вопросы обеспечения неприкосновенности территории Российской Федерации, в системе прав и свобод человека и гражданина, в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также неприкосновенности иностранцев и лиц без гражданства. В работе показана характерная для современной России тенденция к расширению использования категории неприкосновенности во всех областях жизни страны.<br /> Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить глубокие знания о конституционном праве России.

Внимание! Авторские права на книгу "Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография" (Кутафин О.Е.) охраняются законодательством!